Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 22:50, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть все причины возникновения территориальных и политических конфликтов на пространстве СНГ, а также предпринимаемые методы их разрешения.
Введение…………………………………………3
Глава 1. Зарождение конфликтов……………4
1.1 Декабрьские события в Алма-Ате 1986г…4
1.2 Ферганская "резня" 1989 г…………………5
1.3 Ошская "резня" 1990 г……………………...6
Глава 2. Конфликты в Средней Азии после распада СССР…………………………………………………9
2.1 Казахстан………………………………………..9
2.2 Кыргызская Республика……………………..12
2.3 Таджикистан……………………………………15
2.4 Узбекистан………………………………………18
2.5 Туркменистан……………………………………20
Заключение…………………………………………..22
Список литературы…………………………………24
Также во всей Средней Азии политика относительно бизнесменов своеобразная. В Казахстане многие жалуются на давление со стороны властей. Президент напрямую принуждает крупных бизнесменов жертвовать своими доходами ради поддержки энергетики, экономики, строительства и т.п. Вот, что пишет один из предпринимателей: "И, как я ранее говорил, 23 февраля 2008 года в Москве Назарбаев мне озвучил свой ультиматум. Он звучал так: до 1 апреля 2008 г. ты должен передать мне контроль над банком. Если ты не передашь, мы тебя арестуем и посадим, мы все равно у тебя все отберем. И весь 2008 г. я лично подвергался такому давлению. И со стороны финансового надзора, и со стороны представителей правительства, и со стороны лично Назарбаева".
2.1 Казахстан
Несмотря на то, что население Казахстана лишь на 50% состоит из казахов, этнические столкновения там нередки. Например, Столкновения в Усть-Каменогорске в 1992 г. или совсем недавние события в 2006 г. в Актау: произошли антикавказские выступления (на площади собралось от 400 до 1000 чел); в октябре этого же года конфликт на месторождении "Тенгиз" между казахами и турками, в ноябре казахско-уйгурский конфликт в Чилике, в марте 2007 казахско-чеченское столкновение в Алма-атинской области, в октябре ноябре этого же года антикурдский конфликт в селе Матаяс. На основании всего этого можно сделать вывод, что правительство Казахстана поощряет такие стычки и никак не пытается урегулировать ситуацию в стране. И даже наоборот, ведет активную националистическую политику. Какие же цели преследует Казахстан неизвестно.
Также имеются и территориальные споры. Например, с Китаем 11 спорных участков, 9 из которых были решены. До сего момента вопрос о конкретном прохождении казахстано-китайской границы является открытым и ратификация "дополнительных" соглашений отнюдь не ставит точку в данном вопросе. Один - Чаган-Обо в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области, второй - Сары-Чельды в Талды-Курганской области. Помимо традиционных разных толкований существующих документов, уходящих своими корнями в прошлое столетие, наметилась новая проблема - территориальный спор в районе стыка трех границ Казахстана, Китая, Кыргызстана в районе пика Хан-Тенгри. Весной 1999 года очередной согласно демаркации от Казахстана было отторгнуто 400 с лишним квадратных километров территории. Тем временем переговоры шли безостановочно и отливались новыми и новыми договорами: 24 сентября 1997 года было подписано "Дополнительное соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе", 4 июля 1998 года новый документ под совершенно аналогичным названием. Согласно последнему "дополнительному соглашению" была утверждена схема раздела двух так называемых "спорных участков". В качестве заслуги себе и казахстанской дипломатии, министр Токаев приводит следующие факты: во-первых, "соглашением о границах" 26 апреля 1994 г. (вступило в силу 11 сентября 1995) Казахстан якобы "согласовал" 90% границ, а последними соглашениями и оставшиеся - 10%. Однако, он ни разу, ни в одном интервью, не ответил четко и прямо - сняты ли окончательно и навсегда все "территориальные" проблемы Казахстана с Китаем.
В ноябре 2002 г. Казахстан и Российская Федерация, на территории Костанайской и Челябинской областей (соответственно) обменяются равновеликими территориями. К России отошли 293 гектара, на которых расположены поселок Огнеупорный, а взамен Казахстану предложены 293 гектара пахотных земель в Чесменском районе. Договоренность об этом достигнута в результате трехлетней работы Правительственных делегаций России и Республики Казахстан по делимитации государственной границы. Но проблема каспийского шельфа до сих пор не урегулирована. Казахстан настаивает, что права на большую часть участка "Северный" принадлежат ему. И уверяет, что буровая "Астра" находится на его территории.
Еще в бытность Ельцина Президентом России, Назарбаев всяческими способами пытался документально оформить принадлежность спорных участков Казахстану. Сегодня Казахстан прибегает к другим способам, чтобы завладеть спорными территориями: в дельте Волги насыпается искусственный остров, чтобы отодвинуть границу в сторону России, чтобы "Северный" перешел к нему. Но нефтяная компания ЛУКОЙЛ, не дожидаясь, пока спор по шельфу будет разрешен на государственном уровне, уже потратила 200 млн. долларов и пробурила на спорной территории скважину. По оценкам, на "Северном" находится около 300 млн. т нефти. Теперь ЛУКОЙЛ планирует потратить 6-7 млрд. долларов, чтобы в течение пяти лет подготовить участок для промышленной эксплуатации. Тогда можно будет приглашать крупнейшие международные нефтяные компании.
В силу территориальных и исторических условий районом наиболее тесного соприкосновения с Узбекистаном является юг Казахстана, где проживает значительная по численности узбекская диаспора (Сайрамский район - 133.9 (62%), г. Туркестан -78.8 (43.7%), г. Шымкент - 53.2 (12.1%), Сарыагашский район - 8.9 (4.2%). Вопрос окончательного размежевания и делимитации границ между Казахстаном и Узбекистаном является проблемным для обоих государств по множеству причин, в том числе и исторического характера. Узбекистан имеет территориальные претензии к Казахстану. В частности, наиболее спорной территорией является Сарыагашский район, а также Кировский, Махтааральский и Жетысуйский районы ЮКО, которые в 1956 г. по инициативе Н.С.Хрущева были переданы Узбекистану, затем, после его ухода с поста первого секретаря ЦК КПСС, были возвращены Казахстану, хотя и не полностью. Но для Ташкента это все еще узбекские земли. Неофициальные источники утверждают, что среди представителей узбекской элиты открыто ведутся разговоры о принадлежности Узбекистану всей территории Южного Казахстана.
За период с 1991 г. граница между республиками передвинулась вглубь территории Казахстана на 60 км oт официальной границы. Примечательно, что никаких территориальных претензий к Узбекистану у Казахстана нет. Хотя 13 февраля 1956 г из состава Казахстана Узбекистану была передана часть Голодной степи (колыбель казахской культуры), а также Бостандыкский район, который впоследствии был взят в аренду до 1991 года, но так, до сих пор, и не возвращен. Если раньше там превалировало казахское население, то сейчас проживают, в основном, узбеки. Этот регион уже тесно интегрирован в узбекскую экономику. Установленные между республиками еще в Советское время границы, не отражали исторического расслоения тех или иных этнических групп. Границы определялись исходя из административных и экономических факторов, без учета реального национально-культурного положения. Это содержит потенциальную опасность возникновения территориальных споров и, в определенных ситуациях, может привести к пересмотру границ. Поэтому, находясь под юрисдикцией Казахстана, указанные районы давно ориентированы на Узбекистан. Кроме того, опасения вызывают противоречия по поводу границы, проходящей по Аральскому морю, в том числе, и по территории острова Возрождения.
Как известно, в 1924 г. в состав КазAССР вошла Каракалпакская АО, ранее находившаяся в составе Туркестанской АССР. 5 декабря 1936 года по инициативе И.В.Сталина была создана КазССР, а Каракалпакская АО была преобразована в автономную республику и передана в состав УзССР. Таким образом, Аральское море с начала 20-х и до 1936 г. полностью принадлежало Казахстану. Естественно, с островом Возрождения. В 1963 г. А.И.Брежнев границу между Казахстаном и Узбекистаном через Аральское море передвигает на север в пользу Узбекистана. В настоящее время эта граница прямой линией разделяет Арал на 2 части. Прямолинейность границы вызывает сомнение в ее правильности. Тем более, что она не делимитирована и не демаркирована, поэтому нужно определить настоящую границу, проходящую через о. Возрождения. На данный момент Казахстану принадлежит 21.03% острова, а 78.97% - Узбекистану. Сегодня на этом острове сфокусировано внимание общественности, так как возможность обнаружения на нем нефти (а это вполне возможно) приведет к серьезным разногласиям между двумя странами. Где нефть - там "большие" деньги, где "большие" деньги - там конфликт. Узбекистан уже проводит геологоразведочные и исследовательские работы. Вследствие того, что Узбекистан обладает большей территорией на этом острове, может получиться полное освоение острова одной стороной.
2.2 Кыргызская Республика
Межэтнические конфликты в Кыргызстане возникали лишь с узбеками. Это ранее упомянутая Ошская резня (1990 г.) и недавний кыргызско-узбекский конфликт (2010 г.) на юге Кыргызстана. Прежде всего, это происходило из-за недостатка земельных ресурсов, слабой экономики, отсутствия регуляции территориальной миграции. Среди узбеков существует даже такое мнение, что юг перейдет к ним. Это вызывает огромное недовольство среди коренного населения. Ведь кроме узбеков на территории страны проживают и русские и курды и уйгуры, но никто из них не носит таких захватнических идей как узбеки. Власти пытались решить эту проблему путем переноса столицы из Бишкека в Ош, но этот план так и не успел осуществиться.
После выхода Киргизии из состава СССР 31 августа 1991, в 1992 гг. КНР заявила о необходимости подписания нового договора о границе и пересмотреть некоторые демаркационные линии. Киргизия двумя соглашениями о делимитации государственной границы между Киргизией и Китаем, подписанными в 1996 и 1999 гг., передала Китаю около 12 кв. км территории.
Спорные участки границ между Таджикистаном и Кыргызстаном, что периодически вызывает напряжение в двусторонних отношениях между государствами. Основной конфликтной зоной остаётся Баткенский район (с 1999 г. область), где три таджикских села - Ворух, Чоркух и Сурх небольшими анклавами вклиниваются на территорию Кыргызстана. До 1999 г. Баткен не имел своего "паспорта" (т.е. чертежа, описаний населенных пунктов, перечня сведений о национальном и социальном составе жителей), что не позволяло точно определить территорию и население района и, соответственно, проводить делимитационные работы. Кроме того, дорога, проходящая через таджикский анклав Ворух - единственная транспортная магистраль, соединяющая соседний с Баткеном Ляйлякский район с остальной частью страны. При этом жители Воруха часто блокируют дороги, что способствует регулярным межэтническим стычкам. Только после Баткенских событий 1999-2000 гг. Бишкек в какой-то мере взял ситуацию под свой контроль. Например, с 2002 г. таджикско-кыргызская межправительственная комиссия зафиксировала порядка 71 участка общей площадью 21 кв. километр, на которые претендуют обе страны. При этом кыргызские и таджикские власти до настоящего времени не слишком продвинулись в решении вопроса об их статусе. На территории Баткенской области Кыргызстана расположен анклав Ворух, который является частью Таджикистана. Ворух - это территория компактного проживания этнических таджиков в Баткенском районе, относящаяся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. Вокруг анклава и прилегающих к нему пограничных территорий имеется несколько спорных участков, издавна являющихся предметом жарких споров и конфликтов местных жителей.
Главная причина этого - борьба двух этносов за ресурсы, то есть за орошаемые земли и поливную воду. В приграничной зоне иногда происходят и эксцессы. 9 января 2007 года на кыргызско-таджикской границе произошел инцидент даже с участием губернатора Баткенской области, которого остановили таджикские пограничники из-за нарушения пограничного режима. Губернатор вызвал на подмогу кыргызские правоохранительные органы. Жители близлежащих кыргызских сел из-за солидарности с губернатором заблокировали дорогу Баткен - Исфара. После переговоров конфликт был урегулирован. Этот эпизод вызвал общественный резонанс, так как в него были втянуты чиновники высшего звена. Самой серьезной этнополитической проблемой в середине 2008 года стал вопрос контроля над водными ресурсами вдоль неурегулированной пограничной линии, разделяющей Согдийскую область Таджикистана и Баткенскую область Кыргызстана. В конце марта порядка 150 жителей Таджикистана, включая ряд местных чиновников, предприняли попытку разрушить плотину на трансграничном канале, возведенную кыргызскими властями.
Данный канал обеспечивал питьевой и поливной водой население села "Хочаи ало" и 120 га плодородных земель дехканского хозяйства Чорку Исфаринского района Таджикистана. Канал находится на балансе водного хозяйства Исфаринского района, и кыргызские власти должны были согласовать вопрос строительства гидросооружения. Таджикская сторона заявила, что плотина находится в районе, где вопрос о границе не согласован между сторонами, и она препятствует прохождению воды в ирригационные каналы Согдийской области. Кыргызские власти настаивали, что сооружение находится на территории Кыргызстана, вдали от границы, и направили пограничников пресечь попытку его уничтожения. Конфликтный потенциал сохранялся два месяца. Кыргызские дипломаты обвиняли таджикскую сторону в нарушении границы. Как выяснилось, кыргызская сторона реализует проект "Реабилитация Актатырского водозаборного сооружения и магистрального канала", финансируемый Всемирным банком. По проекту на трансграничном канале "Матчои" должен расположиться водозабор, с помощью которого власти Кыргызстана могут контролировать объем воды, поступающий в села Исфаринского района.
Таджикская сторона считает, что Всемирный банк не имеет права финансировать проекты, имеющие трансграничный характер, не поставив в известность все страны, имеющие отношение к проектной зоне. В этот период в отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном сложилась ощутимая напряженность. Неурегулированная пограничная ситуация заставила власти в Бишкеке и Душанбе принять срочные превентивные меры на высшем уровне для предотвращения потенциального межгосударственного конфликта, в который могла перерасти "кетменная война". В ходе своей встречи 16 мая президенты Кыргызстана и Таджикистана учредили межгосударственный совет по совершенствованию координации и ускорению процесса демаркации границ. Именно незавершенность делимитации границ, их прозрачность стали причиной водных и территориальных споров, незаконного использования земель и пастбищ, незаконной миграции, таможенно-пограничных конфликтов. Исфаринско-баткенский конфликт, перешедший в настоящее время в латентную форму, в случае затягивания его решения в любой момент может быть реанимирован с непредсказуемыми последствиями. Этот конфликт - один из примеров, когда "нетрадиционные" угрозы могут трансформироваться в военные и создать серьезный дестабилизирующий фактор в Центральной Азии.
Запутанная ситуация со спорными участками вдоль границы с Узбекистаном, протяженностью 1 тысяча 308 километров, которая уже привела к образованию в Джалал-Абадской и Ошской областях Кыргызстана около 75 спорных участков, постепенно попадающих под влияние Узбекистана. С молчаливого согласия местных властей, жители соседней республики захватывают земли, принадлежащие Кыргызстану. Суммарное количество спорных участков на границе достигает 140. Существование "прозрачной" границы между двумя государствами явно не на руку Кыргызской Республике и позволяет Узбекистану добиваться многочисленных уступок, связанных с земельными вопросами.
Продолжается захват новых земель, не говоря уже о спорных территориях в Ноокенском, Аксыйском и Узгенском районах, принадлежащих Кыргызстану. Противодействие самовольному переносу границ пытаются оказывать только местные жители. Судя по всему, процесс пограничного разграничения между Кыргызстаном и Узбекистаном будет сложным и длительным. Стремление Ташкента в одностороннем порядке и с нарушением международного права, с позиции силы решить существующие приграничные проблемы, вносит дополнительный элемент напряженности между двумя странами. Затягивание вопросов границ позволяет узбекским хозяйствующим субъектам проводить тихую экспансию кыргызских земель в южных районах Кыргызстана. Так, в текущем году уже было зарегистрировано по крайней мере, четыре случая подрыва домашних животных и кыргызских граждан на минах, что нанесло им ущерб в размере около 500 тысяч сомов. Помимо этого в конце 2000 года двое граждан Кыргызстана подорвались на минах вблизи узбекского анклава Сох и с ранениями различной тяжести были доставлены в Баткенскую областную больницу. Узбекские анклавы на территории Кыргызстана в тоже время охраняются местными вооруженными силами. Согласно подписанному в феврале секретному меморандуму между правительствами Киргизии и Узбекистана, Бишкек согласился на передачу Сохского анклава Узбекистану.
Как говорится в меморандуме, стороны договорились "о целесообразности соединения Сохского массива с Риштанским районом республики Узбекистан вдоль реки Сох в обход киргизских населенных пунктов с адекватной компенсацией в пользу Киргизской Республики". Однако, губернатор Баткенской области сообщил, что Киргизия не может выполнить данного условия, поскольку гористая местность Таян, которую Узбекистан предлагает в обмен на коридор к Сохскому анклаву, совершенно бесполезна. Руководство области направило в Бишкек письмо, в котором говорится, что создание коридора, соединяющего Узбекистан с анклавом Сох, не соответствует национальным интересам Киргизии, поскольку в таком случае Узбекистан получает контроль над рекой Сох.