МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
сервиса и
экономики»
Выборгский
филиал
Кафедра «Менеджмент»
Контрольная работа
по дисциплине: Тарифное и нетарифное
регулирование внешнеэкономической деятельности
Выполнила:
Группа:
Проверил: ФИО преподавателя
Выборг
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
- Государственные
организации, осуществляющие
регулирование ВЭД…………………………………………………..4
- Цели
и принципы государственного регулирования
ВЭД…….4
- Органы,
регулирующие ВЭД…………………………………….7
- Законодательная
база внешнеторговой деятельности РФ…….13
- Тест…………………………………………………………………......16
Заключение……………………………………………………………….....24
Список используемой литературы………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая
деятельность ВЭД представляет собой
совокупность методов и средств
торгово-экономического, научно-технического
сотрудничества, валютно-финансовых и
кредитных отношений с зарубежными
странами. Внешнеэкономическая деятельность
реализуется как на уровне государства,
так и на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов. В первом случае внешнеэкономическая
деятельность направлена на установление
межгосударственных основ сотрудничества,
создание правовых, торговых и политических
механизмов, стимулирующих развитие
и повышение эффективности внешнеэкономических
связей. Рациональная внешнеэкономическая
политика государства может привести
к повышению темпов роста национального
дохода, ускорению научно-технического
прогресса, повышение концентрации
производства и эффективности капитальных
вложений.
Цель работы
— рассмотреть государственные
организации, регулирующие внешне экономическую
деятельность.
Достижение
указанной цели предполагает решение
следующих задач:
- обозначить
цели и принципы государственного регулирования
ВЭД;
- выделить
регулирующие ВЭД органы;
- сформировать
законодательную базу внешне экономической
деятельности РФ.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД
- . ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЭД
Основные цели госрегулирования ВЭД
состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД
в России в условиях переходной экономики
должно осуществляться в соответствии
со следующими основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
- единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет
четкое разграничение компетенции
РФ и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции
федеральных органов должно и впредь оставаться
решение таких важнейших вопросов, как:
- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
- разработка соответствующих федеральных программ;
- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
- определение и реализация валютной политики страны;
- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
- контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
- разработка платежного баланса РФ и т.д.
Субъекты РФ в условиях формирующейся
рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
- координация действий участников ВЭД;
- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной торговли;
- информационное
обеспечение ВЭД.
1.2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД
В соответствии с законодательством
Президент РФ наделен следующими
функциями:
- осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
- подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
- регулировать военно-техническое сотрудничество;
- определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Государственная Дума и Совет Федерации
разрабатывают и принимают законы,
регламентирующие ВЭД, через соответствующие
комитеты и комиссии участвуют в руководстве
ВЭД на государственном уровне, заслушивают
отчеты руководителей ведомств.
Правительство РФ выполняет следующие
функции:
- проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
- участвует в организации и проведении международных переговоров;
- участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
- осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
- регулирует величины ставок таможенного тарифа;
- принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.
Специальным государственным органом
регулирования ВЭД является Министерство
внешних экономических связей (МВЭС)
РФ. В его функции входят:
- государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);
- координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);
- оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
- кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
- создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);
- участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);
- руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.
В систему МВЭС входят:
1. Центральный аппарат (департаменты:
поддержки промышленного экспорта;
координации ВЭД; многостороннего
экономического сотрудничества; регулирования
ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый
и др. Центральный аппарат имеет
также ряд отделов и управлений).
2. Внешнеэкономические объединения,
осуществляющие внешнеторговую деятельность
по определенной номенклатуре товаров.
3. Всероссийская академия внешней
торговли, осуществляющая подготовку
руководящих работников и специалистов
в сфере ВЭД для работы в международных
экономических организациях. На обучение
принимаются, как правило, лица с высшим
образованием, имеющие практический опыт
работы в народном хозяйстве. При Академии
имеется аспирантура, ее преподаватели
активно занимаются консультационной
деятельностью.
4. Всероссийский научно-исследовательский
конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его
сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных
связей, конкретные конъюнктурные вопросы
основных товарных рынков. Предоставляются
платные информационно-консультационные
услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие
заказные работы, издается Бюллетень иностранной
коммерческой информации (БИКИ), содержащий
актуальную коммерческую информацию зарубежных
информационных агентств.
5. Объединение информационного
обеспечения и автоматизированной
обработки данных (ИнформВЭС). Оно является
генеральным подрядчиком при разработке
и внедрении информационных систем, обеспечивающих
выполнение функций регулирования, координации
ВЭД, внедрении автоматизированной системы
валютного и экспортного контроля. Оно
обеспечивает информационное обслуживание
центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных
на местах, снабжает информацией торгпредства
РФ за рубежом, а также собственно участников
ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным
сетям, располагает сервисным центром.
6. В условиях децентрализации
управления ВЭД особую роль
играет институт уполномоченных МВЭС
в регионах. К их важнейшим функциям относятся:
- проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;
- обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;
- оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;
- помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;
- регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.
7. В структуре МВЭС важное место занимают
торговые представительства РФ за рубежом.
Их задачи: