Эволюция туркмено-российских отношений. Туркмено-российские отношения в период президентства Гурбангулы Бердымухамедова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется эволюцией туркмено-российских отношений в период президентства Г. Бердымухамедова. Туркмения, которая на протяжении длительного времени была одним из главных военно-политических и экономических партнеров Российской Федерации, начала выстраивать абсолютно новый внешнеполитический курс относительно РФ. Новый виток в отношениях стал заметнее именно со становлением Гурбангулы Бердымухамедова президентом Туркмении. На данный момент, после многих лет дистанцирования Москвы и Ашхабада, повышается уровень политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между двумя странами. Степень разработанности данной исследовательской темы крайне мала. Связано это в первую очередь с тем, что все исследователи стремятся исследовать общую динамику взаимоотношений стран СНГ в экономическом и политическом аспекте, не уделяя важное внимание конкретным двусторонним отношениям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НОВЫЙ ВЕКТОР ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРКМЕНИСТАНА И РОССИИ. 5
I.1. Туркмено-российские отношения с момента распада СССР 5
I.2. Роль России во внешнеполитическом курсе Г. Бердымухамедова 8
I.3. Военно-стратегическое сотрудничество Туркмении и России 11
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
МЕЖДУ ТУРКМЕНИЕЙ И РОССИЕЙ 15
II.1. Общее положение экономического сотрудничества между двумя странами 15
II.2. Сотрудничество Туркмении и России в сфере газовой энергетики. 19
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ И ИХ БУДУЩЕЕ 22
III.1. Необходимость туркмено-российского сотрудничества и их
будущее 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа 2015 Кадыра.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

 

Институт международных отношений и мировой истории

 

Кафедра международных отношений

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

 

ЭВОЛЮЦИЯ ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА ГУРБАНГУЛЫ БЕРДЫМУХАМЕДОВА.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 3432

Гурбангелдиев Кадыр

Ишангулыевич

 

Научный руководитель:

д.и.н., профессор

Колобов Олег Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2015

 

 

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

ГЛАВА I. НОВЫЙ ВЕКТОР ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРКМЕНИСТАНА И РОССИИ.                                5                   

    I.1. Туркмено-российские отношения с момента распада СССР                 5

    I.2. Роль России во внешнеполитическом курсе Г. Бердымухамедова       8

    I.3. Военно-стратегическое сотрудничество Туркмении и России             11

ГЛАВА II.  ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА             

МЕЖДУ ТУРКМЕНИЕЙ И РОССИЕЙ                                                             15

    II.1. Общее положение экономического сотрудничества между двумя     странами                                                                                                                 15

    II.2. Сотрудничество Туркмении и России в сфере газовой энергетики.    19

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ И ИХ БУДУЩЕЕ                                                                     22

    III.1. Необходимость туркмено-российского сотрудничества и их

будущее                                                                                                                  22                  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется эволюцией туркмено-российских отношений в период президентства Г. Бердымухамедова. Туркмения, которая на протяжении длительного времени была одним из главных военно-политических и экономических партнеров Российской Федерации, начала выстраивать абсолютно новый внешнеполитический курс относительно РФ. Новый виток в отношениях стал заметнее именно со становлением Гурбангулы Бердымухамедова президентом Туркмении. На данный момент, после многих лет дистанцирования Москвы и Ашхабада,  повышается уровень политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между двумя странами. Степень разработанности данной исследовательской темы крайне мала. Связано это в первую очередь с тем, что все исследователи стремятся исследовать общую динамику взаимоотношений стран СНГ в экономическом и политическом аспекте, не уделяя важное внимание конкретным двусторонним отношениям. 

Цель исследования. Изучить сущность туркмено-российских отношений, их эволюцию и динамику развития. Исследовать особенности внешней политики администрации Г. Бердымухамедова применительно к Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучение нового вектора военно-политического сотрудничества Туркменистана и России; определение потенциала экономического партнерства между двумя странами; исследование развития туркмено-российских отношений в перспективе и их будущее.

Объектом исследования является общее состояние туркмено-российских отношений.

Предметом исследования является непосредственно эволюция туркмено-российских отношений в период президентства Г. Бердымухамедова, причины эволюции и перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.

Теоретическая база исследования. В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы труды таких известных авторов как Л. Бляхмана, А. Барковского, Л. Вардомского, В. Вашанова, Ю. Година, А. Гранберга, Р. Гринберга, Н. Исингарина, А. Никипе-лова, В. Покровского, А. Сотникова, Е. Чистякова, Г. Шагалова, Л. Аман-ниязовой, Д. Байрамова, Т. Мамедовой, И. Станчина, Л. Хан и др. Анализ публикаций и научно-исследовательских работ свидетельствует о недостаточном уровне системного анализа двусторонних отношений России и Туркменистана на современном этапе.

Методологические основания. Системный подход является методологической основой исследовательской работы. Комплекс сфер сотрудничества туркмено-российских отношений рассматривается как некое целое. В исследовательской работе были использованы такие методы как сравнение, анализ, моделирование, ивент-анализ, также иные методы научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. НОВЫЙ ВЕКТОР ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРКМЕНИИ И РОССИИ.

           

 I.1 Туркмено-российские отношения с момента распада СССР.

 

В целях изучения и понимания нового вектора политического сотрудничества между Туркменией и России, в первую очередь, мы должны исследовать динамику развития двусторонних отношений с самого начала установления дипломатических отношений. Дипломатические отношения между РФ и Туркменистаном были установлены 8 апреля 1992 года, а уже 31 июля 1992 года Москва и Ашхабад подписали базовый документ – Договор «О дружбе и сотрудничестве», на основании которого Россия выступила гарантом безопасности Туркменистана. Тогда же был подписан Договор «О совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркменистана». Кроме того, в 1993 году Москва и Ашхабад подписали Договор «О совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских пограничников на территории республики», который был бессрочным. В соответствии с ним в марте 1994 года была создана Оперативная группа Федеральной пограничной службы (ОГ ФПС) России. В состав группы, численность которой достигала 3 тысяч человек, входили 170-й авиационный полк, 46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей, школа сержантского состава. Личный состав ОГ ФПС России оказывал содействие туркменским пограничникам в охране границы Туркменистана с Ираном и Афганистаном.1

В самом начале своего независимого существования Туркмения проявляла лояльность к Москве и политике Москвы. Но некоторые ключевые моменты сильно ударили по взаимовыгодным двусторонним отношениям между бывшими республиками СССР. Так, например, транспортировка туркменского газа по северному маршруту осуществлялась по построенной в советское время трубопроводной системе «Средняя Азия – Центр». Российские компании (Газпром, Итера) либо сами перекупали туркменский газ, либо выступали посредниками в его перепродаже на рынки постсоветских стран, которые не хотели или не имели возможности платить по мировой цене. Это послужило основным стимулом к поиску новых маршрутов транспортировки. Временное прекращение закупок газа Газпромом стало страшным ударом для туркменской экономики. В результате уже к середине 1990-х годов Туркменистан стал проводить многовекторную внешнюю политику, направленную на «организацию» как можно более широкой конкуренции среди потенциальных покупателей своего газа. Именно возможность свободно распоряжаться собственными ресурсами и была заявлена руководством Туркменистана как основное достижение периода независимости.2

Стоит отметить, что с середины 90-х гг. Туркмения старалась выйти из сферы влияния своего более сильного соседа. Ашхабад, который совсем недавно получил свою независимость, видел в России угрозу, а в ее амбициях – нотки империализма. Это отражалось тем, что Туркмения старалась сохранять нейтралитет в вопросах присоединения к каким-либо организациям, форумам и сообществам, которые были поддержаны со стороны Российской Федерации. Так, например, Туркмения всячески отказывалась от членства в таких организациях как ОДКБ и ЕврАзЭс. Но при этом, необходимо сказать, что некоторые эксперты связывали это не только с тем, что в случае вступления в эти организации Туркмения должна была бы развивать более тесные отношения с Россией, но и с тем, что Туркмения стремилась проводить политику, в дальнейшем именуемую как политика изоляционизма.  Еще более антироссийские настроения можно проследить в «Рухнаме» - книге, написанной президентом Ниязовым-Туркменбаши. Книга, по своей сути, формирует националистическую квазирелигиозную идеологию. В ней можно проследить очень сильные антирусские элементы, в частности, в оценке роли России в историческом «упадке туркмен». Гонения на русскоязычных и другие национальные меньшинства особенно усилились после неудачного покушения на жизнь Туркменбаши 25 ноября 2002 г. В начале 2003 г. Туркменбаши, подстраховавшись от резкой реакции российской стороны заключением выгодного для Газпрома контракта, решил в одностороннем порядке отменить институт двойного гражданства. Русскоязычное население воспринимало двойное гражданство как единственную форму защиты от произвола туркменских властей, поэтому такое решение было для него равносильно одномоментному изгнанию.3

Тем самым, мы можем наблюдать, что туркмено-российские отношения не всегда были прочными, не отличались высокой степенью сотрудничества, государства. Все это еще сильнее обострялось внешнеполитическими шагами Ашхабада, руководящие круги которого были после первых лет сотрудничества были уже так лояльны к Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2 Внешнеполитический вектор Г.Бердымухамедова. Роль России во внешней политике Туркменистана.

 

Говоря в целом о внешней политике Туркменистана, необходимо сказать, что ключевым внешнеполитическим принципом Туркменистана является постоянный нейтралитет. Туркменистан - первая страна в практике ООН, получившая статус нейтрального государства со всеми его последствиями и привилегиями. 12 декабря 1995 г Генеральная Ассамблея ООН присвоила Туркменистану статус постоянного нейтралитета. Декларация о внешнеполитическом курсе Туркменистана в XXI веке является основным внешнеполитическим документом. Что очень интересно, в документе не упоминается ни одно государство, развитие внешнеполитических отношений с которым являлось бы приоритетным для Туркменистана. Кроме того, в соответствии с этим документом,  Главными ориентирами внешней политики Туркменистана были и остаются внутренние интересы страны, решение ее социально-экономических задач. 4 Таким образом, практически невозможно сделать вывод о роли России во внешней политике Туркменистана из основных документов, необходимо рассмотреть динамику взаимоотношений туркмено-российский отношений в период президенства Г. Бердымухамедова.

В 2007 году на президентских выборах в Туркменистане побеждает Гурбангулы Бердымухамедов, который спустя два месяца после выборов приехал с официальным визитом в Россию. Для многих это показалось первым шагом в нормализации туркмено-российских отношений после влияния на них Ниязова-Туркменбашы, который всячески стремился дистанцировать Ашхабад от Москвы, даже несмотря на нормализовавший диалог между странами в последние годы президентства Ниязова. Преемник Туркменбашы, который в дальнейшем получил титул Аркадаг, сразу начал строить абсолютно новую политику, в которой все ярче видны поступательные шаги навстречу Российской Федерации.

В мае 2007 года В.В. Путин нанес официальный визит в Туркмению в качестве президента страны. Основными темами переговоров стали вопросы сотрудничества России и Туркменистана в энергетике, торговле и гуманитарной сфере. По итогам майских переговоров, было принято очередное совместное заявление глав двух стран, в котором говорится, что Российская Федерация и Туркменистан подтверждают стремление к углублению двустороннего политического диалога, всемерному расширению и упрочению равноправного и взаимовыгодного российско-туркменского сотрудничества в различных областях на основе Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 года.5

Большой вклад в усиление диалога между Туркменистаном и Россией сделал официальный визит тогда еще президента Д.А. Медведева в в июле 2008 года в Туркмению.  По итогам российско-туркменистанских переговоров на высшем уровне было принято совместное заявление. В документе говорится, что президенты двух стран отмечают стратегический характер отношений между Россией и Туркменией и подчёркивают, что их поступательное развитие осуществляется по широкому спектру направлений6. 

2010 год стал очень плодотворным  для развития туркмено-российских  отношений. Главы государств обменялись  официальными визитами. Сперва глава  Туркмении совершил визит в Российскую Федерацию, в рамках которого посетил Астрахань, а также принял участие в неформальном саммите стран-участниц СНГ в Москве и торжественном параде на Красной площади по случаю 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. А 21-22 октября 2010 состоялся рабочий визит Президента России Дмитрия Медведева в город Туркменбаши. На данный момент, последние переговоры на высшем уровне проходили именно в 2010 году между Г. Бердымухамедовым и Д.А. Медведевым. Отмечены эти переговоры были тем, что проходили в расширенном составе.

С 2010 года политическое сотрудничество между странами проходит в умеренном русле. В том же украинском вопросе в 2014-2015 годах Туркмения, в соответствии с основны внешнеполитическим принципом, занимает нейтралитет. Но при этом, многие эксперты в Туркмении заявляют о том, что теперь нет полной гарантии безопасности в отношениях с Путиным, и 100%-ых гарантий безопасности дать уже никто не в состоянии.

Исходя из всего это, можно сказать, что будучи одним из самых сильных соседов Туркмении, даже не смотря на концепцию нейтралитета, стоит особняком во внешнеполитическом курсе Туркмении. Если посмотреть со стороны, то можно сделать вывод, что туркмено-российские отношения вошли в качественно новый этап. С обеих сторон звучат призывы к сотрудничеству. Лидеры государств совершают все новые и новые официальные визиты. Проходят встречи на различных уровнях. Но даже при все при этом, невозможно говорить  о каком-то грандиозном сдвиге, пока рано говорить что туркмено-российские отношения прошли ту мертвую точку, которая всегда тормозила развитие сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.3 Военно-стратегическое сотрудничество Туркмении и России

 

Говоря о военно-стратегической сфере Туркменистана, она регулируется «Военной доктриной независимого, постоянно нейтрального Туркменистана». Исходя из этого документа, Туркменистан: не относится ни к одному государству как к своему противнику; рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба его национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН; не принимает участия в военных блоках и союзах, в межгосударственных объединениях с жесткими обязательствами или предполагающих коллективную ответственность участников; обязуется не начинать войн и военных конфликтов, не участвовать в них (кроме реализации права на самооборону), не предпринимать политических или иных шагов, которые могут привести к войне или военному конфликту; не будет размещать на своей территории военные базы иностранных государств; обязуется не иметь, не производить, не распространять и не транспортировать через территорию государства ядерное, химическое, биологическое и иные виды оружия массового поражения; отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях, коллективным действиям мирового сообщества в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; не транспортирует через свою территорию вооружение и вооруженные силы других государств в третьи страны.7 В этой доктрине нам важны именно два пункта. Первый связан с тем, что Туркменистан считает любое государство, политика которого не наносит ущерб ее национальным интересам и безопасности, своим партнером, т.е Россия является партнером в военно-стратегической сфере Туркмении. Другой немало важный пункт – отказ от размещения на своей территории военных баз иностранных государств. С этой точки зрения, Туркмения в Средней Азии является одним из важнейших партнеров, т.к. некоторые другие страны, а в частности Киргизия и Таджикистан, разместили базы НАТО на своей территории.

Информация о работе Эволюция туркмено-российских отношений. Туркмено-российские отношения в период президентства Гурбангулы Бердымухамедова