Китайские евреи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Статья Фадеевой И. «Образ еврея в Китае», размещенной на сайте газеты «Еврейское слово» (выпуск №18 (241), 2005 г) знакомит читателя с трансформацией представлений о евреях в Китае.
Помимо вышеописанных статей использовались материалы сайтов Википедия, Электронная еврейская энциклопедия и т.д. Целью реферата является анализ взаимоотношений принимающего сообщества (в данном случае китайцев) и торгового меньшинства (евреев) и сложившегося образа последнего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Китайские евреи: история и современность……………………………………..4
Образ еврея в Китае………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Китайские евреи.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Интерес китайцев к евреям в Новое время объяснялся не простым  любопытством. Образ еврея как  члена однородной группы, как, прежде всего, «чужого», воплощающего как отрицательные, так иногда и положительные свойства, использовался различными социальными  группами. Эти группы, консолидировавшиеся  на основе общих интересов и ценностей, сравнивали себя с мифическими, малопонятными  «евреями».

Негативный образ еврея  в Китае, как и в других странах, ассоциировался прежде всего с миром денег. Это был образ финансиста, заимодавца. Однако не всегда и не все китайцы считали повышенный интерес евреев к деньгам отрицательной чертой. Так, дипломат Сюэ Фучэн (1838-1894), размышляя о причинах могущества Великобритании, отмечал, что в этой стране самые богатые люди – евреи, у которых берет взаймы даже английская королева. А значит, евреи – самый могущественный в мире народ. Если бы китайцы сравнялись с ними в богатстве, то они стали бы самым сильным народом. Хотя у Китая в целом это не получилось, китайские торговцы в других странах мира разбогатели настолько, что в Юго-Восточной Азии их стали называть «евреями Востока». Популярность пьес Шекспира в Китае начала XX в. привела к тому, что один из его героев Шейлок, как и для европейцев, для китайцев стал символом скряги. В западных районах Китая некоторых прижимистых жителей соседи называли «евреями».

Китайцы в разных ситуациях  по-разному интерпретировали образ  еврея. В спорах с западными расистами, акцентировавшими внимание на противопоставлении «белых» и «желтых», они ссылались  на то, что Христос был евреем и у него были такие же, как  у китайцев черные глаза и волосы. Другие указывали на дискредитацию  евреев в Европе и доброжелательное отношение к ним в Китае, призывая китайцев учиться у евреев искусству  борьбы с шовинизмом Запада.

Евреи были неким символом для китайских реформаторов 90-х  гг. XIX в. Уже упомянутый Лян Цичао после поездки в США заявил, что китайцы должны учиться искусству выживания у евреев. А еще лучше «стать евреями», чтобы контролировать мировую экономику и политику.

В начале XX в. с ростом национализма в Китае, а также в связи с известиями о еврейских погромах в России возникает образ «безродного еврея». Китайские националисты, используя этот образ, предостерегали соотечественников от угрозы потери национального очага из-за колониальной политики европейцев. «Мы не “безродные евреи”!» – провозглашали они, подчеркивая, что у китайцев есть своя страна. По их мнению, потерявших родину евреев не могут спасти даже большие деньги, а китайцам, чтобы не повторить их судьбы, следует бороться за сохранение и укрепление своей страны.

С падением династии Цин и провозглашением в 1911 г. Китайской республики новым националистам во главе с Сунь Ятсеном евреи представлялись «чудесной исторической нацией». Сунь Ятсен и его сподвижники воспринимали «еврейскую нацию-расу (етай миньцзу 犹太民族) как однородную расовую группу с такими характерными чертами, как кровное родство, единый язык, культура и территории. Многие китайские националисты в то время признавали Палестину «национальным очагом еврейского народа».

В периоды нарастания антиимпериалистических чувств евреи иногда попадали в категорию  «империалистов». Авторы статей о «еврейском империализме», использовавшие западные клише, развивали известные антисемитские  мифы о стремлении евреев к господству в сфере финансов, политики, средств  массовой информации. Авторы связывали  франкмасонство с сионизмом, плохо  понимая, что это такое, но упорно повторяя чужие предрассудки. Они  слепо верили в существование  «еврейского заговора с целью  установления контроля над миром». Нередко евреи изображались как движущая сила, как инициаторы зла в капиталистическом мире.

К концу 20-х гг. XX столетия в антиимпериалистическую кампанию активно включились члены гоминьдана, в частности тогдашний политический советник Чан Кайши Дай Цзитао. В обоснование необходимости китайской борьбы за независимость он повторил антисемитские высказывания французских шовинистов Э. Дрюмона и Ш. Мора, причислявших сионизм к глобальному империализму. Дай Цзитао утверждал, что сионизм представляет большую опасность для китайского народа и целостности страны.

Созданное в 1915 г. «Движение  за новую культуру», объединявшее китайскую, преимущественно городскую интеллигенцию, отвергало конфуцианское наследие и призывало к распространению  современных знаний, к числу которых  была отнесена и «наука о расах». Один из лидеров Движения Ху Ши считал евреев «интеллектуальной расой», обладающей высокими умственными способностями и предприимчивостью. Этот очередной образ еврея в среде новой китайской интеллигенции был связан с глубоким переживанием ею отсталости Китая, вызванной, как они полагали, «интеллектуальными причинами». «Евреи могут контролировать мировую политику и экономику потому, что еврейская раса способна быстро понимать ситуацию, рационально мыслить, правильно оценивать и быстро действовать», – так характеризовал евреев один из деятелей «Движения за новую культуру» Ю Сюн12.

Однако не все китайцы  разделяли мнение о существовании единой «еврейской расы». Некоторые считали, что евреи в разных странах и физически, и культурно отличаются друг от друга и что они представляют собой не столько «расу», сколько «продукт и жертву расовой дискриминации».

Еще один ракурс данной темы предложили левые интеллектуалы 30-х  гг. Они представляли евреев как  угнетенный народ, и этот образ обретал  для них глубоко символическое  значение борьбы с империалистами. Таким образом, диапазон оценок впечатляет: от империалистов, стремящихся к  мировому господству, до угнетенного  народа, их жертвы.

Эта тема была близка китайцам в годы войны с японцами, которые  отождествлялись с империалистами Запада. Как писал один из интеллектуалов У Цинью, «значение еврейского народа состоит не в том, что его можно или нельзя отнести к отдельной расе, а в его общей установке на объединение со всеми угнетенными и на освобождение человеческой расы». В такой интерпретации акцент переносится с расовых различий на классовые. Евреи становятся товарищами китайцев в борьбе против всех угнетателей, независимо от расы и национальности.

Во время японской оккупации  Китая (1937–1945) при содействии  прояпонских партий властями проводилась активная антиеврейская политика. Из Японии в Китай прибыли «эксперты по еврейскому вопросу», появилось много антисемитских публикаций. Озабоченность японских властей в Китае вызвали слухи о «еврейской угрозе», которая исходила якобы от поселившихся в Шанхае богатых еврейских беженцев, поддерживавших Чан Кайши против японцев. Антисемитизм в Китае того времени предусматривал и другую цель, которую преследовали и другие политики самых разных стран в собственных корыстных интересах. Президент оккупированного Китая Ван Цзинвэй называл евреев прародителями всех анархистов и коммунистов. В печати в те дни появлялись статьи о «еврейской опасности» в Китае, одна из них была озаглавлена «Еврейский империализм в Шанхае». Авторы этих статей видели в евреях угрозу создаваемой Японией «Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания», «кукловодов американского империализма», «паразитов, дурных, злых людей». Они оправдывали антисемитскую политику Германии и намерения Японии ей следовать, а также пытались оправдать такие шаги китайского правительства, как насильственное переселение беженцев, обосновавшихся в Шанхае, в концентрационные лагеря в марте 1943 г.

Попытки японцев разжечь  ненависть к евреям оказались  безуспешными, поскольку простые  китайцы ничего не знали о евреях-империалистах, а главным врагом, с которым  они сталкивались повседневно, были японцы.

После 1949 г. антисемитизм в  Китае был официально запрещен коммунистическими  властями. Но понятие «раса» из употребления не вышло. Его использовал Мао  Цзэдун в своем определении нации  как отдельной расовой и культурной группы. В КНР Израиль рассматривали  в качестве «еврейского национального государства». Мао соединял понятия «раса» и «класс», когда говорил о борьбе «цветных народов» против «белого империализма». С 60-х гг. Израилю отводилось место уже не среди угнетенных, а среди угнетателей, поскольку он, по словам Мао, стал «отравленным кинжалом, который американский империализм вонзил в сердце Палестины».

С 80-х гг. в Китае вновь  ожил интерес к евреям. С развитием  рыночных отношений возродился старый миф о связи евреев с деньгами. Шанхай приветствовал еврейские  инвестиции, а Хайфэнь объявил себя «еврейской экономической зоной». Ожили не только экономические, но и расовые мифы.

Так, китайский ученый Цжан Сюи развил новый вариант теории превосходства «ханьской расы», утверждая, что только в Китае «еврейская раса», сохранявшая свой облик неизменным при соприкосновении с другими расами, стала китайско-еврейской. Это доказывает, по его мнению, превосходство «ханьской расы», сумевшей ассимилировать еврейскую. Исследования такого рода поощряются в КНР. Ассимиляция евреев в Китае служит, по мнению китайцев, доказательством традиционного великодушия и духа терпимости китайского народа по отношению к национальным меньшинствам, а также ко всем другим расам и народам. По всем признакам, можно говорить об «изобретении» в КНР нового «этнического меньшинства» – евреев. Правительство Китая охотно заключает с Израилем сделки на поставку новейших технологий и вооружений, но в ООН чаще всего голосует против Израиля и в интересах арабов из чисто прагматических соображений.

Подводя итоги эволюции, которую претерпел в Китае  образ еврея, о котором знала  верхушка общества и почти ничего не знала основная масса населения, можно сказать, что образ этот был многолик и противоречив. Он был символом любви к деньгам, неискренности, подлости. Образу еврея в течение двух последних столетий придавалось то религиозное, то секулярное содержание. Он ассоциировался с «безродным рабом» и с «господствующей в мире силой», с националистом и космополитом, с «капиталистом-кровопийцей» и «пламенным коммунистом». Образ еврея мог быть воплощением то индивидуализма, то коллективизма, то традиционализма, то модернизма. Все некитайское, чуждое, враждебное признавалось еврейским, но и все китайское со знаком плюс также могло быть еврейским.

 

Список использованных источников

 

  1. Бульштейн А. 20 фактов о евреях и Китае [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://booknik.ru/colonnade/facts/20-faktov-o-evreyah-i-kitae/
  2. Дятлов В.И. Великие ксенофобии [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2011/7/d11.html
  3. Зелев А. Евреи в Китае [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://www.proza.ru/2007/08/25-82
  4. Китайские евреи [Электронный ресурс]// Википедия: сайт. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8
  5. Китайские евреи [Электронный ресурс]// Электронная еврейская энциклопедия: сайт. . – URL:  http://www.eleven.co.il/article/12106
  6. Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море [Электронный ресурс]// Независимая газета: сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-08-23/14_jews.html
  7. Спиноза Б. Богословско-политический трактат [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://studentdream.narod.ru/spinoza.htm
  8. Фадеева И. Образ еврея в Китае [Электронный ресурс]// «Еврейское слово», №18 (241), 2005 г.: сайт – URL:  http://www.e-slovo.ru/241/10pol1.htm

1Китайские евреи [Электронный ресурс]// Википедия: сайт. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8

2 Там же

3 Китайские евреи [Электронный ресурс]// Электронная еврейская энциклопедия: сайт. . – URL:  http://www.eleven.co.il/article/12106

4 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море [Электронный ресурс]// Независимая газета: сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-08-23/14_jews.html

5 Китайские евреи [Электронный ресурс]// Электронная еврейская энциклопедия: сайт. . – URL: http://www.eleven.co.il/article/12106

6 Бульштейн А. 20 фактов о евреях и Китае [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://booknik.ru/colonnade/facts/20-faktov-o-evreyah-i-kitae/

7 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море [Электронный ресурс]// Независимая газета: сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-08-23/14_jews.html

8 Спиноза Б. Богословско-политический трактат [Электронный ресурс]// сайт.  – URL: http://studentdream.narod.ru/spinoza.htm

9 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море [Электронный ресурс]// Независимая газета: сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-08-23/14_jews.html

10 http://www.joshuaproject.net/peoples.php?peo3=18734

11 Фадеева И. Образ еврея в Китае [Электронный ресурс]// «Еврейское слово», №18 (241), 2005 г.: сайт – URL: http://www.e-slovo.ru/241/10pol1.htm

12 http://www.klich.ru/2012/07/articles07_01.htm

 


Информация о работе Китайские евреи