Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:44, доклад
Экономическая интеграция – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Имеет место как на уровне национальных хозяйств, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, так и в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров.
«Проект 92», выпущенный в 1992г., устранил таможенные барьеры. С 1 января 1993 года отменена процедура заполнения таможенных документов. Существование различных стандартов было одним из главных препятствий на пути движения товаров и услуг. Для решения этой проблемы был введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.
2. Свобода движения услуг
Торговля услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:
Римский договор предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране. Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92».
Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции:
1. Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.
2. Взаимного признания качества национального контроля.
3. Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.
Пример: Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.
Данная свобода также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.
3. Свобода движения капитала.
Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза.
К середине 80-х
годов правительства
В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Были запрещены ограничения на движение капитала и платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе.
4. Свободное движение физических лиц
Граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства. Лица свободных профессий получили право свободно обосновываться в любом другом государстве-члене ЕС. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС. Но экономические стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьеры слишком значительными.
В результате осуществления программы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.
5. Экономический и валютный союз.
Уход со сцены
национальных валют означает, что
цены товаров на рынках стран-участниц
ЭВС становятся прямо и непосредственно
сравнимыми, что, в свою очередь, снимет
два таких препятствия в
Такая возросшая деловая гласность должна привести к лучшему использованию капитала и других располагаемых ресурсов для деловой деятельности. Большая гласность условий конкуренции должна также облегчить международные сравнения балансов предприятий, анализ их экспортных цен, условий слияния, поглощения и иных деловых альянсов на уровне ЕС и деловых стратегий компаний в целом. Таким образом, единая валюта сделает возможным завершение создания единого внутреннего рынка Сообществ.
Сердце ЭВС -
независимый Европейский
В мае 2013 г. ходе своего выступления в Лондоне президент Европейского Центробанка Марио Драги отметил заметные улучшения в Британской экономике.
Он сказал, что три отстающие страны - Испания, Ирландия и Португалия – намного улучшили свои экспортные показатели. Несмотря на позитивные изменения в некоторых странах, в этом месяце господин Драги сократил процентные ставки по еврокредитам до рекордно низких размеров. Последние данные показывают замедление экономик стран Евросоюза. Даже Германия в начале этого года не показала интенсивного роста.
Несмотря на проблемы, евро остается стабильной, сильной валютой.
Пока что невозможно предсказать, когда и как еврозона станет распадаться на части, однако уже ясно, что ей не удалось достичь заявленных целей ни политически, ни экономически. В политическом отношении единая валюта, вместо того чтобы намертво скреплять Европейский союз, оживляет застарелую враждебность между европейскими нациями, еще больше противопоставив их друг другу. В плане экономики, вместо того чтобы сглаживать разрыв в уровнях богатства на территориях еврозоны, единая валюта только усилила его, поскольку на европейской периферии увеличивается число наций, не способных к конкуренции. Что же касается «Европы без границ», то у свободы передвижения обнаружились свои жесткие пределы, обязанные языковому разнообразию и другим материальным ограничениям трудовой мобильности.
Во всяком случае, в 2012 году для молодых европейцев уже крайне значимо, где находится их родина – в Северной Европе (с ее безработицей молодых ниже 10% в Австрии, Германии и Нидерландах) или в Южной Европе (с уровнем безработицы среди молодежи свыше 50% в Греции и Испании) [5]. Поэтому неудивительно, что в разных странах ЕС столь разнятся взгляды на выгоды и издержки европейской интеграции: в этом отношении греки и немцы представят полную противоположность
Резкое ухудшение
После распада СССР ЕС весьма четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в том числе Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Такая разница в договорно-правовой базе отражала политический курс ЕС на сближение со странами Центральной Восточной Европы и отводила второстепенное значение отношениям с Россией.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г., в настоящее время является основной организационной и правовой базой отношений России и Европейского Союза. Оно не сыграло решающей роли в интеграции России в Европу и мировую экономику и в целом не закрепило особые отношения между Россией и ЕС. Реальность оказалась достаточно далекой от тех ожиданий, которые первоначально связывались с СПС.
Основным инструментом политики ЕС в отношении России последние годы была программа ТАСИС, которая, хотя и была подключена к СПС, не имела непосредственной оперативной связи с соглашением, а соответственно, ее потенциал не мог быть полностью использован для реализации целей и задач СПС3.
В контексте вступления России в ВТО ЕС не забывает о своих интересах. Как известно, в конце 2001 г. Европейский союз выдвинул требование унификации российских внутренних и внешних цен на энергоносители (и, прежде всего, на природный газ) в качестве условия вступления в ВТО4.
Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений: (1) укрепление демократии и правового общества в России; (2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; (3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире и (4) совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью. Кроме того, предусматривается усиление мер горизонтального характера, прежде всего расширение политического диалога. Российская Среднесрочная стратегия рассматривает примерно тот же круг проблем, только в более детализированном виде.5
Разработка особых стратегий в отношении России - с одной стороны, и Беларуси, Украины и Молдовы - с другой, по мнению автора, стала бы нецелесообразной. Прежде всего, Россия, равно как Украина и Беларусь, непосредственно граничат с Евросоюзом. Россия тесно связана - экономически и политически - со всеми странами в регионе. Во-вторых, в скором будущем возможно создание союзного государства между Россией и Беларусью, а также создание ОЭП. Следовательно, общая политика ЕС в отношении восточных соседей невозможна без участия Москвы. Наконец, исключение России из восточной политики разделило бы восточное соседство ЕС на две группы - Россию и остальные приграничные государства. Учитывая прогрессирующую политическую и экономическую интеграцию между странами, обосновать такое разделение весьма трудно, поэтому создание общей стратегии по отношению ко всему региону вполне оправдано.
Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация России на основе постепенного восприятия ею комплекса европейских норм и ценностей. Эта задача четко обозначена в программных документах ЕС. Ее решение позволило бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические выгоды, но и ответить на ряд серьезных вызовов в сфере безопасности6.
3. Направления и перспективы взаимодействия России и ЕС
«Мы для России - партнер номер один. Сейчас у нас в ЕС 25 членов, очень скоро будет 27 - это более 500 миллионов жителей. Мы - главный экономический партнер России, и Россия тоже экономически важна для нас. Поэтому нам надо сделать все возможное, чтобы построить - как мы это называем - общее пространство России и Евросоюза, общее не только в экономике, но и в культуре»7.
Программа действий в
экономической сфере
1 Копитерс Б., Эмерсон М. Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии / Б.Копитерс, М.Эмерсон , М.Хейссен, Т.Ковзиридзе, Г.Нутчева – М.: Изд-во «Весь мир», 2005. – с. 235