Курдская проблема: локальный и региональный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Курдистан издревле лежал на пересечении караванных дорог, соединявших Иран и Месопотамию со странами Восточного Средиземноморья и Черноморья и служивших не только торговыми, но и миграционными путями. Бесчисленные орды завоевателей проходили по этому «перекрестку» Западной Азии, частично оседая в его долинах. Поэтому этнический состав населения Курдистана со временем стал весьма пестрым: наряду с курдами здесь жили армяне, турки, персы, арабы, ассирийцы (айсоры), азербайджанцы, шахсевены, луры и другие народности. Курдские же племена в результате многочисленных войн и нашествий были отселены в глухие и труднодоступные горные районы, отрезанные от внешнего мира и, можно сказать, от прогресса и цивилизации.

Содержание работы

Введение…………………..…………………………………...…………………..3

Глава 1. История курдов и курдской проблемы
1. Периодизация истории курдской проблемы………………………………… 7
2. Борьба курдов за свои права в рамках существующей государственности………………………………………………………………………………….9
3. Национальные организации Курдистана в борьбе за самоопределение и права курдов в постколониальный период………………………………….. 12

Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений: прошлое и настоящее
2.1. Краткая экономико-географическая характеристика Курдистана.........15
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов Запада после Первой мировой войны…………………………………………………………………...16
2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения……………….17

Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курдская проблема.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Курдская демократическая  партия Сирии (Аль-Парти) образована добровольным союзом единомышленников. Партия опирается в основном на рабочих, крестьян, мелких ремесленников. КДПС считает невозможным решение курдского вопроса в условиях буржуазного строя, поэтому выступает за создание патриотического прогрессивного фронта, который, сочетая социальную и национальную борьбу, установит народную демократию и решит курдский вопрос демократическим путем в рамках единой страны.

Во второй половине 70ых годов наблюдался новый подъем курдского движения в Турции. Значительная роль в подъеме движения в Курдистане принадлежала курдским нелегальным политическим партиям и группам.

В Турции действует около 10 курдских политических партий и организаций, среди которых:

    • Демократическая партия Турецкого Курдистана (ДПТК)
    • Партия рабочих Курдистана (ПРК) была создана в 1977 году А. Оджаланом и его единомышленниками, выступающими за леворадикальные методы борьбы. С 1984 года эта партия действовала в Турции в условиях подполья7.
    • Социалистическая партия Турецкого Курдистана (СПТК) создана в 1974 году представителями курдской интеллигенции.
    • Фронт национального освобождения Курдистана (ФНОК) создан в 1985 году и призван объединить различные слои и силы курдов в борьбе за свои национальные и политические права.
    • Парламент Курдистана в изгнании образован 12 апреля 1995 года в Гааге на первом съезде представителей различных курдских партий и движений и призван координировать действия всех курдов и их организаций.8

В 80 – 90ые годы в Европе действовало множество курдских организаций, которые объединяли большое число местных курдских обществ и союзов. К числу таких организаций относятся, например, Федерация курдистанских рабочих союзов в Западной Германии - Комкар, Демократические рабочие союзы Курдистана – ККДК, Курдистанский народный дом, Курдское общество культуры и солидарности в Швеции, Общество курдистанских демократических рабочих в Норвегии, Союз курдских рабочих в Швеции, Студенческий союз Курдистана за рубежом – АКСА, Комитет по созданию организации курдистанских женщин и др.

Одной из влиятельных  организаций является Федерация  курдистанских рабочих союзов в  Германии, она была создана в январе 1979 года во Франкфурте-на-Майне в результате объединения союзов рабочих. В различных городах Германии эта организация имеет местные курдские общества или комитеты.

Начиная с 70ых годов стала  наблюдаться тенденция сближения  позиций различных курдских организаций  в Европе. Так, в декабре 1979 года в  Дармштадте состоялись переговоры между представителями Комкара и ККДК, в результате которых был подписан совместный протокол.

Курдские организации  в Европе активно проводят различные  акции протеста против бесправия курдов в государствах их проживания. Так, в Швеции весной 1981 года прошли мощные демонстрации против действий турецких властей в отношении курдов. Аналогичные акции протеста проходили и в 1982 году во многих крупных городах Западной Европы. Независимо от политической и социальной принадлежности их участники выступили совместно против бесчинств, чинимых режимом в Турции. Подобные действия проходили в Европе и в 90ые года.

Курдские организации  в Европе еще не добились единства в своих действиях во имя борьбы за национальные права своего народа. Это, прежде всего, связано с тем, что наличие множества политических и общественных организаций пока не позволило им объединиться в единый фронт. Многие из них придерживаются различных мнений по вопросу о формах и способах борьбы.

За последнее время  заметно активизировалась деятельность курдских организаций и в Российской Федерации – это Международный Союз курдских общественных организаций, Общество дружбы российского и курдского народов, Курдская национально-культурная автономия, Курдский культурный центр и др.

В будущем роль курдских организаций за рубежом, очевидно, будет возрастать, поскольку число курдов, покидающих родные места, постоянно растет, и в то же время, растет число проблем, связанных не только с увеличением числа курдов за рубежом, но и с активизацией курдского движения в целом9.

 

Глава 2. Курдский вопрос в системе международных  отношений:

прошлое и настоящее

 

2.1. Краткая экономико-географическая характеристика Курдистана.

 

Курды, будучи автохтонным (возникшим на месте современного местонахождения) народом региона, проживают на территории, площадь которой превышает 500 тысяч км2. Поскольку территория эта находится в пределах государственных границ современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии, то в каждой из этих стран существует «свой» Курдистан: турецкий, иранский, иракский и сирийский (обозначаемые нередко в литературе соответственно как северный, восточный, южный и западный Курдистан). Больше всего курдов проживает в Турции (7,5 млн. человек), затем в Иране (5,6 млн. человек), Ираке (на юге страны 3,7 млн. человек) и Сирии (745 тысяч человек).

Курдистан располагает  значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем долины и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.

Иракский Курдистан  – единственная в стране природно-климатическая  зона (здесь преобладает средиземноморский  климат континентального типа), в которой выпадает достаточное для богатого земледелия количество осадков. Основная отрасль животноводства здесь – разведение коз и овец. Так в 1978 году в этом регионе находилось 531,5 тысяч коз, или около 26% от их общего числа в стране, и 750,4 тысячи овец – около 8% от всего поголовья. Курдский регион вносил значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции. В 1980 году здесь было получено около 24% всей пшеницы, 15% ячменя, 52% семян подсолнуха10.

Курдский регион богат водными и гидроэнергетическими ресурсами. По его территории протекают крупнейшие притоки Тигра – реки Большой Заб, Малый Заб, Дияла, Хазир, а также много небольших речушек.

В Курдистане имеются  значительные месторождения полезных ископаемых: известняков, доломитов, гипса, песка, гравия, глины и неметаллических минералов - серы и мрамора.

Говоря о естественных ресурсах, которыми наделен Иракский Курдистан, нельзя забывать о климатических. Ирак – страна с очень жарким летом, поэтому жители южных и центральных районов обычно устремляются во время отпусков и каникул на север. Почти все без исключений летние курортные районы находятся в курдском регионе.

 

 

 

2.2. Курдистан в эпицентре стратегических интересов Запада после Первой мировой войны.

 

Международная борьба империалистических держав за сферы влияния, за передел мира, начавшаяся в первые годы 20 века, самым непосредственным образом отразилась на положении курдов11. Первая империалистическая война 1914 – 1918 годов сделала положение курдского народа в целом еще более трагичным: боевые действия на территории Курдистана причинили ему огромный материальный ущерб. Каждая из воюющих сторон стремилась использовать курдов, а также другие народы Восточной Турции и Западного Ирана в своих интересах. Антиправительственные выступления курдов беспощадно подавлялись. Около 700 тысяч курдов были депортированы (более половины из них погибли в пути), сотни тысяч умерли от голода, болезней, в результате военных действий.

Результатом Первой мировой  войны стало подписание ряда международных договоров, один из которых напрямую касался курдской проблемы – это Севрский договор 1920 года12. Севрский договор являлся составной частью Версальской системы. Он состоял из 13 частей и 433 статей. Самостоятельный отдел, состоявший из трех статей 62, 63 и 64, непосредственно относился к Курдистану.

В статье 62 предусматривалась  возможность подготовки в течение  шести месяцев «местной автономии» для Северного Курдистана (части  нынешнего Турецкого Курдистана). Эта подготовка поручалась правительствам Англии, Франции и Италии. Однако в статье 62 не уточнялось, что это за автономия, не определялись ее правовой статус и рамки. Включая в эту статью положение о «полных гарантиях для защиты ассиро-халдейских и других этнических и религиозных меньшинств» Курдистана, западные страны хотели использовать эти народы для реализации своих захватнических планов в районе и привлечь на свою сторону национальные меньшинства в борьбе против Турции и освободительных движений народов Ближнего Востока, в частности против курдов.

Статья 63 налагала на Турцию обязательство признать и выполнять решения комиссии, создаваемой на основании Договора, о «местной курдской автономии» и об окончательном установлении турецко-иранских границ в трехмесячный срок. В статье 64 устанавливалось: «Если через год курдское население указанных в статье 62 областей обратится к Совету Лиги наций и укажет, что большинство их жителей желает быть независимыми от Турции, а Совет Лиги признает этих последних способными к независимости, то Турция обязана отказаться от своих прав на эти области. Если в состав нового курдского государства захотят войти и курды Мосульского вилайета, то главные союзники не будут возражать против этого».

Как мне представляется, для создания курдского государства  необходимо выполнение двух условий. Во-первых, в течение года курды должны обратиться к Совету Лиги Наций, «требуя» от Турции своей независимости и образования самостоятельного государства. Иначе как тактической уловкой империалистических государств, призванной отвлечь курдов от решения своих национально-патриотических задач и оказания давления на кемалистов, это положение не назовешь. Во-вторых, положение статьи 64 о том, что способность курдского народа к независимости должна быть признана Советом Лиги Наций, само по себе в сущности являлось дискриминационным и проимпериалистическим. Западные страны стремились выиграть время, чтобы успеть укрепиться не только в зависимой от них Турции, но и в Курдистане. Этими же соображениями было продиктовано включение в статью 64 положения о «добровольном» присоединении жителей Южного Курдистана (т.е. вилайета Мосул) к курдскому государству в случае его создания.

В договоре даже отсутствовало  какое-либо упоминание о юго-западных районах Курдистана, захваченных Францией после первой мировой войны, и об Иранском Курдистане, хотя эти части Курдистана также были охвачены национально-освободительной борьбой за освобождение всего Курдистана и образование самостоятельного курдского государства.

Крайняя форма безразличия  к судьбе курдского и других народов  региона была продемонстрирована в статьях 88 – 93 договора, посвященных армянскому вопросу. В соответствии со статьей 89 определение границы между Арменией и Северным Курдистаном «в вилайетах Эрзерум, Трабзон, Ван, Быт-лис» возлагалось на президенте США, что несовместимо с требованиями международной законности: пограничный вопрос между двумя государствами решается ими самими, а не президентом третьего государства.

Примечательно, что в  день подписания Севрского договора между Англией, Францией и Италией было заключено секретное соглашение о разделе сфер влияния в Курдистане и о совместной эксплуатации железных дорог в этом районе и в других частях Турции.

Проведенный анализ показывает заинтересованность западных держав в  сохранении Курдистана раздробленным, отсталым районом, находящимся под их полным влиянием и контролем.

Включение же курдского  вопроса в повестку дня Севрской конференции и наличие отдельных  статей по этому вопросу в самом  договоре объясняется прежде всего  стремлением западных держав расширить  свои владения за счет бывшей Османской империи и одновременно погасить пламя курдского освободительного движения, затормозить ход революционного процесса в Курдистане. Как отмечает английский ученый Г. Тэмперли, по Севрскому мирному договору армянам было предоставлено многое на бумаге, а курды получили и того меньше.

В конечном счете, договор  так и не вступил в силу, явившись, по меткому выражению американского дипломата У. Иглтона, «мертвой бумагой со дня его подписания».

Вместе с  тем, как отмечают многие отечественные  исследователи, Севрский договор имел и определенное положительное значение, которое заключается, в частности, в том, что с момента его подписания курдская проблема получила международное признание v и что статьи договора по курдскому вопросу в немалой мере повлияли на национальное самосознание курдов.

В международном плане  обстановка в регионе продолжала оставаться крайне напряженной в связи с разногласиями по курдской проблеме. Желая содействовать ее смягчению и нормализации, НКИД РСФСР в сентябре 1922 года предложил правительствам Англии, Франции, Италии, Югославии, Болгарии, Румынии, Греции и Египта созвать дипломатическую конференцию представителей всех заинтересованных держав, и в первую очередь черноморских государств, которые проявили бы интерес к урегулированию ближневосточного кризиса. Это предложение не встретило поддержки у западных держав, стремившихся решать ближневосточные вопросы без участия России и возлагавших большие надежды на уже готовившуюся в то время по инициативе Англии Лозаннскую конференцию. Суть их намерений состояла в следующем: превратить Турцию в орудие борьбы против России, усилить свои позиции на Ближнем Востоке и максимально сгладить те противоречия, которые, в частности, возникли между Англией и Францией во время раздела Турции.

Лозаннская конференция состоялась в конце 1922 - начале 1923 годов. В ее работе приняли участие делегации стран – участниц Севрской конференции – Англии, Франции и Италии, а также Турции, Румынии, Югославии и Греции. Была также приглашена Япония, которая не имела никаких интересов на Ближнем Востоке. В то же время за рамками конференции осталось такое причерноморское государство, как Болгария. Советская сторона была лишь допущена к участию в работе комиссии по территориальным и военным вопросам, причем только на заседания, специально посвященные вопросу о режиме Черноморских проливов.

Информация о работе Курдская проблема: локальный и региональный аспекты