Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:39, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекция Внешнеэкономическая деятельность.docx

— 187.99 Кб (Скачать файл)

Конкурсы бывают открытые и закрытые. В открытом конкурсе могут принимать  участие любые участники ВТД. Ко-миссия может провести предварительный отбор претендентов.

В закрытом конкурсе могут принимать  участие только российские участники  ВТД, получившие официальное пригла-шение комиссии.

Победитель конкурса получает сертификат, т. е. документ, который в дальнейшем ему предоставляет право на получе-ние лицензии на экспорт или импорт товаров в объеме квоты.

Лицензия может быть разовой  или генеральной. Разовая лицензия выдается для осуществления внешнеторговой опера-ции по одному контракту сроком до 12 месяцев. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид вывозимого или ввози-мого товара с указанием его количества и стоимости. В отличие от разовой лицензия оформляется без указания конкретного покупателя или продавца.

Оформленная лицензия выдается в одном  экземпляре и не подлежит передачи другим заявителям.

Система лицензирования, как правило, применяется с целью оперативного контроля над соблюдением квот. Многие страны используют ее в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма.

Другой формой нетарифного регулирования  является специальный экспортный контроль. Под контроль попадают ряд товаров:

1) ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы.  Контроль осуществляется в соответствии  с обязательством РФ, вытекающим  из Договора о нераспространении  ядерного оружия и принципов  ядерного экспорта.

2) оборудование и материалы  двойного назначения и соответствующие технологии (лазеры, взрывчатые вещества и средства взрывания, блоки ЧПУ, обогащенные изотопы и т.д.).

3) черные и цветные  металлы. 

Вводится ограничение числа  мест таможенного оформления, а именно 66 пунктов в морских портах и 26 железнодорожных пунктов.

Одной из форм нетарифного регулирования  являются меры, связанные с таможенными или административными фор-мальностями.

Нетарифные таможенные барьеры  не совершенны, но их устранение несет  значительный ущерб государству.

3. Сертификация  ввозимой продукции 

Сертификация товаров  в РФ введена в соответствии с  законами:

1. О защите прав потребителей.

2. О сертификации продукции. 

3. О стандартизации.

 

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции  установленным требованиям.

Разработка стандартов, контроль за их соблюдением, выдача сертификатов возложены на Комитет РФ по стандартиза-ции, метрологии сертификации (Госстандарт РФ). Сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация охватывает товары, от качества кото-рых зависит жизнь и здоровье человека, состояние окружающей среды. В перечень этих товаров входят: продукты питания, бытовая техника, одежда, ряд машин и оборудования и др. Безопасность этих товаров должна быть подтверждена при их ввозе. Остальная продукция проходит добровольную сертификацию на основе требований, установленных по соглашению продавца и покупателя.

Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, являются сертификаты, выданные по правилам сертификации ГОСТ Р и оформленные на русском языке. Указанный сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории РФ.

Таким образом, подтверждение соответствия товаров установленным требованиям  может осуществляться двумя способами:

1) на основе сертификации  импортной продукции по правилам  российской системы сертификации;

2) на основе сертификата,  представляемого экспортером, который  он получил за рубежом и  который признается в РФ в  соответствии с международными, региональными и двусторонними  соглашениями.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию.

К большинству товаров растительного  и животного происхождения предъявляются  повышенные требования безопасности. Их сертификация производится не только в рамках системы ГОСТ Р, но и с точки зрения соблюдения гигиенических, ветеринарных и фитосанитарных требований. Сертификаты качества на муку, хлеб и макаронные изделия оформляются федеральными госучреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и заверяются подписью главного врача и печатью Центра. Сертификаты соответствия на пищевую продукцию, лекарственные средства выдаются на основании заключения Департамента санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, Департамента ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства.

Таким образом, сертификат соответствия подтверждает соответствие фактических  характеристик импортируемой продукции  техническим и качественным параметрам, декларируемым поставщиком. Сертификат предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении товаров.

 

Тема 6. Внешнеэкономические  коммерческие операции.

Сущность и основные виды международных  коммерческих операций

 

Международная торговля как одна из основных форм международных экономических  отношений осуществляется посредством  проведения коммерческих (торговых) операций, т.е. определенных технических приемов  по подготовке и реализацииторгового сотрудничества.

 

Международные коммерческие операции – это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами  разных стран для совершения сделок, которые оформляются внешнеторговыми  договорами или контрактами.

 

К основным операциям в международной  торговле относятся:

 

 операции по купле-продаже  или обмену товарами в материально-вещественной  форме;

 

 операции по купле-продаже  или обмену научно-техническими  знаниями (в форме торговли патентами,  лицензиями, "ноу-хау");

 

 операции по купле-продаже  или обмену научно-техническими  услугами (консалтинг, инжиниринг);

 

 международные арендные операции;

 

 операции по международному  туризму;

 

 операции по предоставлению  консультационных услуг в области  управления, информации;

 

 операции по обмену кино- и телепрограммами и т.д.

 

К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:

 

 операции по международным  перевозкам грузов;

 

 операции по международным  расчетам;

 

 таможенные операции;

 

 операции по страхованию;

 

 операции по финансированию  самих операций;

 

 операции по заключению соглашений  с посредниками;

 

 операции по заключению соглашений  с организациями, исследующими  рынок и т.д.

 

В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать  до 10 вспомогательных.

 

Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения. В международной  торговой практике используются два  основных метода осуществления операций:

 

 Прямой.

 

 Косвенный.

 

Прямой метод предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному  потребителю, закупку товара непосредственно  у товаропроизводителя на основе договора купли-продажи. Прямой метод  чаще всего используется при торговле крупногабаритным и дорогостоящим  оборудованием; при продажах и закупках на внешних рынках промышленного  сырья на основе долгосрочных контрактов; при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть; при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах. Экспортные и импортные операции государственных предприятий также осуществляются прямым методом.

 

Такой метод торговли позволяет  установить с клиентами более  тесные контакты, лучше изучать условия  рынка. Он предусматривает заблаговременную организацию поставки, что особенно важно для сложного и комплектного оборудования, носит целенаправленный характер (создает систему коммерческих связей). Этот метод создает длительные и устойчивые отношения потребителей и поставщиков, что очень важно  для торговли сырьем и материалами. Установившиеся связи обычно не прекращаются и после поставок, монтажа, наладки  и пуска оборудования в эксплуатацию. Широко используют прямой метод транснациональные  компании в торговле со своими сбытовыми, производственными, дочерними заграничными компаниями.

 

Косвенный метод предполагает покупку  или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником  определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара.

 

Косвенный метод используется при  реализации товаров на отдаленных труднодоступных  и слабоизученных рынках, при продвижении  новых товаров, в случае монополизации  ввоза товаров крупными посредническими  фирмами, при реализации товаров  массового спроса. В международной  торговле косвенным методом осуществляется около 50% реализуемых товаров. Привлечение  посредников преследует цель повышения  эффективности внешнеторговых операций за счет ускорения оборачиваемости  капитала, умелого использования  конъюнктуры рынка и предоставления всех необходимых торговых услуг.

 

Эффективность осуществления международных  коммерческих операций зависит от:

 

 наличия теоретических знаний  в области международной торговли  и умелого их использования  в каждом конкретном случае;

 

 правильного планирования операции, выбора и оптимального сочетания  основных и обеспечивающих операций;

 

 знания особенностей правового  режима, действующего в международной  торговле.

 

Тема 7. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ

  Понятие и назначение базисных  условий поставки 

Экономика мирового хозяйства обеспечила бизнесу широкий  доступ к мировым рынкам. Товары продаются большими объемами практически  во всех странах. По мере возрастания  объемов и сложности международных  продаж увеличиваются возможности  возникновения разногласий и  дорогостоящих споров, когда договоры купли-продажи составлены не должным  образом. Практика торговых отношений  выявила наиболее часто встречающиеся  условия товарного обмена и соответст-вующие им обязанности продавца и покупателя за определенные действия а, соответственно, распределение затрат, вклю-чаемых в цену товара.

Базисные  условия поставки товаров – это  общепризнанные торговые обычаи, соответствующие  содержанию и характеру международных  сделок.

Расходы по доставке товаров, которые  в соответствии с базисными условиями  несет продавец, включаются в цену това-ра, образуя ее основу – базис (поэтому базисные).

Чтобы исключить  противоречие между продавцом и  покупателем в толковании базисных условий, Международная тор-говая палата выпустила в 1936 г. свод Международных правил для точного определения торговых терминов (Первоначаль-ное название «Торговые термины»). Поправки и дополнения были сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. в документе Инкотермс (Международные правила по толкованию торговых терминов). В настоящее время действует редакция Инко-термс-2000, приведенная в соответствие с современной практикой международной торговли.

Международная торговая палата подчеркивает, что  Инкотермс отражает отношения между продавцами и покупателями только в рамках договора купли-продажи и в определенных аспектах.

Необходимость пересмотра Инкотермс-1990 объясняется  несколькими причинами. Во-первых, за прошедший период значительно возросло применение электронных средств связи: телексов, телефаксов и т.д. Стороны внешнеторговых сделок все чаще стали прибегать к форме передачи документов (счетов-фактур, транспортных документов) такими средствами, что ускоряет время их обработки.

Другой причиной, вызвавшей необходимость пересмотра Инкотермс, являются изменения способов транспортировки грузов (горизонтальные системы погрузки и выгрузки, смешанные способы перевозки, использование контейнеров).

В ходе подготовки новых редакций был применен иной способ изложения торговых терминов с целью облегчения их чтения и  понимания.

В соответствии с Инкотермс обязательства сторон сгруппированы под десятью заголовками, каждый из которых отра-жает обязанности одной стороны по отношению к другой.

Основные  обязанности продавца:

1. Поставить товар в соответствии  с контрактом.

2. Лицензии, разрешения, формальности.

3. Договоры перевозки и страхования. 

4. Поставка.

5. Переход рисков.

6. Распределение расходов.

7. Уведомление покупателя.

8. Доказательство поставки, транспортные  документы. 

9. Контроль – упаковка – маркировка.

10. Прочие обязательства. 

Основные обязательства  покупателя:

1. Оплата цены.

2. Лицензии, разрешения, формальности.

3. Договоры перевозки. 

4. Поставка.

5. Переход рисков.

6. Распределение расходов.

7. Уведомление продавца.

8. Доказательство поставки, транспортные  документы. 

9. Инспекция товара.

10. Прочие обязательства. 

Термин «поставка» используется в двух различных смыслах. Во-первых, для определения момента, когда продавец вы-полнил свои обязательства по поставке. Во-вторых, применительно к обязанности покупателя получить или принять постав-ку товара.

Выражения «судно»  и «корабль» используются как  синонимы.

Термин «франко» происходит от слова «свободно» и  означает, что покупатель свободен от всех расходов по доставке то-вара до пункта, обозначенного за словом «франко» (свободно вдоль борта судно порт Таганрог).

Термин «фрахт»  – провозная плата за перевозку  груза по любым путям сообщения, в особенности по водным.

Перевозчик  – лицо, фактически перемещающее товары либо ответственное за использование  транспортного средства.

Термин «Таможенная  очистка» товара включает уплату таможенных платежей; выполнении всех административных действий.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"