Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономических связей России со странами СНГ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение экономических связей России со странами СНГ;
- изучить состояние экономических связей России со странами СНГ;
- проанализировать перспективы экономического сотрудничества России со странами СНГ.
На деле, по мнению ряда специалистов,
даже видимое выполнение определенных
валютных соглашений, подписанных в постсоветском
рублевом периоде, - это чистое совпадение:
только те соглашения и только в той степени
выполнялись, - в основном это касается
введения плавающих обменных курсов и
создания более или менее развитых рынков
иностранной валюты, - которые позволяют
постсоветским странам (временно) поддерживать
минимальную степень внешней
Одной из острейших проблем
взаимоотношений стран
Некоторые специалисты еще в
конце 1991 года не исключали
возможности формирования
Однако политическое
Наступил новый этап –
Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 года шестью государствами – Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном – соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств – участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам [11, с.78].
Таким образом, в рамках
Внешнеэкономическое сотрудничество России и стран СНГ осуществляется на основе межправительственных двусторонних соглашений о свободной торговле, которые были заключены в 1992-1993 гг. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле, двусторонний режим свободной торговли характеризуется значительными административными издержками, связанными с определением страны происхождения товара и проведением соответствующего контроля, периодически возникающими торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта и импорта некоторых товаров.
Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без ввозных таможенных пошлин и применения количественных ограничений. При этом экспорт российских товаров в страны СНГ (кроме членов ЕврАзЭС) не освобождается от обложения вывозными таможенными пошлинами: на ряд российских экспортных топливно-сырьевых товаров и материалов (около 400 тарифных позиций) установлены экспортные пошлины. Режим свободной торговли между Россией и странами СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, предусматривал изъятия по наиболее чувствительным товарам. Наиболее часто из режима свободной торговли исключались подакцизные товары (табак и табачные изделия, алкогольные напитки), а также сахар. К настоящему времени таких ограничений осталось очень немного, и они подлежат постепенной отмене. Например, в соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной с января 2006 г. ликвидирована ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия, с января 2010 г. – на спирт; с 1 января 2013 г. отменена пошлина на сахар белый [25].
В рамках ЕврАзЭС режим свободной торговли действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных или вывозных таможенных пошлин. Исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти в Белоруссию с 2007 г.
Особенностью экономических связей России и Украины является широкое использование нетарифных ограничений в форме антидемпинговых пошлин и специальных защитных мер. В частности, на начало октября 2009 г. на Украине действовало или находилось в стадии рассмотрения 14 защитных процедур в отношении российских товаров, в России – 6 против украинских товаров. Специальные защитные расследования против российских товаров были возбуждены в 2008-2009 гг. Казахстаном (кондитерские изделия, вата, кровельные материалы) и Киргизией (сахар белый, мука).
Использование защитных процедур в России и ряде стран СНГ связано с активизацией политики по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестного или резко возросшего импорта, а также стремлением улучшить конкурентные позиции на внутреннем рынке страны-партнера. Однако, кроме России и Украины, другие страны СНГ относительно редко применяют специальные защитные и, особенно, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Причинами выступают не только отсутствие необходимого опыта, но и широкое использование административных нетарифных мер, ограничивающих взаимную торговлю.
Экономические отношения России с Белоруссией и Украиной осложнены «торговыми войнами». С Белоруссией в 2004 г. возник конфликт с ценами на российский природный газ, и «Газпром» впервые в российской истории приостановил его отгрузки. На рубеже 2006-2007 гг. конфликт был связан с введением Россией экспортной пошлины на нефть; на рубеже 2009-2010 гг. – с отменой с 1 января 2010 г. понижающего коэффициента пошлины на объем нефти, превышающий внутренние потребности страны (6,3 млн. т). Позиция российской стороны обоснована потерями, которые несет российский бюджет, а также снижением конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих предприятий на внешнем рынке.
«Торговые войны» с Украиной обусловлены просрочками платежей за поставляемый природный газ и несанкционированным его отбором украинской стороной. Полное прекращение экспорта и транзита газа через территорию Украины в январе 2009 г. привело к таким негативным последствиям, как остановка ряда промышленных предприятий в Европе, уменьшение снабжения бытового сектора. «Энергетические» войны нанесли материальный и моральный ущерб обеим сторонам конфликта, подорвали международный престиж России как надежного поставщика энергоресурсов.
Эти и другие торговые споры между Россией и странами Содружества разрешаются на двустороннем уровне политическими средствами; многосторонний механизм урегулирования взаимных претензий в рамках СНГ отсутствует.
На внешнем
рынке Россия и другие страны
СНГ выступают по ряду товаров
как конкуренты, а не партнеры (связано
со схожестью экспортного
Начиная с 2010 года наблюдается устойчивый умеренный рост стоимостных объемов торговли России и стран СНГ. Преодоление последствий финансового кризиса и экономического спада в мировом хозяйстве положительно скажется на динамике взаимных экономических связей. Фактором, который может оказать стимулирующее влияние на расширение взаимной торговли, является формирование многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ, намеченное Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г. [29]
Таблица 1
Внешнеторговый оборот РФ и стран СНГ
Государство |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% | |
Азербайджан |
2378,5 |
2,25 |
1779,5 |
2,60 |
1948,4 |
2,13 |
3077,2 |
2,51 |
Армения |
896,5 |
0,85 |
723,1 |
1,06 |
859,0 |
0,94 |
994,4 |
0,81 |
Белоруссия |
34059,3 |
32,23 |
23431 |
34,27 |
28034,2 |
30,70 |
38607,6 |
31,50 |
Казахстан |
19678,1 |
18,62 |
12831,4 |
18,77 |
15139,7 |
16,58 |
19765,9 |
16,13 |
Киргизия |
1799,1 |
1,70 |
1282,2 |
1,88 |
1384,1 |
1,52 |
1453,1 |
1,19 |
Молдова |
1798,5 |
1,70 |
1046,4 |
1,53 |
1529,1 |
1,67 |
1952,2 |
1,59 |
Таджикистан |
1006,7 |
0,95 |
785,7 |
1,15 |
887,0 |
0,97 |
810,4 |
0,66 |
Туркмения |
908,2 |
0,86 |
1043,6 |
1,53 |
905,4 |
0,99 |
1302,5 |
1,06 |
Узбекистан |
3337,9 |
3,16 |
2539,2 |
3,71 |
3446,0 |
3,77 |
3966,3 |
3,24 |
Украина |
39821,2 |
37,68 |
22900,9 |
33,50 |
37195,5 |
40,73 |
50630,4 |
41,31 |
Итого |
105684,0 |
100,00 |
68363,0 |
100,00 |
91328,3 |
100,00 |
122560,0 |
100,00 |
Информация о работе Экономические связи России со странами СНГ