Коррупция и клановость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель работы – определить особенности коррупции и клановости как системной проблемы российской элиты
Объект – коррупция
Предмет – коррупция и клановость как системная проблема российской элиты.
Задачи:
1. Определить специфику феномена коррупции
2. Охарактеризовать особенности клановости
3. Определить особенности проявления коррупции и клановости в рамках функционирования российской элиты.

Файлы: 1 файл

реферат Коррупция и клановость как системная проблема российской элиты (1).doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Существующий в России уровень коррупции сдерживает экономическое  развитие страны. Коррупция препятствует развитию местной деловой активности и привлечению крупных зарубежных инвестиций. Олигархические кланы, переплетённые с государственной бюрократией, все больше и больше монополизируют коммерческую деятельность, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса негативно сказывается на уровне благосостояния населения. В результате даже в посткризисный период можно ожидать только ограниченного экономического роста на короткие промежутки времени с крайне малыми шансами на приемлемое экономическое развитие, соответствующее поставленным руководством страны амбициозным задачам9.

Основной причиной институциональных  дисфункций государства в вопросах противодействия коррупции является отсутствие контроля человека как члена  общества над теми, кто производит и внедряет в хозяйственную действительность официальные институты, регулирующие содержание всех социально-экономических трансакций. Тяжесть экономических последствий отсутствия контроля гражданского общества над государством принимает стратегический характер и «фиксируется» в форме становления административного рынка, в рамках которого конкретные представители государственной власти организуют и воспроизводят систему «отношенческих контрактов» по поводу купли-продажи административных «запретов» и «разрешений».

Доходы, получаемые чиновничьим  классом от «торговли» возможностями, предоставляемыми институтами в форме административных «запретов» и «разрешений», образуют так называемую административную ренту10. Экономическая нестабильность, несвобода политических действий и особенно разгул государственного криминала приводят к снижению устойчивости политической системы страны.

Борьба против коррупции  является долговременным мероприятием, которое должно базироваться на сильной  политической воле и долговременной стратегии. Нельзя ожидать скорого  уничтожения коррупции посредством  принятия неотложных мер. Антикоррупционная стратегия при наличии адекватных институциализированных структур должна пользоваться приоритетом в высших эшелонах власти, чтобы гарантировать реализацию принимаемых мер.

Инициация любых реально  воздействующих на системные аспекты коррупции мер, связана с существенными политическими рисками для властных структур. Подобные меры внутри правящей элиты могут привести к столкновению групп с очень сильно и глубоко укоренившимися политическими и экономическими интересами.

Следует подчеркнуть, что политическая коррупция в современной России обладает всеми существенными признаками этого политического феномена, в числе которых необходимо отметить следующие:

    • фактическое искажение механизма выборного процесса путём фальсификации результатов выборов, ставящее целью удержание (узурпацию) власти и неизменность существующей политической системы государства;
    • поражение граждан в политических правах за счет фактического лишения возможности их участия в свободных и честных выборах власти и референдумах;
    • образование и развитие особых финансово-политических групп (в России - «Семья», «Питерский клан»), в руках которых сосредоточены огромные ресурсы и внутри которых в узком кругу принимаются стратегические государственные решения без их предварительного обсуждения в парламенте;
    • необоснованное продление сроков правления президента путём нелегитимного изменения конституции в угоду правящему клану;
    • отсутствие реальной политической конкуренции и отсутствие реальных политических партий, ставящих своей целью приход к управлению государством путём политической борьбы и в результате свободных выборов;
    • формирование органов исполнительной власти (правительства, развитие политической администрации) не по профессиональному признаку, а по признаку личной преданности вождю и круговой поруки;
    • полная государственная (административная, финансовая, экономическая, информационная и пр.) поддержка действий правящей элиты и поддерживающей её политической группы («Единая Россия») в ущерб поддержки действий других политических и социальных групп.

Характерной особенностью политической коррупции для России является создание внеконституционного  института «преемника президента», который в полной мере отражает несовершенство и противоречия действующей конституции, якобы гарантирующей соблюдение прав всех граждан России, но на самом деле гарантирующей исполнение воли только одного человека - президента.

Таким образом, политическая коррупция представляет собой процесс  насильственного и нелегитимного  удержания (узурпации) высшей государственной власти одной из политических групп (кланов) путём фальсификации результатов выборов или отмены (частичной или полной) выборов этой власти в целях неограниченного и неконтролируемого доступа к административным, природным, производственным, финансово-экономическим, информационным, избирательным и другим ресурсам государства с одновременным лишением прав доступа к этим ресурсам иных политических и социальных групп.

Анализируя опыт борьбы с коррупцией, в том числе и  зарубежный, можно выделить ряд общих условий, необходимых для формирования антикоррупционного поведения.

К мерам по предупреждению и пресечению коррупции можно  отнести:

1) установление на законодательном уровне системы декларирования доходов государственных служащих.

2) установление законодательных запретов и ограничений на участие должностных лиц в официальных мероприятиях, в отношении которых у этих лиц имеется финансовая заинтересованность;

3) наложение запретов на деятельность бывших государственных служащих, представляющих частные или личные интересы в той сфере, в которой они раньше работали, а также на использование информации, ставшей им доступной в связи с деятельностью в органах государственной власти;

4) наложение запретов и ограничений на получение подарков и других благ, контроль над имуществом и финансовым статусом членов семьи и близких родственников;

5) внедрение в административную практику контроля со стороны специально уполномоченных органов за фактами неправомерного 
использования государственного имущества и ресурсов в частных интересах и применение соответствующих санкций за данные правонарушения.

6) международное сотрудничество органов, осуществляющих борьбу с коррупцией с целью выявления и информирования о фактах 
перемещения государственными служащими капиталов за рубеж, установления источника происхождения этих капиталов.

7) законодательное установление механизма конфискации незаконно полученных капиталов в рамках гражданского судопроизводства, 
если имеется информация о коррупционном источнике происхождения капитала, но отсутствуют достаточные основания для привлечения коррупционера к уголовной ответственности.

 

 

Заключение

 

Клановость, коррупция  становятся факторами, продуцирующими воспроизводство все новых и  новых посягательств на государственную  власть, основы конституционного строя, на безопасность государства.

Общеизвестно, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Между тем существует едва ли не единственный способ, позволяющий если не искоренить, то хотя бы поддержать уровень политической коррупции на приемлемом для общества уровне.

Этот способ давно  известен и широко применяется в  цивилизованных странах (разумеется, в каждой со своей спецификой). Он заключается в создании эффективной политической системы, которая в наибольшей степени генерирует политическую конкуренцию, обеспечивающую, в свою очередь, в сочетании со свободными выборами формирование дееспособных партий, партийных коалиций, парламента, правительства, состоящего из профессионалов, независимых профсоюзов, СМИ, судов, прокуратуры, избиркомов и т.д. При этом политическая система имеет склонность к саморазвитию, причем особенно интенсивно в ходе избирательного процесса!

Эта система называется парламентская республика. Различные модели этой наиболее устойчивой в политическом плане системы (в том числе парламентско-президентская республика или парламентская монархия с резко ограниченными функциями соответственно президента или монарха) давно и успешно применяются в Европе, странах Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Парламентские выборы проводятся не реже одного раза в четыре года (или в период обострения парламентского или правительственного кризисов). Правит только победившая на выборах партия или партийная коалиция, формирующая правительство во главе со своим лидером, который становится премьер-министром страны, т.е. фактически её высшим наёмным менеджером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Указ президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»» № 1316 от 6 сентября 2008 года.
  2. Барзилов С., Чернышов А. Новые номенклатурные кланы // Свободная мысль. 1999. №5. С. 23-32
  3. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. №2. С.43-50.
  4. Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения//Восток, № 1, 2000.
  5. Качелин М.С. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств и организованной преступности в контексте борьбы с коррупцией.//Налоги. 2010. № 18.
  6. Ковалевский М. М. Клан у аборигенных племен России // Социологические исследования. 2002. №5. С. 129-138.
  7. Криминология. Учебник для вузов. 2-е изд. Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА,2012
  8. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2004.
  9. Кузьмин В. Антикоррупционный тон // Российская газета. 2009. 11 марта.
  10. Малько А.В. Антикоррупционная политика России: проблемы формирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 3.
  11. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. М.: Спарк, 2000.

1 Криминология. Учебник для вузов. 2-е изд. Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА,2012

2 Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения//Восток, № 1, 2000.

3 Барзилов С., Чернышов А. Новые номенклатурные кланы // Свободная мысль. 1999. №5. С. 23-32

4 Ковалевский М. М. Клан у аборигенных племен России // Социологические исследования. 2002. №5. С. 129-138.

5 Ковалевский М. М. Клан у аборигенных племен России // Социологические исследования. 2002. №5. С. 129-138.

6 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2004.

7 Агарков М. «Бумер» входит в моду // Эксперт Казахстан. 2009. № 10 (206)

8 Кузьмин В. Антикоррупционный тон // Российская газета. 2009. 11 марта.

9 Указ президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»» № 1316 от 6 сентября 2008 года.

10 Кузьмин В. Антикоррупционный тон // Российская газета. 2009. 11 марта.




Информация о работе Коррупция и клановость