Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:39, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекция Внешнеэкономическая деятельность.docx

— 187.99 Кб (Скачать файл)

Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в отраслях машиностроения. Одной из наиболее распространенных форм производственно-сбытовой кооперации являются консорциумы. Консорциумы - это союзы юридически и хозяйственно обособленных компаний, создаваемые в целях кооперирования производства и сбыта товаров или услуг. Основной задачей консорциума является сложение научных, производственных и сбытовых преимуществ его членов для повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Инициатором создания консорциума  может быть любое предприятие, желающее повысить эффективность работы и конкурентоспособность товара в кооперации с другими предприятиями.  В ходе совещаний между кооперирующими компаниями определяется лидер консорциума, которым, как правило, выбирается поставщик основного оборудования.

 

Тема №4. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ). ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ФМЭО)

 

1. Понятия и тенденции  МРТ.

2. Формы международных  экономических отношений, или  основные формы внешнеэкономических  связей.

1. Понятия и тенденции  МРТ

Мировая экономика оказывает  все большее влияние на национальное хозяйство любой страны. Вместе с  тем мировая экономика имеет  собственные проблемы, отличные от проблем национальной экономики  какой-то конкретной страны. В основе мирового хозяйства, сформировавшегося  на базе национальных хозяйств и экономических  связей между ними, лежит МРТ.

МРТ представляет собой специализацию  отдельных стран на производстве отдельных товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой. Такая специализация приводит к  формированию отраслей международной  специализации, продукция которых  ориентирована преимущественно  на экспорт.

МРТ зародилось в мануфактурный  период развития капитализма. В это  время основной формой МРТ были односторонние  и многосторонние связи между  странами, а в период XIX – XX вв. международное  разделение труда охватило весь мир. До промышленного переворота МРТ  базировалось на естественной основе, т.е. на различиях между странами: в природно-климатических условиях; географическом положении; сырьевых ресурсах и источниках энергии.

В промышленно развитых странах  зависимость специализации от естественной основы значительно уменьшается. В  современном мире специализация  базируется на уровне и особенностях экономического развития, т.е. высоко развитые страны используют научно-технический потенциал.

Тенденция расширения международного обмена товарами и услугами сталкивается с противоположной тенденцией – автаркией (экономическая политика государства, направленная на обособление национального хозяйства). В противовес автаркии усиливается тенденция к открытой экономике (ликвидация государственной монополии внешней торговли; эффек-тивное использование принципа сравнительных преимуществ страны; МРТ; активное использование различных форм со-вместного предпринимательства; благоприятный инвестиционный климат страны).

Специализация стран порождает  международный обмен товарами и  услугами, но между странами перемещаются и эко-номические ресурсы. Часть из них имеет низкую мобильность. Более мобильны – рабочая сила и капитал. В результате раз-вития международного разделения труда сложился мировой рынок – совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом экономическими отношениями.

Мировой рынок зародился в XVI в. в период великих географических открытий. Для этого периода характерна неэкви-валентность торговли между странами Европы и остальным миром. В период промышленного переворота (XVIII – XIX вв.) наступил более активный период развития мирового рынка. Развитая промышленность сформировала мировой рынок эпохи свободной конкуренции. Дальнейшее совершенствование мирового рынка предопределило создание мирового транспорта, связи и экспорт капитала.

2. Основные формы внешнеэкономических  связей

ВЭС – это международные  хозяйственные, торговые, а также  политические отношения, включающие: обмен  товарами, НТ сотрудничество, кооперирование производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Внешнеэкономиче-ская деятельность любого государства, в том числе и РФ, охватывает следующие направления:

1) торговля;

2) совместные предприятия как на территории страны, так и за рубежом;

3) иностранные предприятия  на территории страны;

4) международные организации  и объединения;

5) концессия – договор  о передаче в эксплуатацию  на определенный срок принадлежащих  государству или местным органам  власти природных богатств или  предприятий;

6) лизинг;

7) международная встречная  торговля;

8) переработка давальческого  сырья;

9) привлечение иностранной  рабочей силы;

10) НТ сотрудничество;

11) торговля лицензиями  и технологиями;

12) прибрежная и приграничная  торговля;

13) сотрудничество в банковской  сфере;

14) иностранный туризм;

15) сотрудничество в свободных  экономических зонах.

Наиболее распространенной формой международных экономических отношений  является торговля. Практика подтвер-дила экономическую целесообразность торговых отношений между странами. Приоритетом во внешней торговле следует считать ориентацию на развитие экспорта. Важным является структура экспорта и импорта. Для достижения большего эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию.

На долю наукоемкой продукции в  международном товарообороте приходится приблизительно 60 % общего объема, на долю сырьевых ресурсов 40 %. Структура российского  экспорта неудовлетворительна, так  как на долю сырьевых ресурсов приходится около 70 % всех продаж.

Разработанные государственные программы  стимулирования экспорта предусматривают  финансовое содействие экс-портерам, налоговые льготы, организационно-правовые и специальные меры.

К результатам развития ВЭД  можно отнести:

1) дальнейшее углубление  МРТ;

2) экономию общественного труда  в странах, осуществляющих внешнюю  торговлю и другие формы ВЭС;

3) увеличение числа стран с  рыночной экономикой;

4) успешное функционирование  транснациональных корпораций и  концернов;

5) расширение числа стран, достигших  полной конвертируемости национальных  валют.

Лекция №5. НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

1. Принципы и методы  регулирования внешней торговли.

2. Основные формы нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности.

3. Сертификация ввозимой  продукции. 

 

1. Принципы и методы  регулирования внешней торговли 

Успехи и результаты деятельности любого государства на внешнем рынке  определяются многими факторами. Одним  из них является: состав и действенность  установленных государственных  процедур, которым подвергается товар, пересекаю-щий таможенную границу.

Ввоз и вывоз товаров, как  и прочие виды внешнеэкономической  деятельности, являются объектом государственной  по-литики. В процессе развития мировой торговли выработаны определенные инструменты этой политики, используемые всеми государствами мира.

Национальная территория объявляется  таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей.

Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне.

Ввоз товара на таможенную территорию или вывоз его может быть запрещен или ограничен. Всем участникам внешне-торговых операций необходимы знания правил ввоза (вывоза), действующих в стране.

В мире идет процесс формирования единых норм и правил на мировом  рынке, а также систем межгосударственных со-глашений. Механизм регламентирования оснащен развитой информационно-технической базой.

Важной чертой механизма  регламентации является комплексный  подход к использованию различных  методов и эле-ментов воздействия на внешнюю торговлю.

Современная практика регламентации  внешней торговли представлена набором  средств и инструментов национального  и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

Межгосударственное регламентирование  внешней торговли обеспечивается:

1) двусторонними и многосторонними  соглашениями и договорами (ГАТТ, ВТО и др.);

2) элементами регулирования  валютных рынков;

3) типовыми условиями  «Инкотермс»;

4) страхованием валютных  рисков и т.д. 

Положениями ГАТТ (далее ВТО) определены принципы и правила международной  торговли, обязательные для стран  участниц. В числе основных принципов:

– обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего  благоприятствования;

– недискриминация;

– снижение таможенных пошлин;

– ведение внешней торговли на частноправовой основе.

Основу национальной системы регламентирования  внешней торговли составляет набор  допустимых:

• методов ограничения  экспорта и импорта с помощью  нетарифных элементов и тарифных предпочтений;

• валютно-кредитных средств;

• способов стимулирования экспортного производства;

• технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

Наибольшим разнообразием элементов  отличаются методы нетарифных ограничений  экспорта и импорта. В мировой  практике их число насчитывает примерно 100 позиций.

Нетарифные ограничения – это  комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих:

а) проникновению иностранных  товаров на внутренний рынок;

б) вывозу товаров.

Нетарифные ограничения бывают: количественные (квота) и неколичественные (технические нормы). Весь комплекс нетарифных ограничений реализуется  путем использования инструментов административного регулирования. Администра-тивные инструменты используются при недостаточной эффективности экономических рычагов.

Государственная внешнеторговая политика РФ осуществлялась в соответствии с законом РФ «О государственном  регу-лировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), в настоящее время – в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).

В соответствии с указанными законами методами государственного регулирования  ВТД являются: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Согласно закону, экспорт и импорт в РФ осуществляются без количественных огра-ничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных случаях Правительством РФ.

Постановления Правительства о  введении количественных ограничений  экспорта или импорта официально публикуют-ся не позднее, чем за три месяца до введения ограничений.

  1. Основные формы нетарифного регулирования ВТД

 

Запреты и ограничения экспорта и импорта устанавливаются для:

1) соблюдения общественной морали  и правопорядка;

2) охраны жизни и здоровья  людей, охраны животного и растительного  мира, окружающей среды; 

3) сохранения культурного  наследия народа;

4) защиты культурных ценностей; 

5) предотвращения исчерпания  невосполнимых природных ресурсов;

6) обеспечения национальной  безопасности страны;

7) защиты внешнего финансового  положения и поддержания платежного  баланса страны;

8) выполнения международных  обязательств РФ.

Наиболее применимыми формами  нетарифного регулирования внешней  торговли являются квотирование и лицензи-рование.

Квота – инструмент регулирования экспорта и импорта во внешней торговле путем установления на определенный пе-риод количественных ограничений объемов ввозимых и вывозимых товаров.

Квотирование вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, услугам. Выступает в качест-ве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке и как ответная мера на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Базовыми документами системы  квотирования и лицензирования в  РФ являются Постановления Правительства  РФ от 31.12.1996 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров, работ, услуг на территории РФ с 1992 г.» и  от 31.10.1996 «О порядке проведения конкурсов  и аукционов по продаже квот на введение количественных ограничений  и ли-цензирования экспорта и импорта товаров».

Согласно документам, Правительство  РФ постановляет:

1. Ввести на территории  РФ единый порядок лицензирования  и квотирования экспорта и  импорта товаров. 

2. Утвердить: 

 

а) перечень товаров, экспорт  которых осуществляется в пределах квот;

б) перечень товаров, экспорт  и импорт которых осуществляется по лицензиям;

в) перечень специфических  товаров, экспорт и импорт которых  осуществляется по лицензиям;

г) положение о порядке  лицензирования и квотирования товаров.

Лицензирование – это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения.

Лицензия – это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.

При установлении количественных ограничений  на вывоз или ввоз товара вводится в действие следующая схема:

– экспортер (импортер) может  вывезти (ввезти) товары только при  наличии лицензии, которую он обязан получить и представить ее таможенному  органу;

– основанием для получения  лицензии является свидетельство о  получении квоты;

– получение квоты возможно лишь на платной основе благодаря  победе на конкурсе или аукционе;

– организацию конкурса или аукциона по продаже квот осуществляет специально созданная Межведомственная ко-миссия.

Основной задачей комиссии является оптимальное размещение квот путем  проведения конкурсов и аукционов  при со-блюдении принципов гласности, объективности, единства требований и создания равных конкурентных условий.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"