Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:16, реферат
Цель работы – определить особенности коррупции и клановости как системной проблемы российской элиты
Объект – коррупция
Предмет – коррупция и клановость как системная проблема российской элиты.
Задачи:
1. Определить специфику феномена коррупции
2. Охарактеризовать особенности клановости
3. Определить особенности проявления коррупции и клановости в рамках функционирования российской элиты.
Оглавление
Коррупция - одна из самых актуальных проблем современного общества. По данным ООН, ежегодно в мире на взятки тратится более 840 млрд. евро. Системная коррупция имеет дело с тотальным использованием общественных ресурсов для частной выгоды. Принятие Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, подписанной в 2003 г. и вступившей в силу в 2005 г., показывает важность совершенствования антикоррупционного законодательства и наработки практики его применения.
Государственная власть в последние годы прилагает значительные усилия в борьбе с коррупцией, однако острота проблемы остается. Более того, вместо снижения уровня коррупции сохраняется тенденция ее роста, усиливается ее влияние на радикальные и экстремистские настроения в обществе. Парадоксально, но факт: предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы порождает еще большую коррупцию.
Проблема коррупции и связанной с нею проблема клановости не утрачивает своей актуальность.
Цель работы – определить
особенности коррупции и
Объект – коррупция
Предмет – коррупция и клановость как системная проблема российской элиты.
Задачи:
1. Определить специфику феномена коррупции
2. Охарактеризовать особенности клановости
3. Определить особенности
проявления коррупции и
Криминологами термин «коррупция» определяется как «социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных, иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»1.
Коррупцию связывают с нарушением административных положений либо морального или социального кодекса2.
В науке к основным
причинам коррупции относят
В российском законодательстве коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.
Истоки коррупции коренятся в деформациях политической системы, вовлеченности государственных структур, политической элиты и чиновничества в отношения собственности, распределения капиталов и товарно-денежных потоков. Решение проблемы связывают не только с ужесточением санкций, а с обеспечением неотвратимости наказания, особенно в отношении высокопоставленных коррупционеров.
К основным причинам существования и распространения коррупции можно отнести:
В настоящее время коррупция все больше интернационализируется, приобретает транснациональный характер, связана с трансграничным движением «теневых» криминальных доходов, что требует дальнейшей разработки наднационального законодательства по борьбе с коррупцией и соответствующего международного сотрудничества.
2. Понятие и
характерные особенности
Слово «клан» («clann»), как пишет исследователь европейской истории Ю. М. Сапрыкин, на гэльском языке означал у кельтских народов, ирландцев, шотландцев и валлийцев (уэльсцев), наименование рода (реже — племени). Позднее, в период разложения родовых отношений, этим словом стала именоваться группа кровных родственников, потомков одного древнего рода, носивших имя предполагаемого родоначальника. К имени добавляется приставка «mac» (сын) у шотландцев и ирландцев или «о» (внук). Кланы сохраняли общую собственность на свои земли, раздаваемые для обработки семьям, и соблюдали другие обычаи родового строя (кровная месть, круговая порука, выборы старейшин). В отдельных районах Шотландии и Уэльса клановая организация сохранялась вплоть до XIX века3.
Понятие «клан» стало востребовано в целом социальными науками. В первую очередь это было связано с исследованиями в области социологии семьи. В середине ХХ века исследователи заговорили о повсеместном сдвиге к нуклеарной семье, разрушению семьи расширенной, других типов родственных связей, в том числе и в странах третьего мира (У. Гуд и др)4. У представителя фрейдистского направления в социальных науках В. Райха клан — единица социальной структуры первобытного общества — по мере развития экономических отношений постепенно разрушается семьей, на основе которой зарождаются классы в обществе.
Клановые отношения имеют целый ряд особенностей, делающие эту группу устойчивой социальной формой взаимопомощи людей, позволяющие выживать им в неблагоприятных социальных условиях. Поэтому эти черты стали заимствоваться, использоваться, даже культивироваться целенаправленно в менеджменте различных организаций, неформальных групп.
Отечественный социолог Ж. Т. Тощенко, ссылаясь на определение из словаря С.И.Ожегова, допускает модификацию, превращение клана в касту, являющуюся «узкой общественной группой, которая отстаивает свои привилегии и интересы и доступ туда, куда для посторонних затруднен и невозможен». Таким образом, по мнению ученого, превращенными формами кланов можно считать многие закрытые акционерные общества (ЗАО), замкнутые политические группировки и др.
Сегодня клановость в политической жизни России продолжает сохранять большую актуальность на региональном уровне. Клановые корпорации и клановость можно наблюдать в тех регионах, где более всего сохранены патриархальные устои, сильны родоплеменные связи и отношения,— в национальных республиках, общественный и политический облик которых в значительной мере определяет этнокультурный фактор. Феномен клановости отмечается, например, в Калмыкии, Башкирии, Татарстане, Бурятии, Дагестане, Туве. Например, в Калмыкии почти 85% горожан и более 90% жителей села идентифицируют себя с той или иной племенной группой. Здесь «борьба за власть,— пишет Н. Н. Крадин,— ведется между тремя главным племенными группировками: торбутской и дербентской, а также бузавской, этнически более молодой, состоящей из потомков донских калмыков»5.
Важно при этом понимать, что клановость в регионах — в принципе явление одного порядка, что и клановость на федеральном уровне . Проблема заключается в том, чтобы с одной стороны видеть за региональным и упомянутым федеральным кланом одно основание, системное единство6. С другой стороны, важен и тот факт, что для региональных лидеров национальных территорий клановый принцип — гораздо более близкая и неизжитая историческая форма организации социальных и политических отношений, именно потому клановость– проблема большего масштаба и длительности.
Начатая в 2008 г. Президентом
Российской Федерации Д.А. Медведевым
антикоррупционная реформа
Поскольку коррупция в России носит межведомственный характер, на современном этапе развития страны ключевая задача противодействия коррупционным практикам состоит в ликвидации условий и предпосылок возникновения и воспроизводства этого социального зла. Противодействие коррупции стало приоритетом рассмотрения международными организациями, а также на глобальном уровне политическими деятелями и учеными. Приходится констатировать, что с точки зрения политических практик, научный анализ связанных с коррупцией проблем часто вторичен, в то время как на первое место выходит политическая целесообразность способов снижения уровня коррупции, а нередко дискурс политиков ориентирован на популизм.
Антикоррупционные меры
затрагивают базовые основы организации
государственной и муниципально
Хотя антикоррупционные
С точки зрения бывшего Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, возрастающие масштабы коррупции представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, что превращает ее в один из основных факторов политической и социально-экономической нестабильности в России7. Резкое увеличение масштабов коррупции поставило под вопрос нормальное функционирование публичных институтов современной России. План антикоррупционных действий, разработанный под руководством Президента РФ Д.А. Медведева, содержит комплекс специфических мер, направленных на локализацию различных коррупционных проявлений, ограничение влияния, полное искоренение подобных ресурсов и приведение в действие антикоррупционных механизмов.
Слабость государства и/или
Властная элита не заинтересована и не сконцентрирована на активном противодействии существующей в стране системной коррупции и не осознает возрастающих угроз с этой стороны политической системе. При этом наблюдаемые антикоррупционные установки элиты ориентированы на конъюнктурные и ситуативные политические практики, обусловленные как внутриполитическими, так и внешнеполитическими обстоятельствами. Результатом становится фиксируемое в экспертных оценках и результатах социологических опросов неуклонное снижение легитимности элиты.
Коррупция в современной России носит системный характер, что означает встроенность коррупционных отношений в политическую и социальную систему общества. Соответственно, элита если и будет проводить антикоррупционную политику, то такую, чтобы не затрагивать политические основы ее существования. Не случайно основной упор делается на уменьшении влияния коррупционеров на систему управления, а не на полное ее искоренение.
Рассмотрим приведенный тезис на конкретном примере той части элиты, которая ответственна за противодействие коррупционным практикам. В конце 1990-х гг. в Москве и в начале 2000-х гг. в регионах организованная преступность была подавлена - точнее, поставлена в рамки, которые государство сочло для себя приемлемыми, - при помощи неформальных и нередко незаконных механизмов. Система РУБОПов, региональных управлений по борьбе с оргпреступностью, получила негласный карт-бланш, включавший гарантии от внимания прокуратуры к ее деятельности. «Братки» отошли в прошлое, бандитские «крыши» повсеместно сменились «красными», то есть милицейскими, а перед государством возникла уже новая проблема: как очистить милицейские ряды от «крышевателей». Начался массовый призыв чекистов в руководство МВД, была запущена кампания по разоблачению «оборотней в погонах». Деятельность РУБОПов стали сворачивать. В сентябре 2008 г. структуры в составе МВД, занимавшиеся борьбой с оргпреступностью, вовсе расформировали.