Либерализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Международная торговля, так же как и другие формы международных отношений, подвергается государственному регулированию. В зависимости от степени вмешательства различают политику свободной торговли и протекционизма.
В настоящее время преобладает тенденция к либерализации, поэтому изучение данной темы является очень актуальным .
Исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах мира после окончания Второй мировой войны

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………….3
1.Международная торговля и внешнеэкономические связи ………………….....4
2.Эволюция внешнеторговой политики…………………………………………6
3.Современные особенности процесса либерализации мировой торговли……10
4. Либерализация таможенных барьеров………………………………………..12
5. Либерализация торговли для Украины
5.1 Роль либерализации для Украины………………………………………..14
5.2 Задачи государства во внешней торговле…………………………………16
5.3 Структура экспорта и импорта страны с точки зрения основных направлений поставок товаров……………………………………………………18
Выводы……………………………………………………………………………21
Список источников информации………………………………………………22

Файлы: 1 файл

либерализация.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института – Всемирной торговой организации, по линии которой проходят многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин.

В основу правового механизма ВТО были положены следующие принципы и нормы:

– недискриминация в торговле, т. е. уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также по отношению к правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

– использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

– прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;

– взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

– разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.[8]

 

5.Либерализация торговли для Украины

5.1 Роль либерализации  для Украины

Процесс становления Украины  как независимого, экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места  в международной торговле. По сути своей, эти два процесса являются аспектами одной и той же проблемы - проблемы утверждения страны на мировой  арене, и в первую очередь - через  её признание как полноценного и  полноправного субъекта внешнеэкономической  деятельности. Ввиду существующей в  Украине экономической ситуации, путь к такому признанию должен быть довольно долгим. Это объясняется  тем, что большинство внутриэкономических  проблем, с которыми столкнулась  страна, - спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и  натурализация хозяйственных связей - самым непосредственным образом  связаны с действием внешнеэкономических  факторов. В таких условиях Украине  непросто найти свою нишу в мировом  хозяйственном комплексе, тем более  что рынки основных мировых товаров  уже сформировались. Поэтому, ускорение  возможно лишь через всестороннее содействие государства процессу либерализации внешней торговли.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в  переходный период, стимулируя в конечном итоге процесс становления рыночных отношений. С этой точки зрения можно выделить несколько важнейших целей либерализации внешней торговли:

-реализация экономической самостоятельности предприятий и создание жизнеспособного частного сектора путём снижения степени вмешательства государства в экономику и наделения всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

-установление связи между внутренними и мировыми ценами, что позволяет отечественным производителям получать через рыночные цены необходимые сигналы для эффективного распределения ресурсов и выявления сравнительных преимуществ страны;

-включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства, способствуя формированию основных элементов рыночного механизма (частного предпринимательства, свободного ценообразования и конкуренции), либерализация внешней торговли становится, таким образом, важным составляющим элементом программы структурной перестройки экономики.

Во-первых, она ускоряет реформу цен, поскольку простой переход от централизованно устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях ещё не сформировавшегося рынка и значительной монополизации экономики.

Во-вторых, либерализация внешней торговли (особенно импорта) способствует проведению антимонопольной политики, поскольку приносит в экономику, где во многих отраслях доминируют предприятия-монополисты, необходимый элемент конкуренции.

В-третьих, жёсткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объёмов и номенклатуры импорта заставляют экспортёров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики.

В-четвёртых, либерализация экспорта открывает для национальных производителей новые рынки сбыта, что позволяет использовать эффект экономии от расширения масштабов производства.

В-пятых, в результате либерализации внешней торговли национальные производители сталкиваются с жёсткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования.

Важно подчеркнуть, что либерализация  внешней торговли даёт больший эффект при правильно выбранном времени  её проведения, поскольку между внешнеторговой и общеэкономическими реформами  существует не только прямая (в смысле содействия либерализации торговли процессу перехода к рынку), но и  активная обратная связь. В частности, большое влияние на эффективность либерализации торговли оказывает бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. При наличии высокой инфляции и скачках валютного курса условия хозяйствования становятся нестабильными и непредсказуемыми, а цены передают искажённую информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затруднёнными. В этом смысле предпочтительно, чтобы либерализация торговли осуществлялась на фоне макроэкономической стабилизации.

Либерализация внешней торговли, являясь одним из стратегических направлений реформирования экономики  в переходный период, не означает, однако, что воздействие государства  на внешнеэкономическую сферу должно полностью прекратиться. Новая роль государства во внешней торговле заключается в установлении целей  либерализации торговли, создании нормативной  базы и институциональной структуры, располагать адекватными инструментами  регулирования внешнеэкономических связей.

Среди задач, от решения которых  зависит достижение как текущих, так и стратегических целей проникновения  Украины на мировые рынки товаров  и услуг, следует отметить, необходимость  всестороннего содействия государства  экспортно-импортной деятельности отечественных производственных и  коммерческих структур на внешних рынках. В первую очередь, это качается экспорта, который выступает сегодня в  роли стабилизирующего фактора производства, поскольку превращается едва ли не в единственный источник валютных и  материально-технических поступлений.

5.2 Задачи государства во внешней торговле

Задачами государственной политики являются:

-обеспечение благоприятных условий для выхода Украины на мировые рынки, поддержка экспортёров, разработчиков импортозамещающих товаров и создателей конкурентоспособной продукции;

-создание эффективной банковской и гибкой кредитной систем, гарантирование прав владельцев валютных средств и их свободного использования;

-создание инфраструктуры внешней торговли и системы её информационного обеспечения;

-проведение гибкой импортной политики (тарифное регулирование, механизм ограничения импорта, объёмы и перечень товарной номенклатуры критического импорта, перечень импортозамещающей продукции);

-совершенствование системы государственного регулирования внешней торговли (правовая база, приведенная в соответствии с международными правилами и стандартами, ограниченный протекционизм, комплекс нормативных документов);

-реализация режима свободной торговли со странами СНГ (без каких-либо исключений);

-дальнейшее расширение торгово-экономических отношений между Украиной и странами Балтии и Северного Союза;

-укрепление и дальнейшее развитие торговли с Европейским Союзом (расширение доступа украинских товаров на европейские рынки, в частности - ядерных материалов, текстиля, минеральных удобрений, металлургической и сельскохозяйственной продукции);

-использование возможности получения новых технологий и инвестиций от стран «большой семёрки» на основе взаимной защиты инвестиций.

В современных условиях Украина  нуждается в новой государственной  стратегии, новой модели торгово-экономических  отношений, в основе которых лежит единство производства, экспорта и импорта в процессе кругооборота и оборота капитала, расширенного воспроизводства.

Развитие украинского  экспорта на основе модели кругооборота капитала позволит использовать отечественный  малый и средний бизнес для  изготовления товаров на экспорт. Стратегия международного маркетинга в условиях перехода к высшим формам сотрудничества требует от Украины создания торговых представительств за рубежом, отдельных групп по изучению рыночной конкуренции; от дипломатических служб ожидается исчерпывающая информация о характере рынка страны (региона) с точки зрения возможностей для Украины нарастить экспорт, получить инвестиции, импортировать новые технологии, наладить деловые связи с иностранными товаропроизводителями - потенциальными партнёрами.

Либерализация внешней торговли также помогает делать внутренний рынок  более конкурентоспособным, позволяя активно использовать преимущества международного разделения труда, специализации  и кооперирования производства, помогает успешно добиваться макроэкономической стабилизации и последующей структурной  перестройки экономики. Кроме того, либерализация внешней торговли способствует интенсивному внедрению  государства в систему международных  экономических отношений. Последующий  рост интенсивности внешней торговли приводит к углублению кооперации Украины  со странами – торговыми партнёрами, и как следствие – улучшению положения страны на мировой арене.

5.3 Структура экспорта и импорта страны с точки зрения основных направлений поставок товаров.

Основными странами торговыми  партнёрами Украины являются страны Восточной Европы, на их долю приходится 61,4% импорта и 56,8% экспорта страны. В последние годы обозначилась тенденция к росту доли стран ЕС в объёме экспорта и импорта Украины, в 2005г. она составила 16,4% для импорта и 12,5% для экспорта.[6] В целом же, можно сказать, что основными торговыми партнёрами Украины остаются страны Восточной Европы, в частности Россия и Белоруссия, а также другие страны СНГ. В основном это объясняется тем, что все эти страны связаны достаточно тесным комплексом хозяйственных связей, оставшимся после распада СССР. Растущая доля стран ЕС во внешней торговле государства определяется курсом руководства страны на сближение со странами запада и углублении экономического и политического сотрудничества с ними.

Таким образом, оценивая сегодняшнее  положение Украины в международной  экономике, можно выделить ряд проблем, решение которых позволит усилить  позиции страны на международной  арене. В частности, такими проблемами являются: повышение эффективности  взаимоотношений Украины со странами ЕС и СНГ; получение доступа на мировые рынки товаров, работ  и услуг; получения новых технологий и инвестиций от стран «большой семёрки. Решением этих и других проблем, связанных  с внешнеэкономической деятельностью  государства, может стать либерализация  внешнеэкономической деятельности.

Структура внешней торговля непосредственным образом сказывается  на роли страны в международных экономических  отношениях. С одной стороны, преобладание в структуре, как экспорта, так  и импорта в качестве основных стран – торговых партнёров государств Восточной Европы говорит об углублении сотрудничества с Западными государствами. С другой стороны – большая  доля во внешнеторговом обороте принадлежит  государствам СНГ, что также говорит  об ориентации страны на сотрудничество с государствами постсоветского пространства. Таким образом, рассматривая основные направления внешней торговли Украины можно констатировать более  интенсивное внедрение страны в  систему международных экономических  отношений, диверсификацию внешнеэкономических  связей, а также усиление её позиций на мировом уровне.

Если же рассматривать  структуру внешней торговли Украины  с точки зрения входящих в неё  групп товаров, то можно также  отметить тенденцию к более интенсивному развитию производства, росту доли промышленных товаров во внешнеторговом обороте, и как следствие –  росту сотрудничества с развитыми  государствами Запада, что приводит к росту авторитета страны на международной  арене. Естественным образом рост доли наукоёмких производств позволяет  Украине принимать участие в  международных научно-технических  разработках и тем самым укреплять свои позиции в системе МЭО. [7]

Ориентация на поддержку  отечественного товаро-производителя позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли.

Обложение товаров и других предметов при их перемещении  через таможенную границу Украины  осуществляется по ставкам Единого  таможенного тарифа (ЕТТ) Украины, который  представляет собой систематизированный  свод ставок ввозной таможенной пошлины.

ЕТТ основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Все предметы, подлежащие таможенному контролю, систематизированы в 21 разделе, 97 главах, 1241 товарной позиции и 5019 товарных субпозициях, названия и коды которых унифицированы с Гармонизированной системой. В четырёхзначный цифровой код заложены основные сведения о товаре и его месте в товарной номенклатуре. Первые два знака обозначают товарную группу, два последующих - товарную позицию. В случае использования более детальной товарной классификации используются пятый, шестой и т.д. знаки цифрового кода. В новом ЕТТ предполагается использовать все десять знаков цифрового кода. [7]

Информация о работе Либерализация