Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа
Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме истории политических взаимоотношений России и Китая. Знание истории международных отношений позволяет нам лучше понимать современные процессы во взаимоотношениях государств, помогает делать прогнозы их развития на ближайшее и далёкое будущее. Проблема политический взаимоотношений России и Китая – одна из самых важных проблем современности. Китайская Народная Республика является непосредственным соседом Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. НАЧ. XVII В. – 1842 Г. 7
I.1. Предпосылки к установлению русско-китайских отношений 7
I.2. Донерченский период. 1649 – 1689 гг. 10
I.3. Русско-китайские отношения в период 1689 – 1842 гг. 16
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1842 – 1956 ГГ. 21
II.1. Русско-китайские отношения в период 1842 – 1902 гг. 21
II.2. Русско-китайские отношения в период 1902 – 1956 гг. 25
ГЛАВА III. ТРЕТИЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1956 – 2009 ГГ. 28
III.1. Русско-китайские отношения в период 1956 – 1989 гг. 28
III.2. Русско-китайские отношения в период 1989 – 2009 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Обезопасив тыл, Цинская империя устремила свои силы на разрешение джунгарского вопроса. Избранный путь – ликвидации ханства – представлял интерес для Китая с двух сторон: во-первых, падение самого государство позволило бы Китаю осуществить давний план подчинения себе монгольского мира, во-вторых, превращение джунгарских территорий в буферную зону завершило бы основную внешнеполитическую цель империи. Стремясь склонить Российское государство на свою сторону, китайский император направил в Петербург в 1731 и 1732 гг. две миссии, имевших целью приобрести у России калмыков для похода против Джунгарского ханства. Но ввиду того, что исчезновение независимого союзного государства между Россией и Китаем российской стороне было невыгодно, она отклонила предложения китайских послов, придерживаясь, таким образом, тактики дипломатической блокады Цинской империи. В ходе последней джунгаро-цинской войны (1755 – 1758 гг.) Джунгарское ханство пало под натиском Китая. Двумя важнейшими последствиями данного события явились: приобретение Россией Алтая и ликвидация буфера между государствами.
Дальнейшее противостояние России и империи Цин в Центральной Азии выразилось в сражении за политическое влияние в Казахстане. В ответ на враждебную деятельность маньчжуров в Горном Алтае, Россия проводила активное освоение Южной Сибири. Успех политики России в данном регионе был обусловлен тем, что вновь приобретенные земли «включались в хозяйственную систему страны», в то время как империя Цин использовала подчиненный монгольский мир (Синьцзян) в качестве военного форпоста, изолированного от внешнего среды23.
На дальнем Востоке российское правительство, наконец, ощутило потребность в использовании Амура (как транспортной артерии между Сибирью и Аляской), что, в сочетании с другими вопросами, вынудило Россию отправить в Китай в 1805 г. новое посольство. Однако из-за чётко выраженного противостояния в Центральной Азии Пекин отказывает в приёме миссии её главе Ю.А.Головкину, ссылаясь на «возможный сговор между Россией и Великобританией, которая агрессивно действовала на юге Китая»24, а также нежелание посла проходить ритуал «кхоу-тоу».
В Центральной Азии, несмотря на явное военное преимущество России, ей приходится сдерживать свой натиск в отношении освоения Казахстана25, так как подобные действия создавали угрозу новому прекращению русско-китайской торговли.
Итак, в заключение описания данного периода в развитии русско-китайских отношений, отметим, что к началу XIX в. обе стороны добились своих целей: Россия добилась ведения активной торговли с Китаем, в то время как он получил желаемую буферную зону. Однако перевес находился, явно, на стороне империи Цин, так как именно она диктовала условия в экономическом взаимодействии двух стран, сдерживая тем самым политическую инициативу Российского государства. Это доказывает и тот факт, что Россия стойко терпела достаточно грубое, по оценкам современников, обращение китайской стороны в дипломатической переписке26. К итогам первого этапа взаимоотношений также следует отнести появление российского посольства на территории Китая (первого для Китая иностранного посольства, причём европейские представительства в Пекине стали появляться лишь с 1860 г.), что выделяет Российское государство среди его иностранных «коллег» в Цинской империи.
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1842 – 1956 ГГ.
Второй этап русско-китайских политических взаимоотношений намного оживленнее первого, что объясняется, во-первых, развитием внешнеполитической стратегии России (а затем СССР), и, во-вторых, втягиванию двух стран в мировые политические процессы (прекращение «самоизоляции» Китая, участие государств в войнах, поддержание курса на мировую социалистическую революцию).
II.1. Русско-китайские отношения в период 1842 – 1902 гг.
Данный период развития русско-китайских
отношений характеризуется
К 40-м гг. XIX в. обнаружилось ослабление Цинской империи27, чем поспешило воспользоваться европейское сообщество, а также впоследствии и непосредственный сосед Китая – Российская империя. Следует отметить, что с окончанием военных действий в Китае, состояние страны характеризовалось экономическим упадком, что сделало невозможным продолжение успешно проводимой в течение полутора веков политики в отношении России, а именно подавление её политической инициативы при использовании экономических рычагов. Противление Китая России в том или ином вопросе могло привести к вовлечению последней во вражеский блок и затем и организации вооруженных действий против Китая, что означало бы для него окончательное падение. Поэтому, чтобы не допустить осложнения отношений с Россией, теперь Пекин был вынужден идти на уступки. Данной ситуацией Россия распорядилась вполне успешно: оказывая помощь китайскому правительству и являясь посредником в отношениях Китая с европейскими странами и США, ей представился шанс удовлетворить свои интересы (в первую очередь экономические и территориальные), не будучи скованной реакцией Китая. Примером этого служит Кульджинский договор, заключённый между Россией и Китаем в 1851 г. и закрепивший экономическое влияние России в Илийском крае28.
Дальнейшее поражение Китая в борьбе против англо-французской интервенции (1856 – 1858 гг. – действия в рамках «II Опиумной войны», 1856 – 1860 гг.) и восстание тайпинов (ультраконсервативное движение, развернувшееся в 1850 – 1864 гг. против действующей власти), окончившееся также победой союза Великобритании и Франции, создали угрозу потери Цинской империей самостоятельности, что было крайне невыгодно России29. Поэтому в 1857 г. в Китай была послана миссия, возглавляемая Е.В.Путятиным, имевшая, среди прочих целей, предложение помощи Китаю в качестве поставки оружия. Однако одновременно со стремлением поддержать императорскую власть и сохранить баланс сил Китая и его противников Россия, воспользовавшись моментом слабости и безволия соседа, активно проводила политику отчуждения в свою пользу приграничных земель: Айгунского договор (от 16 мая 1858 г.) обеспечил передачу России левобережья Амура30, Пекинский договор (от 2 ноября 1860 г.) объявил присоединение к России Уссурийского края и уточнил западную границу31 (заключенный в ходе миссии Н.П.Игнатьева, имеющей целью осуществить посредничество в заключении мирных договоров Китая с Англией и Францией, этот русско-китайский договор явился значительной победой российской дипломатии), в то время как Тяньцзинский договор (от 1 июня 1858 г.), помимо прочего32, официально прекратил «вассальную зависимость», навязанную Китаем с начала взаимоотношений.
Особое место в русско-
Апогеем русско-цинских отношений стало заключение Московского союзного договор а (22 мая 1896 г.) и подписание контракта на постройку и эксплуатацию КВЖД (27 авг. 1896 г.). Оформление союза, по мнению специалиста в области российско-китайских отношений академика РАН В.С.Мясникова, стало возможным благодаря правильной политике России во время китайско-японской войны (1894 – 1895 гг.), когда Россия приняла сторону Китая, выступив против «чрезмерных притязаний Японии, принудив последнюю отказаться от идеи отчуждения территории Южной Маньчжурии»35. Согласно статье №1 Союзного договора, «всякое нападение Японии, как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территорию Китая или Кореи» обязывало вторую сторону оказать помощь союзной империи36. В добавление к успеху отечественной дипломатии на Дальнем Востоке, в 1898 г. Россия «приобрела» – арендовала – Порт-Артур (Люйшунь) и порт Дальний (впоследствии Далянь), расположенные на стратегически выгодном Ляодунском полуострове.
Эпоха «маньчжурских завоеваний» России окончилась подавлением Боксерского восстания (восстание ихтуаней, 1900 г.) в Маньчжурии путем ввода российских войск для защиты железной дороги и русских поселений. Однако уже в 1902 г., в соответствии с Русско-китайским соглашение от 11 апреля—29 марта 1902 г. о Манчжурии, Россия обязывалась покинуть занятую территорию. С этой даты, характеризующей окончание активной политики России на китайском направлении, мы предлагаем закончить описание данного периода.
Итак, политика России в период 1842 – 1902 гг. может быть названа политикой возврата потерянных по русско-китайским договорам XVII в. земель. В современной китайской интерпретации, данный период скорее именуется «захватническим», так как КНР не признаёт, что Приамурье на истоке русско-китайских отношений было ничьим до XVII и что первыми его освоение начали именно русские казаки, после чего только по Нерчинскому и Кяхтинскому договорам эта территория перешла в цинское владение.37
В этот же период наблюдался
пик политических взаимоотношений
России и Китая, по времени наиболее
продолжительный и
II.2. Русско-китайские отношения в период 1902 – 1956 гг.
Данный период неоднороден уже потому, что в рассматриваемых государствах происходят смены политических режимов и власти в целом. Переориентировка администраций стран на активное ведение внутренней политики обусловило относительное «затишье» во внешнеполитической деятельности. Однако общемировые конфликты и непосредственная близость границ, а также политическая заинтересованность друг в друге на разных этапах становления советского режима обеспечили стабильность существования взаимного вектора внешней политики.
Первым политическим потрясением,
постигшем Китай стало
Во время Первой Мировой войны китайское правительство придерживалось политики нейтралитета, что, однако, не помешало японской интервенции в 1914 г. проникнуть в страну под предлогом нападения на немецкую колонию Циндао. Внутренние разногласия в Китайской республике привели в 1915 г. к отчуждению нескольких провинций39.
Сближение России (уже советской) и Китайского государства произошло в 1923 г., когда руководитель партии Гоминьдан Сунь Ятсен обратился за помощью к советскому агенту Коминтерна М.М.Бородину в организации сотрудничества между Гоминьданом и КПК. 20 января 1924 г. произошёл I Всекитайский съезд Гоминьдана в Гуанчжоу, где был официально принят курс на союз китайских коммунистов и СССР40. Ориентация Китая на СССР прекратилась с захватом власти в марте 1926 Чан Кайши, призвавшим в советники немецких офицеров.
Дипломатические отношения СССР с правительством Чан Кайши были установлены только в 1932 г. К этому времени север республики (Маньчжурия) была оккупирована японскими войсками, где было провозглашено подвластное Японии государство Маньчжоу-Го. 7 июля 1937г. (конфликт у моста Лугоуцяо недалеко от Пекина), по мнению китайских историков, начинается Вторая Мировая война. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении41.
Помощь СССР, осуществлявшаяся на различных направлениях (обучение китайских коммунистов, подготовка и вооружение китайской армии для освобождения Северного Китая), обусловила сближение соседних государств. Силами Советской Красной Армии в 1945 г. была освобождена Маньчжурия. Далее советские войска принимали активное участие в Китайской Гражданской войне (1945 – 1949 гг.), завершившейся 1 октября 1949 г. победой КПК во главе с Мао Цзэдуном и провозглашением Китайской Народной Республики. Уже на следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи42. С этой даты и до 1956 г., когда на XX съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина, СССР и КНР находились в тесной связи, выразившейся в экономическом сотрудничестве, оказании взаимной военной помощи и совершении культурных трудовых обменов. Советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, в первой половине 50-х гг. XX в. были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей43.
В заключение данного пункта об этапе развития русско-китайских отношений 1902 – 1956 гг. следует отметить, что он характеризовался попеременным слиянием внутренней и внешней политики государств, основанным на сходных стремлениях (установление коммунистического правительства) и взаимной заинтересованности в военном сотрудничестве (в виду развернувшихся международных конфликтов и Гражданской войны в Китае). Важно и то, что, как и на предыдущем этапе (1842 – 1902 гг.), проводником в русско-китайских отношениях выступала именно советская сторона, подчиняя своему политическому влиянию более слабый на тот период (в экономическом и политическом смыслах) Китай. Однако для данного этапа не была характерна экспансионистская направленность внешней политики Советской России по отношению к Китаю, что и позволило нам выделить данный виток в развитии политических взаимоотношений стран. Короткий период с 1949 г. по 1956 г. по праву можно считать расцветом русско-китайских отношений, обусловленным тесным взаимодействием вследствие совпадения векторов внешней политики двух государств.
Информация о работе История политических взаимоотношений России и Китая