Таблица
8
Темпы роста,
темпы прироста импорта в Россию
из Узбекистана
Год |
Объем импорта, млн. долл. |
Абсолютный прирост, млн. долл. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
Базисный |
Цепной |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
2008 |
1299,9 |
- |
- |
100 |
100 |
- |
- |
2009 |
842,7 |
-457,2 |
-457,2 |
64,83 |
64,83 |
-35,17 |
-35,17 |
2010 |
1556,5 |
256,6 |
713,8 |
119,74 |
184,70 |
19,74 |
84,70 |
2011 |
1859,7 |
559,8 |
302,8 |
143,06 |
119,48 |
43,06 |
19,48 |
= = 1326,3 млн. долл.
За рассматриваемые
4 года наибольший абсолютный прирост
в импорте из Узбекистана составил
713,8 млн. долл. в 2010 г. по отношению к
объему импорта в 2009 г., т.е. темпы
прироста составили 84,70 %. Наименьший объем
импорта был в 2009 г. – 842,7 млн.
долл. В 2009 г. объем импорта снизился
на 35,17% по сравнению с 2008 г. В 2011 г. объем
экспорта увеличился на 302,8 млн. долл. по
сравнению с 2010 г. В целом за весь рассматриваемый
период произошло увеличение объемов
импорта на 559,8 млн. долл., т.е. темпы роста
составили 143,06% в 2011 г. по сравнению с 2008
г.
- Другие формы сотрудничества РФ со странами СНГ
Большинство экономик стран СНГ
сохранили свои высокие темпы
роста в 2012 году, хотя скорость
экономического роста снижается
в некоторых из них во второй
половине года. Как и в предыдущие
годы, высокие цены на мировых
рынках на сырьевые товары, особенно
на нефть и природный газ,
поддерживают экономики стран
СНГ экспортеров энергоресурсов,
включая Россию и Казахстан.
Эти две экономики, определяя
большую часть экспорта в страны
СНГ, несмотря на продолжающиеся
диверсификации внешней торговли
в этом районе, и, оставаясь
важным источником денежных переводов
трудящихся-мигрантов, оказали благоприятное
влияние на другие страны СНГ.
Во второй половине года появились признаки
того, что рост в России ослабевает, так
как влияние предвыборных бюджетных расходов
постепенно уменьшается, а корпоративный
сектор был осторожен в принятии инвестиционных
решений. Тем не менее, экономика вырастет
почти на 4% в 2012 году, в основном благодаря
уверенному внутреннему спросу. Однако,
следует отметить, что Россия по-прежнему
сталкиваются с серьезным оттоком капитала.
Среди других стран СНГ, резкое снижение
темпов роста ожидается в Молдове и Украине,
поскольку эти страны в большей степени
подвержены влиянию зоны евро из-за направлений
своей внешней торговли, а также сильно
пострадали от необычно холодной погоды
в начале 2012 года. Так как цены на сырьевые
товары в 2012 году отступили от своих уровней
2011 года, а сильная засуха во многих районах
СНГ, в том числе России, Казахстане и Украине,
серьезно повлияла на урожай сельскохозяйственной
продукции, темпы роста в большинстве
экономик стран СНГ в 2012 году, как ожидается,
окажутся ниже 2011 года. Совокупный ВВП
региона вырастет примерно на 3,8% как в
2012, так и в 2013 годах [12, с.89].
Экономическая интеграция в СНГ
продвигается медленно. Таможенный
союз Республики Беларусь, Республики
Казахстан и России, который был
создан в начале 2010 года, был преобразован
в январе 2012 года в Единое экономическое
пространство, которое предусматривает
свободное движение товаров, услуг,
капитала и рабочей силы. В
сентябре Молдова и Украина
присоединились к соглашению
о свободной торговле СНГ, подписанное
ранее в 2011 году шестью странами
СНГ. На международной арене
Россия вступила в ВТО в
июле 2012 году после многих лет
затяжных переговоров. Присоединение
должно, в конечном счете, привести
к снижению импортных пошлин
на широкий спектр продуктов,
на его воздействие в краткосрочной
перспективе будет минимальным,
так как только около трети
тарифов будет снижено сразу
и снижение тарифов на наиболее
чувствительные продукты не состоится
до 2019 года.
Инфляционное давление в странах
СНГ появилось в середине 2012 на
вплеске в ценах на продукты питания и
энергоносители. Ряд других факторов также
привели к инфляции, например, такие, как
повышение тарифов в России в течение
лета. Годовая инфляция в России в 2012 году
может превысить 5%. В большинстве стран
СНГ резко сократился урожай, а цены на
продовольствие снова могут оказывать
инфляционное давление в конце 2012 года
и начале 2013 года. Темпы инфляции в странах
СНГ в 2012 году , как ожидается, варьируются
от примерно 0,5% в Грузии, где потребительские
цены снизились в годовом исчислении в
начале 2012 года, до более чем 60% в Белоруссии,
где валюта резко обесценилась в связи
с последствиями кризиса баланса платежей.
Похожие темпы инфляции (за исключением
Белоруссии) прогнозируются и на 2013 год,
по мере того как процесс дефляции будет
препятствовать дальнейшему повышению
регулируемых цен в странах СНГ. Другими
факторами станут продолжение повышения
заработной платы в энергетических экспортерах
и связанный с экспортом приток иностранной
валюты [13, с.82].
Увеличение государственных расходов
на фоне сильной экспортной
выручки и сокращение активного
населения привели к снижению
уровня безработицы в России
до рекордно низкого уровня
в 2012 году. Обязательства правительства
увеличить государственные расходы
в 2013 году должны еще больше
снизить уровень безработицы.
В отличие от этого, в Украине
уровень безработицы увеличился
в 2012 году в результате ужесточения
фискальной политики и слабой
экспортной деятельности. Условия
на рынке труда во многих
других странах СНГ, особенно
в Центральной Азии, трудно оценить,
так как большая часть трудоспособного
населения занята в сезонных работах за
пределами своих стран.
В противовес увеличению инфляционного
давления, ЦБ РФ повысил ключевые
процентные ставки на 25 базисных
пункта в сентябре, несмотря на
сильные возражения со стороны
корпоративного сектора. Напротив,
в Казахстане, центральный банк
неоднократно снижал процентные
ставки в 2012 году, обеспечивая
дополнительный стимул для экономики.
Более адаптивная позиция была
принята центральным банком Беларуси,
где учетная ставка была снижена
с 45 до 30,5%, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана
и Украины. Тем не менее,
во многих странах СНГ, кредитные
рынки недостаточно развиты, что
ограничивает воздействие мер
денежно-кредитной политики. В тех
странах-экспортерах энергоносителей,
которые стоят перед крупными
притоками иностранной валюты, центральные
банки попытаются предотвратить
усиление курса их валют.
Налогово-бюджетная политика была
экспансионистской в России в
начале 2012 года, когда в стране
проходили президентские выборы.
Целью правительства была озвучено
достижение сбалансированного бюджета
к 2015 году, для чего и были принятые
новые налоговые правила, которые ограничивают
бюджетные расходы. Любой доход, полученный
с более высокой цены, чем заложено в бюджете,
на нефть будут направлены в резервный
фонд. Новые правила, тем не менее, позволяют
5% увеличение запланированных расходов
в 2013 году. Для большинства других стран
СНГ, которые являются импортерами энергоресурсов,
налогово-бюджетная политика была ужесточена
в 2012 году по целому ряду причин, включая
озабоченность по поводу высокого внешнего
долга или выполнения условий программы
МВФ, и будет иметь в лучшем случае нейтральное
влияние на рост в долгосрочной перспективе.
В 2012 году экспортеры энергоресурсов
СНГ снова получили положительный
торговый и текущий счета. Энерго-импортеры
наоборот получили дефицит торгового
и текущего счета, которые во многих случаях
были смягчены положительным сальдо по
текущим трансфертам. Тем не менее, в России,
положительное сальдо торгового баланса
сократилось, после того как цены на нефть
отступили от своих максимумов 2011 года,
а рост предвыборных бюджетных расходов
укрепил импорт. В объемном выражении
экспорт России увеличился примерно на
5% в 2012 году и, как ожидается, снова
вырастет на 5% в 2013 году. Украинский экспорт,
однако, находится в застое, на фоне снижения
внешнего спроса, особенно на металлы.
Экспортные показатели заметно улучшились
в Беларуси, что вызвано девальвацией
валюты [5, с. 88].
Что касается импорта, то сильный
потребительский спрос в России
поддержал устойчивый двузначный
рост реального импорта и, как
ожидается, возрастет еще на 8%
в 2013 году. Рост импорта замедлился
в Украине в соответствии со
снижением доходов от экспорта
и более слабой склонности
тратить.
Возможность резкого падения
цен на сырье остается основным
риском для большинства стран
СНГ, а диверсификация экономики
все еще остается насущной
необходимостью как для энерго-экспортеров,
так и импортеров энергии. Другие среднесрочные
риски могут возникнуть в результате слабого
банковского сектора, трудностей со снижением
производства энергии и недостаточным
уровнем инвестиций, в том числе и в человеческий
капитал.
- Эффективность экономических связей РФ со странами СНГ
- Перспективы экономического сотрудничества РФ со странами СНГ
В системе международных связей
России со странами СНГ считаются
приоритетным направлением, что
зафиксировано в важнейших государственных
документах – в «Концепции
внешней политики Российской
Федерации до 2020 года» (2008 год)
и в «Стратегии национальной
безопасности РФ» (2009 год). Применительно
к сфере экономических отношений
акцент сделан на задачу интеграции
постсоветского пространства. Декларированные
приоритеты, однако, слабо подтверждаются
итогами сотрудничества России
со странами СНГ на практике.
Статистические показатели свидетельствуют
о тенденциях существенного ослабления
хозяйственных связей между бывшими
республиками СССР за время
их независимого существования.
В структуре внешней торговли России роль
европейского (ЕС) и азиатского векторов
(АТР) растет, а значение «вектора СНГ»
все более «проваливается»: в начале 1990-х
годов его доля в суммарном объеме внешнеторгового
оборота России достигала почти 60%, в 2000
году – всего 19%, а к 2008 году упала до 15%.
В настоящее время 85% внешнеторгового
оборота страны приходится на дальнее
зарубежье. Торговля России с ближайшими
союзниками внутри СНГ – с группировкой
стран ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Таджикистан) – занимает
менее 8% в объеме внешней торговли России
(2008 год). В страны СНГ Россия вложила, по
разным данным, от 2 до 8% своих зарубежных
инвестиций, явно отдавая предпочтение
вывозу капитала за пределы постсоветского
пространства. В свою очередь, партнеры
России по организации СНГ также мало
инвестируют в российскую экономику: на
их долю приходится около 3% ПИИ, поступивших
в Россию из-за рубежа. В абсолютных цифрах
объем накопленных российских инвестиций
в СНГ превысил 4,1 млрд. долл., а встречный
объем – из стран СНГ в Россию 1,8 млрд.
долл. Производственно-технологическая
основа единого промышленного комплекса
бывшего СССР, в особенности его инновационного
«ядра» - машиностроения – за прошедшие
годы существенно разрушена. Доля поставок
по линии кооперации в торговле машинами
и транспортными средствами между странами
СНГ упала к 2006 году до 6,3%. Это намного
меньше, чем в успешных интеграционных
блоках: в 2-3 раза ниже, чем в Евросоюзе
и НАФТА, в 6 раз ниже, чем в АСЕАН. Подобная
тенденция прослеживается и в двусторонних
связях. Таким образом, кооперация в СНГ
явно затухает, а это – самый эффективный
фактор международного интегрирования
экономик [13, с.89].
Как оценивать отмеченные тенденции –
как естественный, а поэтому позитивный
процесс «цивилизованного развода» новых
государств, связанный с укреплением их
политической и экономической независимости,
или, наоборот, как нежелательное для России
ослабление ее позиций на постсоветском
пространстве, а, следовательно, и в мировой
политике и экономике? – от ответа на данный
вопрос зависит выбор той или иной долгосрочной
стратегии России на постсоветском пространстве.
Приходится с сожалением констатировать,
что единства мнений на этот счет нет.
Пока не вполне ясно, какую роль бывшие
республики могут сыграть в процессе модернизации
и экономического роста России, в улучшении
ее конкурентных позиций на мировой арене.
Многое зависит от обоснованного выбора
общей стратегии внешнеэкономических
связей России, от позиционирования страны
в координатах «глобализация - регионализация».
В научной среде можно условно
выделить три основных подхода
к выбору внешнеэкономической
стратегии России, а в этих
рамках – разные оценки роли
региона СНГ. Условно назовем
их «глобализм», «регионализм»
и «открытый регионализм».
«Глобализм» отдает предпочтение
глобальному вектору развития
страны, ориентиру на мировой
рынок, с упором на отношения
с высокоразвитыми странами Запада.
Сторонники этой стратегии для
России считают необходимым включиться
в современную мировую экономику
на основе глобальных критериев
развития. По их мнению, страна
должна двигаться по пути скорейшей
адаптации национального хозяйства
к условиям постиндустриальной
эпохи, повышать конкурентоспособность
в сотрудничестве с наиболее
развитыми странами, становиться привлекательной
для иностранных инвестиций и крупных
транснациональных корпораций. Такой
подход к выбору внешнеэкономической
стратегии предполагает максимальное
открытие национальной экономики, широкое
участие в международных экономических
и финансовых организациях – ВТО, МВФ
и т.п., либерализацию хозяйственной жизни
внутри страны, модернизацию России даже
ценой высоких социальных издержек и «шоков»
для населения.
В стратегии «глобалистов» региону
СНГ отводится маргинальная роль,
как «технологической периферии»,
и в соответствии с его нынешним
значением в мировом хозяйстве
(около 1% в мировом ВВП и
0,8% в мировой торговле – без
учета России). Тезис о необходимости
интеграции именно с этими
странами подвергается сомнению,
а проект регионального союза
постсоветских государств характеризуется
не иначе как «заповедник отсталости».
Сторонники усиления глобального
вектора в развитии России
предлагают как можно скорее
отказаться от любых преференций
партнерам по СНГ, строить отношения
с ними преимущественно на
двусторонней основе и на условиях,
приближенных к нормам ВТО,
вести взаимную торговлю исключительно
по мировым ценам и тарифам,
выдавать кредиты на международных
условиях и т.п.