Конфликт России и Украины по поводу правового статуса города Севастополя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть вопрос территориальной принадлежности города Севастополя в российско-украинских отношениях и порядок его разрешения. Для этого были поставлены следующие задачи: дать краткий обзор истории Севастополя, чтобы объяснить, почему данный город был так важен как для России, так и для Украины, объяснить суть конфликта и проследить порядок его разрешения, рассмотреть в хронологическом порядке законодательные акты, на основе которых принимались решения по данной проблеме и коснуться вопроса споров среди российского руководства по поводу этого спора.

Файлы: 1 файл

проблема севастополя.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

Введение

          В 1991 году СССР распался, и это послужило завершением продолжительного этапа исторического развития, а также вызвало огромное количество взаимосвязанных проблем политического, экономического, военного и гуманитарного характера. На новом политическом пространстве, образовавшемся после распада СССР, одним из самых сложных и противоречивых вопросов стал вопрос российско-украинских межгосударственных и межнациональных отношений. Эти отношения сразу приобрели характер конфронтации. Одним из спорных вопросов, требующих разрешения, была проблема Черноморского флота.

   Положение России после распада СССР достаточно радикально изменилось. В течение нескольких сотен лет Черноморский флот, местом дислокации которого был город Севастополь, обеспечивал внешнеполитические интересы России, являлся воплощением национальной гордости и могущества России. Две героические обороны Севастополя 1854 – 1855 и 1941 – 1942 гг., активное участие в которых принимали командование и личный состав Черноморского флота, являлись событиями общемирового значения. Но в связи с распадом СССР и ослаблением позиций России на южном направлении ее внешнеполитические интересы оказались под угрозой. Поэтому тема определения территориальной принадлежности Севастополя, как места дислокации Черноморского флота является актуальной, так как помогает проанализировать процесс формирования российско-украинских отношений после распада СССР.

      Цель данной  работы - рассмотреть вопрос территориальной  принадлежности города Севастополя  в российско-украинских отношениях  и порядок его разрешения. Для этого были поставлены следующие задачи: дать краткий обзор истории Севастополя, чтобы объяснить, почему данный город был так важен как для России, так и для Украины, объяснить суть конфликта и проследить порядок его разрешения, рассмотреть в хронологическом порядке законодательные акты, на основе которых принимались решения по данной проблеме и коснуться вопроса споров среди российского руководства по поводу этого спора.

      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Конфликт России и Украины  по поводу правового статуса города Севастополя

1.1 Значение города Севастополя для России

     Севастополь - город-герой, город морской славы - расположен на юго-западном побережье Крыма, на берегах Севастопольской бухты - одной из лучших природных гаваней в мире. Первые письменные упоминания о крымской земле и ее жителях относятся к V веку до нашей эры. Город, который существовал в древности на месте города Севастополя, назывался Херсонес.

   В результате многочисленных русско-турецких войн, произошедших во второй половине 18 века, Крым стал частью Российской империи. Чтобы обезопасить свои границы, Россия должна была создать на Черном море сильный флот. Для этой цели было решено использовать Ахтиарскую бухту. По указу Екатерины II город, основанный в бухте, получил название Севастополь.

       Севастополь создавался, как база Черноморского флота, поэтому вся его дальнейшая история неразрывно связана с историей флота. Молодой Черноморский флот под командованием Ушакова одержал блестящие победы в сражениях с турками на Чёрном море, а в 1799 году русские моряки овладели французской крепостью Корфу в Ионическом море. Севастополь играл ключевую роль в Крымской войне 1853—1856 гг. [4] 2 сентября 1854 года 62-тысячная соединённая армия Англии, Франции и Турции высадилась под Евпаторией и направилась к Севастополю. Город был объявлен на осадном положении, началась Героическая Оборона Севастополя, длившаяся 349 дней. По Парижскому мирному договору 1856 года России и Турции запрещалось иметь военный флот на Чёрном море. [8] Разрушенный город на время потерял стратегическое значение, но стал крупным центром туризма. После упразднения военного порта в Севастополь был разрешен заход иностранных торговых судов.

Возрождение Севастополя началось после 1870 года, когда Россия отказалась от условий Парижского договора. С 1894 года Севастополь восстановил статус главного военного порта. На военно-морских заводах города строились боевые корабли различных классов.

Во время первой российской революции, в 1905 году, в Севастополе произошло  знаменитое восстание на броненосце Потемкин. Когда в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, 29 октября город был обстрелян с немецкого крейсера «Гебен». Атака была отбита береговыми батареями и крейсером «Георгий Победоносец». В годы Первой мировой войны Черноморский флот уничтожил до 50 турецких пароходов и почти 3000 прочих судов. [4]

В ноябре 1920 года после победы революции из Севастополя эвакуировались остатки Белой армии, которой командовал генерал П.Н.Врангель. Вместе с ними ушли и последние корабли Черноморского флота. Усилиями советского правительства был построен новый Красный Черноморский флот. Была восстановлена работа Севастопольского морского завода, получившего заказы на ремонт и строительство кораблей.

22 июня 1941 года Севастополь был атакован немецкими войсками, Черноморский флот успешно отбил атаку. Первый год Великой Отечественной Войны вошел в историю города, как период второй героической обороны Севастополя, которая длилась 250 дней. Военное и политическое значение Севастопольской обороны в Отечественной войне советского народа огромно. Собрав большое количество немецко-румынских войск, защитники города расстроили планы немецкого командования.  В апреле 1944 года Советские войска начали операцию по освобождению Севастополя. 9 мая город был освобожден. В мае 1965 года за военные заслуги Севастополю было присвоено звание Города-героя.

Возрождение Севастополя было очень дорогостоящим и трудным, потому что город был полностью разрушен. Были уничтожены городские коммуникации, транспорт, связь, более 90 % жилой площади. К концу 50-х годов начались работы по созданию океанского ракетно-ядерного ВМФ. [4] Примечательно: именно на Черном море испытывалось новое ракетное оружие. Отныне Черноморский флот вместе с взаимодействующими объединениями Вооружённых Сил СССР мог противостоять любой агрессии не только у берегов Турции, но и в Средиземном море, на Ближнем Востоке. С начала 60-х годов флот пополнился новыми кораблями – носителями уникального оружия. Вошли в строй современные ракетные, противолодочные, минно-тральные, десантные корабли, подводные лодки.

Авиация Черноморского Флота пополнилась реактивными самолётами-ракетоносцами, мощной и многочисленной была противолодочная авиация, в состав которой входили и корабельные вертолёты. Масштабные задачи были способны решать береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота. Флот стал мощным фактором в решении внешнеполитических задач государства, надежно отстаивающим его интересы на просторах Мирового океана.

В 60-е годы Севастополь стал крупным  промышленным центром. В городе развивались  предприятия рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности. Был основан специальный рыбный порт. Морской завод им. С.Орджоникидзе строил и ремонтировал военные корабли и гражданские суда. Приборостроительный завод «Муссон» выпускал различные навигационные приборы и радиоаппаратуру.

        Таким образом, со времен возникновения Севастополь сначала фактически, а затем и юридически в рамках Российской империи представлял собой административный округ, что обусловливалось его военно-стратегическим значением. Севастополь имел не местное, не губернское, а общегосударственное значение. В советское время Севастополь не утратил своего общегосударственного оборонного значения, сохранил функцию главной военно-морской базы юга страны, имеющей исключительное значение для обеспечения и сохранения ее военной безопасности. После того, как город был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны, восстановлен он был на средства из союзного бюджета. После войны Севастополь обрел статус города республиканского подчинения. В результате и юридически он стал подчиняться напрямую органам власти РСФСР и СССР, финансироваться из общесоюзного бюджета. [9]

 

1.2 История конфликта

       Распад Советского Союза на отдельные суверенные государства повлек за собой множество проблем социального, экономического, национального, и геополитического характера. После распада СССР в 1991 году и провозглашения независимости Украины Крым и Севастополь автоматически стали частью нового государства. Но Россия была с этим не согласна. Возник конфликт в российско-украинских отношениях. Корни этого конфликта стоило искать в прошлом, тогда, когда 29 октября 1948 года был выпущен Указ Президиума Верховного Совета РСФСР под названием «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр». [7]  В соответствии с ним Севастополь был выделен в самостоятельный центр с собственным бюджетом и относился к категории городов республиканского подчинения. Финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах города осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР без какого-либо участия Совета Министров Украины. Таким образом, в соответствии с этим указом, Крым и Севастополь были установлены как две независимые юридические единицы.

    Однако в 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область по инициативе Никиты Хрущёва была передана из РСФСР в УССР. Однако мнения историков и специалистов по этой проблеме разнятся. Одни утверждают, что Севастополь, как составная часть Крымской области на тот момент, был также передан из состава РСФСР в УССР, оставаясь городом республиканского подчинения. Они говорят, что в Конституции Украины 1978 года был подтверждён статус Севастополя как города республиканского подчинения, а в Конституции РСФСР, принятой в том же году, упоминание о Севастополе отсутствовало. Таким образом, передача Севастополя рассматривается, как своеобразный подарок Украине, прилагавшийся к переданной Крымской области. Другие  доказывают, что ни в одном из более поздних указов 1954 года о передаче Крыма из состава России в состав Украины Севастополь не упоминается. По их мнению, поскольку никто и никогда не отменял тот самый первый Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, то можно сказать, что правовой статус Севастополя как города республиканского подчинения Российской Федерации никогда не менялся. Эта сторона спора доказывает, что все действия Украины по изменению административного управления городом носили односторонний внеправовой характер. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и Закон СССР от 28 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», не содержали упоминания о городе Севастополе. [1] Как полагала Государственная Дума Федерального Собрания РФ, они были приняты с нарушением  Конституции СССР, Конституции РСФСР и законодательной процедуры. [3] После распада СССР и начала притязаний Украины на Севастополь и Черноморский флот, 23 января 1992 года Верховный совет РФ начал разбираться в этом вопросе.

    6 февраля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации признал тот факт, что передача Крыма Никитой Хрущевым в 1954 году Украине была незаконной. [6] В июле 1993 года также подтвердил не зависимый от Украины статус Севастополя. Российские исследователи отмечают, что в 1992-1993 годы спор между Россией и Украиной носил форму острого кризиса, в котором проблема Севастополя и Черноморского флота вышла на первый план. Последующие годы, 1994-1997 гг., были названы стадией хронического кризиса. Однако 1994 год считается рубежом, который положил начало преодолению наиболее конфликтной фазы в отношениях между Россией и Украиной. 
      20 мая 1994 года Верховный Совет Крыма принял решение о восстановлении Конституции Республики Крым в редакции от 6 мая 1992 г., которая предусматривала, что «Республика Крым входит в государство Украина определяет с ней свои отношения на основе договоров и соглашений», а также право жителей Крыма на двойное гражданство. В октябре 1994 г. в Крыму был проведен опрос, в ходе которого за договорные отношения Украины и Крыма высказалось большинство граждан полуострова. Это увеличило количество спорных вопросов между Киевом и Севастополем.

    Госдума РФ стала выражать беспокойство по поводу этих событий. Она сообщила об опасениях по поводу будущего российско-украинских отношений в связи с принятыми Верховным Советом Украины решениями, уничтожающими волеизъявление населения Республики Крым. По мнению Думы, эти решения нарушали переговоры между Крымом и Украиной. 9  Обсуждение в Думе проблем российско-украинских отношений, таких как вопросы реструктуризации долгов Украины, раздела Черноморского Флота и статуса его главной базы – города Севастополя оказалось под угрозой.

       Мэр Москвы, Юрий Лужков, утверждал, что Севастополь никогда не входил в состав Украины, за что впоследствии ему даже закрыли въезд в эту страну. В октябре 1996 года он направил открытое письмо Президенту РФ, Председателю Правительства, Совету Федерации и Госдуме, в котором призывал российское руководство как можно скорее утвердить на всех уровнях российский статус города. Он объявлял Севастополь главной военно-морской базой Черноморского Флота, предлагая добавить пункт об этом в готовящийся к подписанию Договор о дружбе и сотрудничестве России и Украины. Также, по его инициативе Совет Федерации в 1996 году обсуждал вопрос о территориальной принадлежности Севастополя. В своем выступлении на данном обсуждении Ю.М. Лужков утверждал, что передача Севастополя, главной базы Черноморского Флота, Украине, закончится ухудшением геополитического положения России. Как уже было сказано, он считал, что Севастополь всегда был и остается российским городом. Он доказывал свою точку зрения тем фактом, что по нормам международного права, передача территорий одного государства другому осуществляется только на основании международных договоров. Таких договоров  относительно Севастополя между Россией и Украиной не  было. Он утверждал, что Украина присвоила город без всякого на то юридического основания и в одностороннем порядке.

        Конституция  Украины 1996 года, в которой был прописан статус Севастополя, являлась односторонним документом. В Конституции РСФСР упоминаний о статусе города не было. Поэтому, с точки зрения международного права, статус города, обозначенный в Конституции Украины 1996 года, не являлся юридически значимым. Также необходимо было иметь в виду то, что более чем 70% населения города состояло из русских, которые всегда считали себя гражданами России, что подтверждалось данными нескольких, проведенных в городе, референдумов.  Например,  в соответствии с итогами проведенного 26 июня 1994 года опроса жителей Севастополя,  89% из них положительно ответили на вопрос о российском статусе города. Тем временем финансово-экономическая блокада города продолжалась. Совместное базирование сил Черноморского флота и ВМС Украины стало невозможным. Подразделения национальной гвардии Украины были введены в город без согласования с городским Советом народных депутатов. 

Информация о работе Конфликт России и Украины по поводу правового статуса города Севастополя