Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа
Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.
Введение 3
1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6
1.1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США. 6
1.2. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день. 14
2. Отношения США с Ираком и Ираном 22
2.1. США и Ирак 22
2.2. США и Иран 26
Заключение 28
Список использованной литературы 38
Так, например, создание таможенного союза в рамках ССАГПЗ дало новый толчок развитию торговых связей этих государств с США и призвано способствовать выработке единой торговой стратегии США по отношению к аравийской шестерке.
В перспективе страны Совета сотрудничества стремятся достигнуть полной экономической интеграции, что, безусловно, приведет к значительным структурным изменениям в экономических связях с США. Интеграционные процессы способствуют более эффективному распределению ресурсов в регионе, повышают глобальную конкурентоспособность стран аравийской шестерки, что создает дополнительный потенциал для развития аравийско-американских торговых и инвестиционных отношений.
В то же время данные процессы имеют противоречивое воздействие на связи с США. Американская администрация по-прежнему продолжает развивать отношения с отдельными странами аравийской шестерки, а не со всем блоком в целом, тогда как Европейский Союз оказывает всемерную поддержку интеграционным процессам в рамках ССАГПЗ. Так, создание таможенного союза было обязательным условием для подписания соглашения о свободной торговле между ЕС и Советом сотрудничества. США же, наоборот, заключают подобные договоры исключительно с отдельными членами ССАГПЗ.
Исходя из конкретных планов и программ правительств аравийской шестерки, представляется, что темпы интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества будут ускоряться. В такой ситуации США могут оказаться перед угрозой потери своего доминирующего положения в экономике государств-членов аравийского интеграционного блока, если кардинально не пересмотрят механизмы реализации своих экономических интересов в регионе Ближнего Востока.
Что касается либерализации
Необходимо отметить, что либерализация внешнеэкономической деятельности в странах ССАГПЗ неоднозначно сказывается на их экономических связях с США. Так, с одной стороны, вышеназванные процессы облегчают доступ американских компаний на рынок стран Совета сотрудничества, а с другой, США сталкиваются со все возрастающей конкуренцией со стороны других стран. В условиях наличия существенных препятствий для осуществления внешнеэкономической деятельности в ССАГПЗ США обладали сравнительным преимуществом при проникновении на рынок аравийских монархий за счет хорошо развитой системы информационной, юридической и политической поддержки деятельности американского бизнеса в этих государствах, что было результатом аравийско-американских стратегических отношений. Сейчас же экономическая либерализация в рамках ССАГПЗ ведет к снижению значимости этого преимущества для США.
Важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на развитие аравийско-американских отношений, является также экономическая политика стран ССАГПЗ, направленная на приватизацию и диверсификацию, которые рассматриваются аравийскими монархиями в качестве основного средства преодоления высокой зависимости от нефтяных доходов. К примеру, за период 1997-2000 гг. среднее изменение объема нефтяных доходов стран аравийской шестерки составило 15-37% за год. В этой связи можно отметить значительные успехи стран Совета сотрудничества в сфере диверсификации национальных экономик. В ОАЭ ненефтяной сектор составляет в настоящее время 70% ВВП, а в Бахрейне - 80%. Газовая отрасль становится вторым после нефти локомотивом экономики большинства стран этого интеграционного объединения. США уже захватили лидерство по сотрудничеству с аравийскими монархиями в сфере добычи, сжижения и транспортировки природного газа. Это сотрудничество включает как прямые инвестиции, так и поставки оборудования, услуги по строительству и обеспечению деятельности газосжижающих заводов и т.д. Среди других отраслей диверсификации можно отметить нефтепереработку, нефтехимию, туризм, финансовые услуги.
Что касается приватизации, то это направление экономической политики рассматривается лидерами государств ССАГПЗ в качестве меры обеспечения большей роли частного капитала, в том числе и американского, в развитии национальной экономики. Разгосударствление крупнейших аравийских компаний создает привлекательные инвестиционные возможности для американских предпринимателей.
Отмечая важность экономической политики аравийской шестерки для развития торгово-экономических связей с США, нельзя забывать, что фактором, заложившим основу этого сотрудничества, стало обилие запасов углеводородного сырья в странах ССАГПЗ. США всегда преследовали стратегические цели в отношениях с аравийскими монархиями, обладающими почти половиной мировых запасов нефти. Экономические интересы США в этом регионе, прежде всего, имеют целью обеспечение свободного доступа к запасам углеводородного сырья, а также поддержание стабильности на мировом рынке нефти. Эти стратегические связи затрагивают не только внутреннюю энергетическую безопасность США, но и позволяют им в значительной степени оказывать влияние на мировое экономическое развитие и поддерживать свою глобальную конкурентоспособность. Так, аравийские монархии сознательно идут на значительные издержки по содержанию дополнительных незадействованных мощностей по добыче нефти для того, чтобы иметь возможность удерживать цены в рамках определенного коридора, увеличивая и снижая свое производство для выравнивания спроса и предложения на мировом рынке. США, в свою очередь, берут на себя обязательства по обеспечению легитимности правящих режимов аравийских монархий и поддержанию безопасности в регионе Персидского залива.
Однако в настоящее время аравийско-американские стратегические отношения претерпевают существенные изменения, что связано с ростом цен на нефть с 2003 г. Представляется, что в условиях большей нестабильности мирового рынка нефти только оперативный пересмотр соглашений США и аравийских монархий о контроле цен на это сырье может стать стабилизирующим фактором на рынке нефти. Обе стороны уже доказывали, что они сохраняют свои обязательства, предписанные стратегическими отношениями, однако критерии этих отношений нуждаются в переоценке в связи с изменившимися глобальными экономическими условиями. В этом контексте в первую очередь требует пересмотра система ценообразования на нефть.
Помимо координации в сфере нефтедобычи нефтяной фактор оказывает непосредственное влияние и на весь комплекс торгово-экономических связей САГПЗ и США за счет колоссальных доходов аравийских монархий от экспорта энергоносителей.
Во-первых, в США инвестированы многомиллиардные нефтедолларовые активы стран ССАГПЗ.
Во-вторых, за счет доходов от экспорта углеводородов аравийские монархии смогли создать развитую инфраструктуру, современную промышленность и сектор услуг. Это обстоятельство, с одной стороны, способствовало росту экспорта американского оборудования и технологии в страны ССАГПЗ, а с другой, создало новые сферы сотрудничества в области приложения американских капиталовложений в этих государствах.
В-третьих, значительная часть нефтедолларов была направлена на покупку вооружений, и основным партнером аравийской шестерки в этой области стали США, получив за 1987-1999 гг. от стран ССАГПЗ заказов на закупку вооружений на сумму более 55 млрд. долл., что составило 45% от общей стоимости их расходов на импорт военной техники за указанный период.
В-четвертых, высокие доходы аравийских монархий сделали их быстро растущий рынок очень привлекательным для американских экспортеров.
Страны аравийской шестерки уже четвертое десятилетие отличаются высокими темпами роста населения, что ведет к пропорциональному увеличению потребительского спроса. Так, например, темпы формирования новых домашних хозяйств в Саудовской Аравии достигли 6-8% в 2000 году. Новые домохозяйства нуждаются практически во всех видах потребительских товаров, включая товары длительного пользования. Кроме того, меры по приватизации и либерализации ведут к тому, что в государствах аравийской шестерки растет спрос на капитальные товары. В целом, совокупный спрос в этих странах может устойчиво расти на 2-5 млрд. долл. в год, что делает рынок стран ССАГПЗ чрезвычайно перспективным для американских экспортеров.
Что касается инвестиционного сотрудничества, то можно отметить важность потоков капиталовложений как из США в ССАГПЗ, так и в обратном направлении. Большая часть американских капиталовложений представляет собой прямые инвестиции в совместные проекты, в то время как капитал, вложенный аравийскими монархиями в США, размещен в основном в портфельных активах и недвижимости. Заслуживает внимания такая своеобразная схема привлечения американского капитала, используемая в странах Совета сотрудничества, как экономический офсет. Эта программа, несмотря на значительное противодействие со стороны США, дает ощутимые результаты.
Статистика притока прямых американских инвестиций в страны ССАГПЗ иллюстрирует конкретные результаты экономической политики аравийских монархий. Так, поток капиталовложений из США стал увеличиваться после начала либерализационных процессов в Совете сотрудничества, а структура инвестированного капитала стала постепенно изменяться в пользу не нефтяных отраслей, что свидетельствует об определенном успехе программ по диверсификации и приватизации. В то же время доходность инвестиций в странах ССАГПЗ превышает среднюю доходность американских капиталовложений по всем странам мира (12,53% и 8,15% соответственно в 2002 г.), что говорит о значительном потенциале этой сферы аравийско-американских связей, который еще предстоит реализовать с помощью активизации мер по всемерной экономической либерализации.
С начала нефтяного бума 70-х гг. аравийские капиталовложения в США играют важную роль в двусторонних экономических отношениях. Такие инвестиции, по различным оценкам, достигают 1 трлн. долл., что составляет до 60% всех зарубежных активов аравийской шестерки. Однако в последнее время в связи с ухудшением политических отношений между США и Саудовской Аравией объем таких капиталовложений стал сокращаться, что вызывает серьезные опасения у американских экономистов и политиков. По оценкам различных специализированных изданий, страны Совета сотрудничества вывели до 400 млрд. долл. из американской экономики из опасений о возможном замораживании этих средств Государственным департаментом США на основании подозрений в финансировании международного терроризма.
Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на развитие отношений между аравийской шестеркой и США, является военно-техническое сотрудничество. Эта сфера является неотъемлемой частью аравийско-американских стратегических взаимоотношений. Так, в обмен на поддержание стабильности на мировом рынке нефти государства Совета сотрудничества получают возможность закупать современное американское вооружение для обеспечения безопасности и внутренней стабильности в крайне неспокойном ближневосточном регионе. Вашингтон преследует таким образом двойную цель – поддержание безопасности в странах с крупнейшими в мире нефтяными месторождениями и рециклирование значительных сумм нефтедолларовых средств. В последнее время США стали активно развивать военно-техническое сотрудничество со странами-членами ССАГПЗ. Кувейт, например, был объявлен основным союзником США среди ненатовских стран, что, очевидно, является результатом роста напряженности в саудовско-американских отношениях после терактов 11 сентября 2001 г., вследствие чего США стали искать новые пути реализации своих геостратегических интересов.
Важную роль в развитии торгово-экономических отношений ССАГПЗ и США играет такая сфера, как финансирование этих связей. До недавнего времени эта сфера аравийско-американских контактов не была развита, так как аравийские монархии не испытывали трудностей с финансовыми ресурсами благодаря притоку нефтедолларовых средств. Однако в связи с наличием постоянных дефицитов платежного баланса стран ССАГПЗ с начала 1990-х гг., они стали уделять повышенное внимание кредитованию своей внешнеэкономической деятельности. Ведущая роль в этой сфере принадлежит коммерческим банкам. Ожидается, что размеры финансирования аравийско-американских торгово-экономических связей возрастут в ближайшее время в связи с начинающейся либерализацией финансового сектора государств Совета сотрудничества, в результате которой иностранные банки получили доступ на рынок банковских услуг этих стран.
Еще одним активно развивающимся инструментом финансирования, получившим дополнительный импульс в последнее время, является привлечение средств с помощью специализированных государственных фондов государств аравийской шестерки, которые стали предоставлять льготное финансирование проектов с иностранным участием. Необходимо также отметить программы экономической компенсации стран Совета сотрудничества, благодаря которым они привлекают значительные средства в высокотехнологичные проекты. Представляется, что роль финансирования внешнеэкономических отношений будет играть все большую роль в развитии торгово-экономических связей ССАГПЗ и США как за счет либерализации традиционных механизмов, так и за счет развития принципиально новых, таких как, например, исламские банки.
Что касается перспектив развития аравийско-американских торгово-экономических отношений, то они, по-прежнему, во многом будут определяться воздействием нефтяного фактора. Прогнозы развития мирового рынка нефти, основанные на анализе как доли нефти в мировом энергопотреблении, так и темпов роста мировой экономики, указывают на то, что в ближайшие 20 лет нефть будет оставаться ключевым энергоносителем в мире. Кроме того, маловероятно, что страны ССАГПЗ потеряют лидирующие позиции в обеспечении стабильности мирового рынка нефти, даже несмотря на растущую конкуренцию со стороны других стран-производителей нефти, в особенности, России. Государства аравийской шестерки контролируют ситуацию на мировом нефтяном рынке за счет поддержания существенного количества незадействованных мощностей по добыче нефти, которые они используют в качестве своеобразного «оружия сдерживания».
Современная ситуация на мировом рынке энергоносителей еще раз подтвердила стремление и готовность стран ССАГПЗ обеспечивать стабильность цен на нефть. Так, в условиях, когда мировой экономический рост стал причиной введения в эксплуатацию всех свободных мощностей по добыче нефти, что привело к появлению опасений в возникновении продолжительных кризисов нехватки этого сырья, только государства Совета сотрудничества подтвердили готовность обеспечить необходимый уровень незадействованных нефтедобывающих мощностей. Это объясняется тем, что, во-первых, только государства аравийской шестерки обладают достаточными для этого финансовыми ресурсами; во-вторых, благодаря легкости добычи нефти в регионе, с одной стороны, требуется гораздо меньше капиталовложений для разведки запасов и организации добычи нефти, чем в других странах мира, а с другой, существует возможность быстрого ввода в строй таких новых мощностей; и в-третьих, только в государствах ССАГПЗ нефтедобывающая отрасль находится под полным контролем государства, которое, в отличие от частных компаний, готово нести издержки по содержанию существенного объема незадействованных мощностей. Как следствие, представляется, что определяющее влияние аравийских монархий на мировой рынок нефти и стратегические отношения с США сохранятся и в дальнейшем.