Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Общей целью данной работы является изучение понятия и сущности деловой культуры и деловых отношений, а также особенностей деловой культуры Российской Федерации.
Основными задачами, которые реализуются в настоящей работе, выступают следующие:
1) изучить теоретический аспект деловой культуры: её сущность, значимость при ведении международного бизнеса;
2) дать характеристику российской и белорусской деловой культуре;
3) изучить основные пути совершенствования деловой культуры российского и белорусского обществ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность деловой культуры и стили делового общения……………..5
1.1 Понятие деловой культуры и делового общения………………………….5
1.2 Значимость деловой культуры при ведении международного бизнеса…...8
1.3 Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов…………10
Глава 2 Особенности деловой культуры России………………………………16
2.1 Возникновение и развитие деловой культуры в России…………………..16
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России……...21
2.3 Пути совершенствования деловой культуры в России …………………...23
Глава 3 Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта………..…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников..................................................................33
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая! доработанная.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

4.         Принципы гражданина Земли:

•      при ведении дела как минимум  не наноси ущерба природе;

•      найди в себе силы противостоять  преступности и коррупции. Способствуй  тому, чтобы они стали невыгодными  всем;

•      проявляй уважение к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они - просто другие.

Предполагается, что будучи уточненным и принятым, этот Кодекс мог бы реализовываться  на трех уровнях: общества(общественное мнение, СМИ), личности (образование, просвещение) и организации (консультирование).

Помимо этого  в июле 1999 г. в Великом Новгороде  были приняты Рекомендации по внедрению  этических принципов ведения  дел в России. Указанный документ обращается к тем, от кого в наибольшей степени зависит процесс воплощения принципов ведения дел, - к государству в лице исполнительной власти; обществу в лице общественного мнения; сфере образования в лице бизнес-образования и, самое главное, к самим предпринимателям в лице их организаций, общественных и профессиональных. Вот некоторые рекомендации.

Объединениям предпринимателей рекомендуется:

•      обсудить в ассоциациях проблемы современной российской деловой  культуры и значение этических принципов  ведения дел в России;

•      учредить в ассоциациях комитеты (комиссии) по профессиональной этике;

•      систематически делать достоянием гласности наиболее яркие примеры позитивного поведения предпринимателей, проводить конкурсы на лучшую моральную репутацию члена ассоциации;

•      оповещать членов ассоциации о наиболее вопиющих случаях нарушения профессиональной этики другими предпринимателями, вплоть до включения их в «черные списки» ненадежных партнеров;

•      проводить регулярные семинары и  учебу для работников подразделений  по работе с персоналом, часто сталкивающихся с этическими проблемами;

•      издавать пособия и руководства по развитию ценностной ориентации сотрудников;

•      инициировать и поддерживать создание этических отраслевых кодексов;

•      обсуждать на уровне первых руководителей  тенденции развития этических норм ассоциации;

•      заботиться о достоверном образе ассоциации и ее членов в общественном сознании;

совместно с  другими объединениями обсуждать  общие проблемы отношений с государством, его учреждениями и чиновниками.

Институтам  государства целесообразно:

•      создать систему законов и нормативных актов, которая была бы проста, понятна и недвусмысленна при ее толковании предпринимателями и государственными чиновниками; в первую очередь это касается налоговой сферы и порядка регистрации дела;

•      обеспечить безопасность честным предпринимателям, вытеснив организованную преступность;

•      считать недопустимой так называемую «презумпцию виновности» предпринимателя, согласно которой каждый предприниматель - это потенциальный преступник и  мошенник;

•      утверждать в официальной и общественной деятельности обратную презумпцию - «презумпцию доверия», согласно которой предприниматель должен восприниматься государством как опора экономики, источник поступлений в бюджет финансовых средств;

•      рассматривать нарушение экономических  прав предпринимателей (наложение необоснованного ареста на банковские счета, изъятие документации) как преступление против безопасности общества;

•      создать гарантии (в том числе  международные) нерушимости принципа частной собственности.

Особое внимание хотелось уделить проблеме деловой этики в СМИ. Как показывает специальный анализ продукции СМИ, предпринимательству либо не уделяется никакого места в ней, либо оно предстает в негативном свете - в связи с преступлениями, громкими скандалами, войной между группировками и т. п.

Средства массовой информации, учитывая их роль в формировании общественного мнения, могли бы:

• посвящать  ведущим предпринимателям специальные  материалы именно на том основании, что они - лидеры в этой области, а  не потому, что материалы заказаны;

•      поводить конкурсы на лучшую деловую  репутацию в общественном мнении страны, региона, города, среди потребителей, партнеров, работников;

•      обеспечивать позитивную информацию о  них на международном уровне.

Важно, чтобы  присутствовал положительный образ предпринимателя - в деловых, профессиональных изданиях, а также в массовой продукции СМИ, и в первую очередь на телевидении. Профессия предпринимателя представляет журналистам огромные возможности для создания произведений всех жанров, где предприниматель был бы показан не только в роли «денежного мешка», дежурного спонсора и донора, но и как персонаж, решающий вечные проблемы борьбы добра и зла, олицетворяющий собой такие качества, как интеллектуальность, находчивость, энергичность, целеустремленность и многие другие. Молодые люди должны стремиться стать предпринимателями не только потому, что это связано с решением материальных проблем, и тем более не для того, чтобы можно было позволять себе экстравагантные выходки и показное потребление, а потому, что предприниматель способен осуществлять свои замыслы, воплощать в жизнь свои идеи, быть творцом своей судьбы.

Реализация  перечисленных рекомендаций зависит  от того, насколько сильной будет  объективная социально-экономическая  потребность в переходе к нормам цивилизованного предпринимательства и насколько последовательно будут соблюдаться общие принципы воплощения передовых идей. К тому же уже сейчас многие российские предприниматели начинают понимать, что «делая состояние» на обмане и нарушении других этических правил в данный момент, можно подставить под удар весь свой бизнес в недалеком будущем.

Невольно вспоминаются слова В. Высоцкого «досадно мне, коль слово «честь» забыто, и коль в чести наветы за глаза». Восстановить честь еще не поздно, тем более, что есть на что опереться в прошлом и на кого - в настоящем. Нужно развивать здоровые силы российского бизнеса.

Создание позитивного  образа современного российского предпринимателя - важнейшее средство утверждения  норм честного бизнеса и постепенного изживания предрассудков относительно предпринимательства. Для решения этой задачи было бы целесообразно:

•      согласовать единую систему действий тех органов СМИ, которые признают важность этой задачи;

•      создать в соответствии с этим соглашением ряд программ, рассчитанных на ключевые социальные группы -детей, молодежь, среднее и старшее поколения и т. п.;

•      выстроить галерею образов успешных и честных предпринимателей;

•      показать преемственность дореволюционных  позитивных российских традиций в современной жизни, в частности, традиций благотворительности и меценатства;

•      рассказывать о «болевых точках»  российских предпринимателей, их непростых  отношениях с властью, чиновничеством;

•      свидетельствовать о вкладе предпринимателей в дело сохранения окружающей среды, об их участии в решении экологических проблем;

•      создать журнал (обычный и в  телевизионном варианте),посвященный  проблемам этики предпринимательства. Конкретные организационные шаги можно  определить как интеграцию этических проблем в преподавание экономики. Для этого необходимо:

•      в отдельные, наиболее важные курсы (менеджмент, маркетинг и т.п.) ввести разделы по этическому аспекту этих сфер деятельности;

•      на примере российской экономики  разработать учебные пособия по этике бизнеса, соответствующие высшим стандартам современного бизнес-образования и ориентированные на активное участие слушателей;

•      наладить регулярный международный  обмен программами и специалистами  с ведущими зарубежными центрами по этике бизнеса и школами бизнеса, лидирующими в этой области;

исходя из принципа системности, рассматривать этические  основы не изолированно, а как часть  деловой куль туры, в свою очередь  являющейся составной частью культуры России и мировой культуры.

Важным средством поддержки здоровых тенденций в области предпринимательства является система различных способов поощрения тех бизнесменов и компаний, которые могут служить примером в вопросах предпринимательской этики.

Что касается роли государства в совершенствовании деловой культуры в России, то оно могло бы:

•      отдавать приоритет лучшим предпринимателям при рассмотрении заявок на проводимые государством тендеры национальных хозяйственных проектов;

•      обеспечить политическую поддержку  в международной экономической  деятельности.

Безусловно, решение  этих и других проблем, связанных  сформированием деловой культуры, во многом обусловлено разумным и эффективным  функционированием органов государственной власти и управления, но многое зависит и от самих предпринимателей, их объединений. И чем быстрее они будет впитывать в себя квинтэссенцию деловой культуры, выработанную не одним поколением и не одной нацией, тем скорее и эффективнее будет происходить интеграция России в мировое экономическое сообщество. [3, c. 187-191]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Деловая культура Республики Беларусь и пути её совершенствования в  контексте мирового опыта

 

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи общения и деловой этики, которые складывались в течение всего исторического существования народа. Под влиянием активно развивающихся мировых процессов глобализации и интеграции постепенно складывается определенный стандарт делового поведения, но все равно существуют заметные национальные различия в степени открытости, самостоятельности, мере ответственности. Данный факт имеет огромное значение для представителей  делового мира Республики  Беларусь, которая лишь недавно вышла на мировую торговую арену.

Национальный  стиль — это наиболее распространенные особенности мышления, восприятия, поведения. Они не будут обязательными  чертами, характерными для всех представителей страны, а только типичными для  них.

Для делового человека знание национальных особенностей поведения партнера по бизнесу может помочь в построении деловых отношений.

Белорусские компании развивают отношения с иностранными фирмами. Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями  национального бизнеса Беларуси. Белорусская деловая культура пока не соответствует тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих странах, поэтому иностранным бизнесменам необходимо учитывать это, строя деловые отношения с нашими соотечественниками.

При описании  стиля делового общения, присущего деловым представителям Республики Беларусь,  следует обратить внимание на ряд особенностей, обусловленных недостатком опыта делового общения многих белорусских предпринимателей. В результате отечественные участники, с точки зрения зарубежных коллег, подходят к переговорам довольно странно.

Наличие административно-командной  системы во время Советского союза  оказало значительное влияние на стиль делового поведения в Беларуси. В компаниях чаще всего решения  принимаются тоталитарно, инициатива на местах не приветствуется. Все проявления самостоятельности чаще всего рассматриваются как несоблюдение своих должностных обязанностей. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям.

Исследования  социологов выявили и эмпирически подтвердили  одну характерную особенность национального менталитета, а именно, склонность к пассивности и тотальной зависимости, прежде всего, по отношению к государству и власти. С этим связано то, что служащие не стремятся проявлять инициативу и самостоятельность и выполняют только то, что им спустят «сверху». Поэтому даже в отношениях с деловыми партнерами мы чаще всего ждем, что другая сторона сама позаботится об урегулировании отношений, но при этом яростно желаем более выгодных условий. [8, c. 42-43]

Со стороны  подчиненных решения администрации  принимаются практически безоговорочно. Нередко указания начальника исполняются  даже тогда, когда они считаются  заведомо неправильными или исход  их неизвестен (подчинённые полагают, что «начальнику лучше знать»).

Для белорусов  характерной чертой является их безответственность и недисциплинированность, что отрицательно сказывается при построении деловых  отношений с иностранными фирмами.

Следующей особенностью является то, что условия и оплата труда работников могут зависеть от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы.

Многие иностранные  бизнесмены отмечают, что в нашей  стране много времени уделяют  масштабным проектам вообще, но относительно мало — тому, как их можно осуществить.

Информация о работе Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов