Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:13, реферат
Статья Фадеевой И. «Образ еврея в Китае», размещенной на сайте газеты «Еврейское слово» (выпуск №18 (241), 2005 г) знакомит читателя с трансформацией представлений о евреях в Китае.
Помимо вышеописанных статей использовались материалы сайтов Википедия, Электронная еврейская энциклопедия и т.д. Целью реферата является анализ взаимоотношений принимающего сообщества (в данном случае китайцев) и торгового меньшинства (евреев) и сложившегося образа последнего.
Введение……………………………………………………………………………3
Китайские евреи: история и современность……………………………………..4
Образ еврея в Китае………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………………17
Интерес китайцев к евреям в Новое время объяснялся не простым любопытством. Образ еврея как члена однородной группы, как, прежде всего, «чужого», воплощающего как отрицательные, так иногда и положительные свойства, использовался различными социальными группами. Эти группы, консолидировавшиеся на основе общих интересов и ценностей, сравнивали себя с мифическими, малопонятными «евреями».
Негативный образ еврея в Китае, как и в других странах, ассоциировался прежде всего с миром денег. Это был образ финансиста, заимодавца. Однако не всегда и не все китайцы считали повышенный интерес евреев к деньгам отрицательной чертой. Так, дипломат Сюэ Фучэн (1838-1894), размышляя о причинах могущества Великобритании, отмечал, что в этой стране самые богатые люди – евреи, у которых берет взаймы даже английская королева. А значит, евреи – самый могущественный в мире народ. Если бы китайцы сравнялись с ними в богатстве, то они стали бы самым сильным народом. Хотя у Китая в целом это не получилось, китайские торговцы в других странах мира разбогатели настолько, что в Юго-Восточной Азии их стали называть «евреями Востока». Популярность пьес Шекспира в Китае начала XX в. привела к тому, что один из его героев Шейлок, как и для европейцев, для китайцев стал символом скряги. В западных районах Китая некоторых прижимистых жителей соседи называли «евреями».
Китайцы в разных ситуациях по-разному интерпретировали образ еврея. В спорах с западными расистами, акцентировавшими внимание на противопоставлении «белых» и «желтых», они ссылались на то, что Христос был евреем и у него были такие же, как у китайцев черные глаза и волосы. Другие указывали на дискредитацию евреев в Европе и доброжелательное отношение к ним в Китае, призывая китайцев учиться у евреев искусству борьбы с шовинизмом Запада.
Евреи были неким символом для китайских реформаторов 90-х гг. XIX в. Уже упомянутый Лян Цичао после поездки в США заявил, что китайцы должны учиться искусству выживания у евреев. А еще лучше «стать евреями», чтобы контролировать мировую экономику и политику.
В начале XX в. с ростом национализма в Китае, а также в связи с известиями о еврейских погромах в России возникает образ «безродного еврея». Китайские националисты, используя этот образ, предостерегали соотечественников от угрозы потери национального очага из-за колониальной политики европейцев. «Мы не “безродные евреи”!» – провозглашали они, подчеркивая, что у китайцев есть своя страна. По их мнению, потерявших родину евреев не могут спасти даже большие деньги, а китайцам, чтобы не повторить их судьбы, следует бороться за сохранение и укрепление своей страны.
С падением династии Цин и провозглашением в 1911 г. Китайской республики новым националистам во главе с Сунь Ятсеном евреи представлялись «чудесной исторической нацией». Сунь Ятсен и его сподвижники воспринимали «еврейскую нацию-расу (етай миньцзу 犹太民族) как однородную расовую группу с такими характерными чертами, как кровное родство, единый язык, культура и территории. Многие китайские националисты в то время признавали Палестину «национальным очагом еврейского народа».
В периоды нарастания антиимпериалистических
чувств евреи иногда попадали в категорию
«империалистов». Авторы статей о «еврейском
империализме», использовавшие западные
клише, развивали известные
К концу 20-х гг. XX столетия
в антиимпериалистическую кампанию
активно включились члены гоминьдана,
в частности тогдашний
Созданное в 1915 г. «Движение
за новую культуру», объединявшее китайскую,
преимущественно городскую
Однако не все китайцы разделяли мнение о существовании единой «еврейской расы». Некоторые считали, что евреи в разных странах и физически, и культурно отличаются друг от друга и что они представляют собой не столько «расу», сколько «продукт и жертву расовой дискриминации».
Еще один ракурс данной темы предложили левые интеллектуалы 30-х гг. Они представляли евреев как угнетенный народ, и этот образ обретал для них глубоко символическое значение борьбы с империалистами. Таким образом, диапазон оценок впечатляет: от империалистов, стремящихся к мировому господству, до угнетенного народа, их жертвы.
Эта тема была близка китайцам
в годы войны с японцами, которые
отождествлялись с
Во время японской оккупации Китая (1937–1945) при содействии прояпонских партий властями проводилась активная антиеврейская политика. Из Японии в Китай прибыли «эксперты по еврейскому вопросу», появилось много антисемитских публикаций. Озабоченность японских властей в Китае вызвали слухи о «еврейской угрозе», которая исходила якобы от поселившихся в Шанхае богатых еврейских беженцев, поддерживавших Чан Кайши против японцев. Антисемитизм в Китае того времени предусматривал и другую цель, которую преследовали и другие политики самых разных стран в собственных корыстных интересах. Президент оккупированного Китая Ван Цзинвэй называл евреев прародителями всех анархистов и коммунистов. В печати в те дни появлялись статьи о «еврейской опасности» в Китае, одна из них была озаглавлена «Еврейский империализм в Шанхае». Авторы этих статей видели в евреях угрозу создаваемой Японией «Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания», «кукловодов американского империализма», «паразитов, дурных, злых людей». Они оправдывали антисемитскую политику Германии и намерения Японии ей следовать, а также пытались оправдать такие шаги китайского правительства, как насильственное переселение беженцев, обосновавшихся в Шанхае, в концентрационные лагеря в марте 1943 г.
Попытки японцев разжечь ненависть к евреям оказались безуспешными, поскольку простые китайцы ничего не знали о евреях-империалистах, а главным врагом, с которым они сталкивались повседневно, были японцы.
После 1949 г. антисемитизм в
Китае был официально запрещен коммунистическими
властями. Но понятие «раса» из употребления
не вышло. Его использовал Мао
Цзэдун в своем определении нации
как отдельной расовой и
С 80-х гг. в Китае вновь ожил интерес к евреям. С развитием рыночных отношений возродился старый миф о связи евреев с деньгами. Шанхай приветствовал еврейские инвестиции, а Хайфэнь объявил себя «еврейской экономической зоной». Ожили не только экономические, но и расовые мифы.
Так, китайский ученый Цжан Сюи развил новый вариант теории превосходства «ханьской расы», утверждая, что только в Китае «еврейская раса», сохранявшая свой облик неизменным при соприкосновении с другими расами, стала китайско-еврейской. Это доказывает, по его мнению, превосходство «ханьской расы», сумевшей ассимилировать еврейскую. Исследования такого рода поощряются в КНР. Ассимиляция евреев в Китае служит, по мнению китайцев, доказательством традиционного великодушия и духа терпимости китайского народа по отношению к национальным меньшинствам, а также ко всем другим расам и народам. По всем признакам, можно говорить об «изобретении» в КНР нового «этнического меньшинства» – евреев. Правительство Китая охотно заключает с Израилем сделки на поставку новейших технологий и вооружений, но в ООН чаще всего голосует против Израиля и в интересах арабов из чисто прагматических соображений.
Подводя итоги эволюции, которую претерпел в Китае образ еврея, о котором знала верхушка общества и почти ничего не знала основная масса населения, можно сказать, что образ этот был многолик и противоречив. Он был символом любви к деньгам, неискренности, подлости. Образу еврея в течение двух последних столетий придавалось то религиозное, то секулярное содержание. Он ассоциировался с «безродным рабом» и с «господствующей в мире силой», с националистом и космополитом, с «капиталистом-кровопийцей» и «пламенным коммунистом». Образ еврея мог быть воплощением то индивидуализма, то коллективизма, то традиционализма, то модернизма. Все некитайское, чуждое, враждебное признавалось еврейским, но и все китайское со знаком плюс также могло быть еврейским.
Список использованных источников
1Китайские евреи [Электронный
ресурс]// Википедия: сайт. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2 Там же
3 Китайские евреи [Электронный
ресурс]// Электронная еврейская энциклопедия:
сайт. . – URL: http://www.eleven.co.il/
4 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море
[Электронный ресурс]// Независимая газета:
сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-
5 Китайские евреи [Электронный
ресурс]// Электронная еврейская энциклопедия:
сайт. . – URL: http://www.eleven.co.il/
6 Бульштейн А. 20 фактов о евреях
и Китае [Электронный ресурс]// сайт.
– URL: http://booknik.ru/colonnade/
7 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море
[Электронный ресурс]// Независимая газета:
сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-
8 Спиноза Б. Богословско-политический
трактат [Электронный ресурс]// сайт.
– URL: http://studentdream.narod.ru/
9 Козлов С.Я. Евреи в Китае – капля в море
[Электронный ресурс]// Независимая газета:
сайт – URL: http://www.ng.ru/science/2006-
10 http://www.joshuaproject.net/
11 Фадеева И. Образ еврея в Китае [Электронный ресурс]// «Еврейское
слово», №18 (241), 2005 г.: сайт – URL: http://www.e-slovo.ru/241/
12 http://www.klich.ru/2012/07/