Эволюция туркмено-российских отношений. Туркмено-российские отношения в период президентства Гурбангулы Бердымухамедова
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:14, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется эволюцией туркмено-российских отношений в период президентства Г. Бердымухамедова. Туркмения, которая на протяжении длительного времени была одним из главных военно-политических и экономических партнеров Российской Федерации, начала выстраивать абсолютно новый внешнеполитический курс относительно РФ. Новый виток в отношениях стал заметнее именно со становлением Гурбангулы Бердымухамедова президентом Туркмении. На данный момент, после многих лет дистанцирования Москвы и Ашхабада, повышается уровень политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между двумя странами. Степень разработанности данной исследовательской темы крайне мала. Связано это в первую очередь с тем, что все исследователи стремятся исследовать общую динамику взаимоотношений стран СНГ в экономическом и политическом аспекте, не уделяя важное внимание конкретным двусторонним отношениям.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. НОВЫЙ ВЕКТОР ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРКМЕНИСТАНА И РОССИИ. 5 I.1. Туркмено-российские отношения с момента распада СССР 5 I.2. Роль России во внешнеполитическом курсе Г. Бердымухамедова 8 I.3. Военно-стратегическое сотрудничество Туркмении и России 11 ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ТУРКМЕНИЕЙ И РОССИЕЙ 15 II.1. Общее положение экономического сотрудничества между двумя странами 15 II.2. Сотрудничество Туркмении и России в сфере газовой энергетики. 19 ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРКМЕНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ И ИХ БУДУЩЕЕ 22 III.1. Необходимость туркмено-российского сотрудничества и их будущее 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Главным военно-стратегической
организацией на постсоветском
пространстве, которая борется с терроризмом
является ОДКБ. Но примечательно, что Туркмения
всячески отказывается от участия в данной
организации. Связывают это с концепцией
нейтралитета Туркмении. Туркменистан
не реагируют на предложения Организации
Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ) о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Но даже при этом, многие специалисты говорят,
что сейчас Туркмения начала «присматриваться»
к ОДКБ. Так, например, в 2008 году Г. Бердымухамедов
был приглашен в качестве наблюдателя
на неофициальный саммит стран ОДКБ в
Казахстане.
С приходом в начале 2007 года
к власти в Туркменистане Г.Бердымухамедова
стала отмечаться возросшая готовность
Ашхабада поднять на новый уровень отношения
с Россией, в том числе и в военной сфере.
Данный вопрос в пакете с энергетической
тематикой был поднят уже весной 2007 года
на переговорах Г.Бердымухаммедова и
В.Путина, когда Москве удалось убедить
Астану и Ашхабад участвовать в строительстве
Прикаспийского газопровода из Туркменистана
в Россию через Казахстан. С этого времени
Ашхабад постепенно стал восстанавливать
взаимодействие с Москвой и в военной
сфере, развивая, в первую очередь, военно-техническое
сотрудничество.
В частности, в 2007 году по заказу
Туркменистана российский Научно-исследовательский
институт специальных систем связи, автоматизации
и управления приступил к разработке единой
системы управления национальными вооруженными
силами. В рамках инициированной президентом
Г.Бердымухамедовым программы технической
модернизации силовых ведомств республики,
со второй половины 2007 года из России началась
поставка автомобильной техники армейского
образца. Министерство внутренних дел
Туркменистана уже получило около 150 новых
автомобилей повышенной проходимости
«Хантер» производства Ульяновского автомобильного
завода на общую сумму 1,5 млн. долларов.8
В июле 2008 года, накануне государственного
визита в Туркменистан нового президента
России Д.Медведева, Ашхабад впервые за
последние несколько лет посетил министр
обороны России. В ходе переговоров со
своим туркменским коллегой генералом
армии А.Мамедгельдыевым А.Сердюков отметил
активизацию взаимодействия между военными
ведомствами двух стран и выход его за
последние два года на качественно новый
уровень. По словам российского министра,
МО РФ готово и в дальнейшем оказывать
всемерную поддержку Туркменистану в
реформировании и модернизации национальных
вооруженных сил. С этой целью стороны
наметили основные направления дальнейшего
развития двустороннего военного сотрудничества.
Одним из примеров тому служит возобновление
обучения военнослужащих Туркменистана
в военных учебных заведениях Минобороны
России, которое в настоящее время осуществляется
на безвозмездной основе.
Об интенсификации российско-туркменского
военно-технического сотрудничества свидетельствует
подписание летом 2008 года контракта на
закупку Туркменистаном в России шести
комплексов реактивных систем залпового
огня «Смерч» (дальность стрельбы – 90
км). Два комплекта должны поступить в
ВС Туркменистана до конца 2008 года, а остальные
– в 2009 году. Как отмечают эксперты, это
первая крупная военно-техническая сделка
России с Туркменистаном за последние
десять лет (сумма контракта составляет
около 70 млн. долларов).
Не случайным представляется
и посещение главой туркменского военного
ведомства международной выставки вооружения,
военной техники и боеприпасов «Нижний
Тагил-2008», в ходе которой он высказал
намерение о закупке в РФ техники и вооружения,
а также ее модернизации. В этой связи
туркменский министр провел переговоры
с руководством Уральского оптико-механического
завода (УОМЗ), по результатам которых
был подписан соответствующий контракт
на обслуживание российскими специалистами
военного оборудования ВС Туркменистана.
Кроме того, в соответствии
с межправительственным соглашением между
Москвой и Ашхабадом, в конце 2008 – начале
2009 года Россия намерена передать по договору
аренды в состав военно-морских сил Туркменистана
боевой корабль современного образца
– ракетный катер типа «Молния», который
в конце лета 2008 года сошел со стапелей
судостроительного завода в г.Рыбинске
(Ярославская область).
Состоявшийся в июле 2008 года
визит президента России Д.Медведева в
Ашхабад и достижение им договоренностей
с руководством Туркменистана по газовым
проектам, в первую очередь об объемах
и направлениях транзита туркменского
газа до 2025 года, свидетельствует о значимости
для Москвы туркменского вектора стратегических
интересов в Центральной Азии. Это обстоятельство
во многом будет определять стремление
РФ к развитию многопланового сотрудничества
с Туркменистаном, в том числе и военной
сфере, где Россия, по сравнению с другими
игроками на пространстве ЦА, пока еще
имеет значительные преимущества.9
Все это указывает нам на то,
что Туркмения готова к диалогу с РФ в
сфере военного сотрудничества. Поставки
военно-технического сырья из России в
Туркмению характеризуют политику Ашхабада,
который готов закупать военную технику
у своего ближайшего соседа.
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ТУРКМЕНИЕЙ И РОССИЕЙ
II.1 Общее положение экономического
сотрудничества между двумя странами
Действенным механизмом регулирования
и развития двустороннего торгово-экономического
сотрудничества является Межправительственная
Российско-Туркменская комиссия по экономическому
сотрудничеству (далее – Комиссия).
Председателем Российской части
Комиссии является заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации Аркадий
Владимирович Дворкович, председателем
Туркменской части - Рашид Овезгельдиевич
Мередов, Заместитель Председателя Кабинета
Министров Туркменистана, Министр иностранных
дел Туркменистана.
Очередное, седьмое заседание
Межправительственной российско-туркменской
комиссии по экономическому сотрудничеству
состоялось 17 сентября 2013 года в Ашхабаде.
В заседании приняли участие руководители
и представители ряда государственных
структур, а также деловых кругов двух
стран. В повестку дня очередного VII заседания
совместной Межправительственной комиссии
вошли вопросы, касающиеся состояния и
перспектив развития двустороннего сотрудничества,
итогов проделанной работы по практической
реализации достигнутых ранее договоренностей.
В числе приоритетных направлений участники
встречи определили торгово-экономическую
сферу, топливно-энергетический сектор,
электроэнергетику, машиностроение, транспортно-коммуникационную
область, сельское хозяйство и ряд других
отраслей. Одной из тем заседания стали
возможности расширения эффективного
партнерства между бизнес-структурами
и предпринимателями двух стран.
В рамках обмена мнениями участники
встречи также высказались за укрепление
взаимодействия в гуманитарной и научно-технологической
сфере и, в частности, за дальнейшее расширение
традиционных контактов в области образования,
науки и культуры, спорта. Были также рассмотрены
вопросы российско-туркменского регионального
сотрудничества. В завершение, участники
заседания выразили уверенность, что работа
комиссии придаст новый импульс дальнейшему
развитию сотрудничества двух стран.
В ходе работы совместной Межправительственной
комиссии были подписаны Соглашение о
сотрудничестве в области морского транспорта
между Министерством транспорта России
и Государственной службой морского и
речного транспорта Туркменистана, а также
Соглашение о сотрудничестве между Институтом
физики Земли Академии наук России и Институтом
сейсмологии Академии наук Туркменистана.
По итогам заседания был подписан соответствующий
Протокол. Проведение следующего, восьмого
заседания Комиссии намечается во второй
половине 2014 года в России.10
По данным ФТС России, в 2012 году
объем российско-туркменского товарооборота
достиг рекордной величины в 1,4 млрд. долларов
США и превысил уровень 2011 года на 7,5%, что
обеспечено увеличением экспорта на 4,8%,
импорта на 28,9 %.
В структуре российского экспорта
в Туркменистан основной объем в 2012 году
приходился на долю металлов и изделий
из них (45,1% общего объема экспорта; рост
по сравнению с 2011 годом на 71,4%), а также
машин, оборудования и транспортных средств
(25,1%, снижение на 37,6%), продовольственных
товаров и сельхозсырья (11,2%, рост на 30,7%).
В импорте из Туркменистана
преобладали товары химической промышленности
(55,4% общего объема импорта из Туркменистана;
увеличение по сравнению с 2011 годом на
106,3 %), текстиль, текстильные изделия
(29,1%; снижение на 17,2%), топливно-энергетические
товары (9,3%, снижение на 30,2%).
По данным ФТС России в январе
- июне 2013 г. объем российско-туркменского
товарооборота составил 721,5 млн. долларов
США и увеличился на 15,7% по сравнению с
аналогичным периодом 2012 года, что обеспечено
увеличением экспорта на 25,8% и уменьшением
импорта на 31,3%.
Основной объем российского
экспорта в Туркменистан в январе - июне
2013 г. составили металлы и изделия из них
(37,9% общего объема экспорта; снижение
по сравнению с январем - июнем 2012 г. на
2,6%), а также машины, оборудование и транспортные
средства (37,3%, рост на 102,2%), продукция химической
промышленности (8,1%, рост на 41,0%), продовольственные
товары и сельхозсырье (7,9%, снижение на
8,8%). Основой импорта из Туркменистана
в январе – июне 2013 г. стали товары химической
промышленности (56,7%; уменьшение по сравнению
с январем - июнем 2012 г. на 32,6%), текстиль,
текстильные изделия (35,6%; снижение на
9,9%).
По данным Центрального банка
Российской Федерации, в 2013 году общий
объем внешней торговли услугами между
Россией и Туркменистаном составил 633,3
млн. долларов США (экспорт российских
услуг –588,7 млн. долларов США, импорт из
Туркменистана – 44,6 млн. долларов США).
В январе-марте 2013 года данный показатель
составил 72,0 млн. долларов США (экспорт
российских услуг – 62,3 млн. долларов США,
импорт из Туркменистана – 9,7 млн. долларов
США).
Самым крупным российско-туркменским
проектом может стать разработка блока
21 нефтяного месторождения туркменского
сектора Каспийского моря, по которому
Договор о разделе продукции был подписан
13 сентября 2009 г. между ОАО «НГК ИТЕРА»
и Государственным агентством по управлению
и использованию углеводородных ресурсов
при Президенте Туркменистана.
В рамках реализации проекта
выполнены сейсморазведочные работы 2D/3D
в объеме 1200 погонных км на перспективной
структуре Западный Эрдекли. Завершена
обработка и интерпретация полученных
данных. По результатам обработки и интерпретации
определены точка заложения и глубина
первой разведочной скважины.11
Таким образом, мы можем
наблюдать, что страны развивают внешнеэкономическое
сотрудничество по многим пунктам. В экспортной
статье Туркмении важное место занимает
торговля с Россией. Экономическое сотрудничество
усилилось именно с приходом Г. Бердымухамедова
на пост президента Туркмении. Страны
утверждают о продолжении политики укрепления
внешнеполитических связей.
II. 2. Сотрудничество Туркмении
и России в сфере газовой энергетики.
Туркмения обладает самым богатым
и сильным газовым потенциалом в Средней
Азии. Транспортировка газа в экспортной
статье Туркмении играет важнейшую роль.
Эксперты утверждают, что экспорт углеводородов
в страны дальнего и ближнего зарубежья
составляет около 30% от общего экспорта,
что позволяют торговому сальдо Туркмении
сохранять положительные показатели.
Сотрудничество в газовой энергетике
является приоритетным не только для туркмено-российских
отношений, но и для отношений Туркмении
со многими странами, такими как Азербайджан,
Китай, и т.д. Но именно Россия играет важнейшую
роль в этой сфере, является главным закупщиком
туркменского газа с 2008 года, а наиважнейшим
партнером Туркмении в этом плане является
ОАО «Газпром». Сотрудничество в энергетической
сфере дает мощный толчок к политико-экономическому
взаимодействию между странами. Поэтому
необходимо осмотрительно подходить к
этой сфере сотрудничества, чего не удалось
Российской Федерации.
Сильным ударом по туркмено-российским
отношения стал газовый конфликт между
Россией и Туркменией, который имел место
быть в 2009 году. В отношениях
Туркмении и России возникли проблемы,
связанные с аварией, произошедшей на
газопроводе САЦ-4 «Давлетбат–Дариялык».
С тех пор был прекращен экспорт туркменского
природного газа на территорию РФ. В аварии
туркменское руководство обвинило Россию.
Причиной взрыва газа на трубопроводе,
по мнению туркменской стороны, стало
резкое сокращение объемов отбираемого
газа дочерней компанией российского
концерна «Газэкспорт». Это сокращение,
сделанное без предварительного уведомления,
привело к резкому повышению давления
газа и взрыву. Такие действия МИД Туркмении
назвал «необдуманными и безответственными»,
нарушающими контрактные обязательства».
Глава МИДа России Сергей Лавров отверг
политическую подоплеку инцидента с газопроводом
в Туркмении.12
Такой ход событий привел к
тому, что подписание договора о строительстве
нового газопровода «Восток-Запад», который
был проектом ОАО «Газпром» стало невозможным.
ОАО «Газпром» лишился возможности реализовать
один из важнейших проектов, которое могло
принести большие дивиденды Российской
Федерации. Туркмения в свое очередь начала
реализацию другого проекта, так называемого
газопровода «Набукко», о реализации которого
вплоть до 2013 года говорила как Туркменская
сторона, так и Азербайджанская.
В этот же период активизировались
связи между Туркменией и США, что могло
пошатнуть и так не совсем устойчивые
позиции Российской Федерации в регионе
Средней Азии. В итоге активизации туркмено-американских
связей больших результатов достигнуто
не было. Но данный газовый конфликт или
даже газовый кризис, как называют это
событие в России, оставило отпечаток
в туркмено-российских отношениях, последствия
которого можно ощущать даже в настоящее
время. При попытке еще более тесного сотрудничества
в сфере газовой энергетике, Ашхабад всячески
дает знать, что опасается повторения
конфликта 2009 года, ведь экономические
выгоды «Газпрома» оказались прямыми
потерями экономики Туркмении.