История становления Содружества Независимых Государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 07:19, реферат

Описание работы

8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР. Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов. Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря – Верховным советом РФ. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым.

Содержание работы

Введение
1.История становления Содружества Независимых Государств
2. Компетенция и основные направления деятельности СНГ
3. Исполнительные органы СНГ
4. Органы отраслевого сотрудничества
5. Реформы СНГ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

В январе 2003 председателем  Совета глав государств СНГ был избран президент Украины Леонид Кучма. Влияние приверженцев укрепления СНГ  сказалось в сентябре 2003 на встрече  в верхах в Ялте. Лидеры Беларуси, Казахстана, России и Украины утвердили  образование ЕЭП. По предложению  министров иностранных дел СНГ  были одобрены заявления об основных принципах экономического сотрудничества, решения о создании совместной комиссии по взаимодействию в борьбе с незаконной иммиграцией, о продлении срока  полномочий руководителя Антитеррористического  центра СНГ и командующего Коллективными  силами СНГ по поддержанию мира в  Абхазии. В июне 2004 исполнительным секретарем СНГ стал представитель России Владимир Рушайло. В сентябре того же года на встрече в верхах в Астане новым  председателем Совета глав государств СНГ был избран Путин.

С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней  присоединился Узбекистан; организация  получила название ГУУАМ (по первым буквам названий стран-участниц). В нач. 2000-х  страны-участницы приняли ряд  мер с тем, чтобы оживить ее деятельность, сделав упор, прежде всего, на торговле каспийской нефтью и другими  ресурсами на западных рынках. В 2002 они объявили о создании зоны свободной  торговли. Но расхождения между странами-участницами  ГУУАМ делали формирующийся союз неустойчивым. Участие Узбекистана  не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания  с Евразийским экономическим  сообществом.

Деятельность ГУУАМ активизировалась после того, как в 2003–2004 произошла  смена власти в Грузии и на Украине (т.н. «цветные революции»). Политика новых  президентов Грузии (Михаила Саакашвили) и Украины (Виктора Ющенко) была ориентирована  на присоединение своих государств к НАТО и на сотрудничество с ЕС. Представители ряда стран ГУУАМ  выступили с заявлениями, в которых  выражались сомнения в отношении  потенциала и будущей роли СНГ. Так, в сентябре 2003 президент Молдовы  Владимир Воронин выразил недовольство созданием ЕЭП, якобы наносящим  ущерб СНГ. В ноябре 2004 министр  обороны Грузии Г.Барамидзе заявил, что СНГ – это «вчерашний день». В феврале 2006 Грузия официально вышла  из Совета министров обороны СНГ, мотивировав это намерением вступить в НАТО. В апреле 2005 министр экономики  Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его  страна может сократить взносы в бюджет Содружества.

Компетенция и  основные направления деятельности СНГ.

Согласно Уставу СНГ, к  сферам совместной деятельности государств-членов Содружества относятся:

– обеспечение прав и  основных свобод человека;

– координация внешнеполитической деятельности;

– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики;

– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

– охрана здоровья и окружающей среды;

– вопросы социальной и  миграционной политики;

– борьба с организованной преступностью;

– сотрудничество в области  оборонной политики и охраны внешних  границ.

Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях, согласно Уставу, предполагалось по следующим  направлениям:

– формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений  и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

– координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением  экономических реформ;

– развитие систем транспорта и связи, энергетических систем; координация  кредитно-финансовой политики;

– содействие развитию торгово-экономических  связей государств-членов;

– поощрение и взаимная защита инвестиций;

– содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции  и товаров;

– правовая охрана интеллектуальной собственности;

– содействие развитию общего информационного пространства;

– осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий  экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– осуществление совместных проектов и программ в области  науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта

– заключение двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи; сближение в сфере  национального законодательства.

Основными соглашениями и проектами в этой области  являются:

– образование  «Единого экономического пространства» (ЕЭП, провозглашено в 2003 Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной). По состоянию на апрель 2006 действует  организационная группа, разрабатываются  проекты 38-и базовых документов, составляющих основу ЕЭП, в течение последующих 2–3 лет после их ратификации предполагается наладить функционирование Таможенного союза;

– совместные программы: «Межгосударственная целевая программа  развития Корпуса сил СНГ для  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ноябрь 1998; участники –  Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина; Армения, Киргизия и Таджикистан  свое участие временно приостановили); «Межгосударственная радионавигационная программа» (март 2001; участвуют Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина); межгосударственная программа «Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств» (март 2001; участники – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Украина); «Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма» (май 2001; Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина); «Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ» (ноябрь 2001; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина); «Межгосударственная программа реализации концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ» (ноябрь 2001; Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия и Таджикистан); «Программа основных мероприятий сотрудничества государств-участников СНГ в области культуры» (ноябрь 2001; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина); «Программа неотложных мер по противодействию эпидемии СПИДа» (май 2002; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина); «Программа совместных действий по профилактике и борьбе с ящуром в странах Содружества» (апрель 2004; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина); «Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ» (август 2005).

В области коллективной безопасности и военно-политического  сотрудничества выдвигаются следующие  задачи:

– согласование политики в сфере международной  безопасности, разоружения и контроля за вооружениями, а также политики строительства вооруженных сил;

– поддержание  безопасности в Содружестве, в т.ч. с помощью групп военных наблюдателей и коллективных миротворческих сил;

– организация  взаимных консультаций с целью координации  позиций государств СНГ в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной  целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру; принятие мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных  сил;

– координация  деятельности пограничных войск  и других служб, осуществляющих контроль за безопасностью внешних границ государств СНГ;

– принятие мер  по разрешению споров и конфликтов между государствами СНГ;

– сотрудничество в области борьбы с преступностью  и терроризмом.

15 мая 1992 в  Ташкенте Арменией, Казахстаном,  Киргизией, Россией, Таджикистаном  и Узбекистаном был подписан  «Договор о коллективной безопасности  СНГ». В дальнейшем к нему присоединились  Азербайджан (24 сентября 1993), Грузия (9 декабря 1993) и Беларусь (31 декабря  1993). Договор вступил в силу 20 апреля 1994. В нем подтверждалось намерение  государств отказываться от применения  силы или угрозы ее применения, не присоединяться к военным  альянсам и рассматривать агрессию  против одного из государств-участников  как агрессию против всех подписавших  договор. 7 октября 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и  Таджикистан подписали хартию  о создании Организации договора  о коллективной безопасности.

Основными межгосударственными  соглашениями, регулирующими сотрудничество между странами СНГ в военно-политической сфере и области безопасности являются: «Программа реализации Соглашения о сотрудничестве в подготовке и  повышении квалификации военных  кадров для пограничных войск (9 октября 1997; участники – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан); «Программа военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ» (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина); программа «Создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ» (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан); «Программа совершенствования сотрудничества государств-участников СНГ в пограничной сфере» (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан); «Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (16 сентября 2004; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина); «Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью» (16 сентября 2004; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина).

На встрече в верхах стран СНГ в августе 2005 в Казани были одобрены новые документы, регулирующие сотрудничество между государствами  Содружества в данной сфере: «Концепция военного сотрудничества до 2010», «Концепция согласованной пограничной политики», «Программа сотрудничества в противодействии  незаконной миграции на 2006–2008», «Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом  и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005–2007».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнительные  органы СНГ.

Исполнительный комитет  СНГ сформирован по решению Совета глав государств СНГ 2 апреля 1999 на основе Исполнительного секретариата СНГ, аппарата Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, рабочих  аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Комитет призван обеспечивать деятельность Советов глав государств, глав правительств, министров иностранных  дел и Экономического совета; вырабатывать предложения о стратегии СНГ; осуществлять правовую проработку документов; анализировать ход реализации решений  и договоров, а также систематическое  информирование высших органов Содружества. Исполнительный комитет является постоянно  действующим органом, местонахождение  комитета – г.Минск. Председатель Исполнительного  комитета назначается Советом глав государств. В 1999 на пост председателя комитета назначен Владимир Рушайло.

Экономический совет СНГ  – основной исполнительный орган, обеспечивающий выполнение соглашений и решений  СГГ и СГП, касающихся формирования и действия зоны свободной торговли, а также других вопросов социально-экономического сотрудничества. Он подотчетен СГГ  и СГП Содружества, учрежден в  соответствии с решением СГГ о  совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ (2 апреля 1999). Положение об Экономическом совете утверждено в январе 2000. Совет призван  содействовать углублению экономического сотрудничества в рамках СНГ, образованию  зоны свободной торговли и свободному перемещению товаров, услуг, рабочей  силы и капиталов. В его задачи входит разработка предложений о  сотрудничестве между фирмами, совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  освоению ресурсов; расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры. Совет вырабатывает и вносит на рассмотрение СГП и СГГ проекты соответствующих решений и предоставляет им доклады о тенденциях развития, рассматривает ход выполнения обязательств, проводит экономические консультации, собирает информацию и пр.

Экономический совет состоит  из заместителей глав правительств стран-членов СНГ. Его заседания проводятся не реже одного раза в квартал. Председатель совета – министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.

 

 

Органы отраслевого  сотрудничества.

В рамках СНГ действует  ок. 70-ти органов отраслевого сотрудничества, которые призваны содействовать  развитию многостороннего взаимодействия государств-членов. Они согласовывают  принципы и правила такого сотрудничества в конкретных областях экономики, науки, гуманитарной сфере, военном строительстве  и т.д. и способствуют реализации практических договоренностей. В состав указанных органов входят, как  правило, руководители соответствующих  органов исполнительной власти стран  СНГ. Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции  принимают рекомендации, а также  вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств.

Информация о работе История становления Содружества Независимых Государств