Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6
1.1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США. 6
1.2. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день. 14
2. Отношения США с Ираком и Ираном 22
2.1. США и Ирак 22
2.2. США и Иран 26
Заключение 28
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

США и страны ПЗ.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

На данный момент мы видим, что всё больше и больше компаний ищут возможности для деятельности за рубежом, и ближний Восток является привлекательной для американских компаний платформой для делового сотрудничества.

США подписали соглашение с государствами Персидского залива о торгово-инвестиционном сотрудничестве. Договор формально был заключен между Соединенными Штатами и Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман и ОАЭ.

В 2011г. объем двусторонней торговли между США и государствами региона достиг 100 млрд долл, причем Вашингтон закончил предыдущий год с отрицательным сальдо в 24 млрд долл.

Основу американского экспорта составляют вооружения, продукты машиностроения, медикаменты. Государства Персидского залива поставляют в США нефть, алюминий, удобрения, ресурсы для химической промышленности. В 2010г. прямые инвестиции США (исключая финансовые вложения) составили 23,5 млрд долл.

У Омана и Бахрейна подписаны договоры с США о свободной торговле. Ожидается, что другие государства Совета по сотрудничеству стран Персидского залива могут подписать аналогичные соглашения с США в будущем.

Продажа вооружения США странам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), включая Арабские Эмираты, увеличилась в 2011 году втрое.

Страны ССАГПЗ, включая ОАЭ, втрое увеличили в прошлом году свои расходы на закупку вооружения у США. Общий объем средств, затраченный ими в указанный период времени, составил US$ 66,3 млрд, что было обусловлено их стремлением пополнить свои военные припасы в связи с растущим напряжением с Ираном.

Согласно информации научно-исследовательской службы конгресса США, в минувшем году общий объем продаж в регионе стран ССАГПЗ достиг рекордной величины. Для сравнения, в 2009 году он составил 31 млрд долл., в 2010 году – 21,4 млрд, в 2011 году – 66,3 млрд. Снижение продаж в 2010 году объясняется негативными последствиями всемирного экономического спада. Однако увеличивающееся напряжение между странами ССАГПЗ и Ираном в связи с программой последнего по созданию собственного арсенала ядерного оружия способствует тому, что эти страны тратят миллиарды долларов на оборонные закупки.

Продажа вооружения за рубеж становится все более важной для военных производителей из-за сокращения Пентагоном бюджета на его закупку, обусловленного стремлением властей США сократить дефицит бюджета.

Общая сумма военных сделок между США и Саудовской Аравией в 2011 году составила 33,4 млрд. долл. Соглашения включали приобретение 84 американских всепогодных тактических истребителей четвертого поколения F-15 и модернизацию уже 70 купленных F-15 ранее.

В декабре 2011 года ОАЭ приобрели противоракетный комплекс мобильного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (THAAD) компании Lockheed Martin Missiles & Space стоимостью 3,49 млрд. долл., и 16 американских тяжелых военно-транспортных вертолетов продольной схемы Боинг CH-47 «Чинук» (Boeing CH-47 Chinook) на общую сумму US$ 939 млн.

Оман в том же году приобрел 18 истребителей F-16 на общую сумму 1,4 млрд. долл.

Управление военного сотрудничества минобороны США объявило в июне 2012 года о том, что оно собирается продать вооружение Катару и Оману на общую сумму 1 млрд. долл.

Отмечается, что Катар заинтересован в приобретении 12 американский многоцелевых вертолетов Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (Sikorsky UH-60 Black Hawk), 26 двигателей и 15 систем сигнализации единых модульных ракет.

Что касается Омана, то он планирует приобрести 55 управляемых ракет «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения AIM-9 «Сайдуиндер» (AIM-9 Sidewinder), а также другое военное оборудование.

 

  1. Отношения США с Ираком и Ираном

 

    1. США и Ирак

 

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве.

Другим долговременным последствием войны 1991 года и резолюции 687 было введение воздушных зон, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией.

На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. Существовали и другие проблемы. В январе 1993 года ВВС США, Великобритании и Франции нанесли два ракетно-бомбовых удара по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации, патрулировавшей неполётную зону. В декабре 1998 года после отказа Ирака от сотрудничества с международными инспекторами США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.

Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. Однако, в первые месяцы после терактов внимание администрации Джорджа Буша-мл. было сосредоточено на боевых действиях против движения Талибан в Афганистане. К началу 2002 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов.

По сообщениям СМИ, премьер-министр Великобритании Тони Блэр ещё в апреле 2002 года согласился на участие своей страны в будущей войне. В течение лета-осени ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.

За все 8 лет войны в Ираке расходы США на военные нужды составили 500 миллиардов долларов США.

Два ведущих американских экономиста полагают, что война в Ираке и американская экономика неразрывно связаны.

Джозеф Стайглитз, лауреат Нобелевской премии и Линда Билмс, авторы книги под названием «Война за три триллиона долларов» утверждают, что война в Ираке обошлась США по крайней мере в три триллиона долларов и возможно эта цифра в последующем достигнет целых пяти триллионов.

Линда Билмс в своем интервью телеканалу «Аль Джазира» сказала, что и в долгосрочной и краткосрочной перспективе Соединенные Штаты будут ощущать серьезные затруднения в экономике, причиной которых является война в Ираке.

«В долгосрочной перспективе по причине внешних займов и войны в Ираке уже к существующему государственному долгу будет добавлено 800 миллиардов долларов» - отметила Линда Билмс. В краткосрочной перспективе по словам Билмс экономика США ощутит серьезные проблемы, расходуя на войну в Ираке 12 миллиардов долларов ежемесячно.

Достаточно долго расходы Вашингтона на внутренние социальные программы, образование, строительство дорог и развитие институтов права шли по возрастающей. Но за семь лет президентства Буша младшего, финансирование вышеупомянутых программ составило минимум статей бюджета и экономики США в целом.

Билмс пояснила в своем интервью, что в своем исследовании она рассматривала все расходы на войну, включавшие общую сумму денег, затраченных с момента начала войны и по сей день, включая стоимость заботы о ветеранах после их возвращения на родину, пенсии по инвалидности, расходы на военное оборудование и внешние займы.

Что же касается стоимости за баррель нефти то здесь по словам Билмс наблюдается весьма серьезный ценовой скачек. Она в частности отмечает, что до вторжения в Ирак цена за баррель нефти составляла 25 долларов США и после вторжения Америки в Ирак цена выросла приблизительно до 110 долларов США за баррель.

Вместе с тем, ряд представителей истеблишмента США полагает, что три триллиона это вполне оправданная стоимость стабильности на Ближнем Востоке. Роберт Шапиро, прежний заместитель министра торговли в администрации Клинтона считает, что это небольшая плата за стабильность в ближневосточном регионе. По словам Шапиро администрация Буша в иракской войне не руководствуется экономическими соображениями, главными мотивами участия США в войне, является роль штатов в мировой политике. Он также полагает, что в случае если война в Ираке будет иметь успешный исход для граждан Ирака, а также будет достигнута стабильность в этом регионе, то цифра в три триллиона станет весьма небольшой ценой, которую американцы будут готовы заплатить с удовольствием, чтобы достигнуть вышеупомянутых целей. 

Другие эксперты полагают, что весьма серьезной проблемой для экономики США является отнюдь не война в Ираке, а кризис, связанный с ипотекой и крахом рынка недвижимости.

Декан Бейкр, соруководитель вашингтонского центра экономических и политических исследований в своем интервью телеканалу «Аль Джазира», сказал, что трудности с которыми столкнулась экономика США возникли не по причине войны в Ираке. Бейкр сравнивает нынешнюю ситуацию, возникшую в американской экономике с состоянием больного человека, когда по причине неправильного питания, и не здорового образа жизни, человек может легко заболеть пневмонией. Причины экономического спада в экономике США возникли по словам Бейкра из-за плохой подготовленности государства к этому спаду и кризису, когда тратив ежегодно на военные расходы 180 миллиардов долларов США, государство столкнулась с экономическими проблемами с весьма слабой внутренней инфраструктурой и низкими квалификационным уровнем рабочей силы внутри страны. Т.е, по словам Бейкра, причина экономического кризиса в США лежит не в войне как таковой, а в не правильном ведении внутренней экономической политики.

Однако, по словам той же Линды Билмс расходы на военные нужды в Ираке, США заимствовали во многом из вне на рынках капитала, это составило примерно 40% от всех военных расходов. По словам Билмс, США по сути автоматически передали серьезный внешний долг, причиной которого стала война в Ираке, будущим поколениям американских граждан.

По словам Билмс любая идея о том, что война хороша для экономики является мифом.

 

    1. США и Иран

 

США и Иран (тогда он назывался Персией) установили дипломатические отношения в 1883 году. В 1906 году в Иране в результате революции образовалась конституционная монархия, а в 1953 году случился переворот против демократически избранного премьер-министра (этот переворот был организован и профинансирован США и Великобританией). В 1978 году в Иране произошла Исламская революция, в результате чего шах был вынужден покинуть страну. Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Ираном в 1980 году после захвата сотрудников посольства США в Тегеране. В настоящее время правительство США не имеет дипломатических или консульских отношений с Ираном.

США имеет давнюю озабоченность по поводу иранской ядерной программы, поддержки Ираном терроризма и нарушением этой страной прав человека. Многочисленные санкции были введены в отношении Ирана со стороны Соединенных Штатов и международного сообщества, чтобы заставить Иран всерьез заняться переговорами с международным сообществом и начать решать проблемы связанные с его ядерной программой. Иран по-прежнему не признает право Израиля на существование и препятствует урегулированию ближневосточного конфликта путём поставки оружия таким группировкам, как: ХАМАС, Хезболла иПалестинский исламский джихад.

В 2013 году, с приходом на пост президента Ирана Хасана Рухани началось потепление отношений между двумя странами. Хасан Рухани выказал готовность к открытому обсуждению самых сложных вопросов с Западом, и провёл ряд мероприятий показывающих смену внутреннего курса в стране: были выпущены политические заключённые, открыт на некоторое время доступ к социальным сетям и так далее. В сентябре 2013 впервые за 34 года состоялся телефонный разговор между лидерами двух держав

Правительство США запрещает американским компаниям вести любые экономические отношения с Ираном. Санкции были введены в отношении Ирана из-за его поддержки терроризма, отказа выполнить международные обязательства по своей ядерной программе и из-за нарушений прав человека.

Напомним, что США и ЕС ввели в отношении Ирана несколько раундов санкций, чтобы заставить страну отказаться от программы по обогащению урана. США и их союзники считают, что Иран собирается начать строительство ядерного оружия, однако руководство страны опровергает эти обвинения, утверждая, что данная программа предназначена исключительно для гражданских целей, а именно – для производства энергии

 

Заключение

 

Торгово-экономические связи ССАГПЗ с США имеют большое значение для обеих сторон. Ускорившиеся в последнее время процессы интеграции государств аравийской шестерки и либерализации регулирования их внешнеэкономической деятельности в значительной степени способствуют трансформации и развитию этих отношений.

Информация о работе Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)