Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: понятие, особенности международной среды и специфика использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Одной из глобальных проблем общественного производства является максимально полное удовлетворение потребностей населения, что практически невозможно без постоянного широкого обмена товарами и услугами между регионами, странами. 
В процессе осуществляемых в России рыночных преобразований и связанных с ними структурных реформ существенную роль призвана сыграть внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, охватывающая широкий спектр направлений, интересов и механизмов для реализации стоящих перед обществом задач. 
Особое внимание во внешнеэкономической деятельности фирм отводится маркетинговой деятельности, которая в отличие от внутреннего маркетинга имеет свои особенности, определяемые спецификой внешней международной среды.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности, его сущность и основные 
положения 4
Глава 2. Правовое регулирование международных поставок зерна 25
Заключение 32
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

курсовая ВЭД.docx

— 282.06 Кб (Скачать файл)

Факторы зарубежной окружающей среды:

  • Политические и факторы гос. Регулирования;
  • Правовые;
  • Экономические;
  • Социально- культурные;
  • прочие

Факторы национальной окружающей среды:

  • Экономические (денежная масса, ссудный %);
  • Конкуренция;
  • Политико0- правовые (законы о предприн-ве, методы гос регулирования экономики)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Классификация  факторов анализа маркетинговой  среды

 

Следует отметить, что такое деление факторов условно, так как факторы взаимосвязаны, взаимообусловлены, часто действуют  одновременно. Поэтому не всегда легко определить, какой из факторов оказывает наибольшее влияние, и установить границы их взаимодействия. 
Тенденции развития современного мирового рынка, интернационализация производства привели к изменению международной маркетинговой среды: 
• появились унифицированные правовые нормы; 
• созданы международные организации, осуществляющие координацию деятельности предприятий; 
• на отдельных мировых рынках создана единая валютная система, единый фондовый рынок, создана возможность более свободной конвертируемости валют; 
• мировые доходы сдвинулись после 1973 г. в пользу компаний – производителей нефти; 
• постепенное открытие новых крупных рынков (КНР, Турции, России и араб-ских стран). 
Все это дает возможности для развития ВЭД фирм, но в то же время государства стремятся защищать национальную экономику от иностранной конкуренции, в результате появляются новые барьеры, которые или ухудшают пребывание на зарубежном рынке, или делают его непривлекательным.

 

Система международной  торговли.

 

Фирма, нацелившаяся на деятельность за рубежом, должна разбираться  как в ограничениях, так и в  возможностях, присущих системе международной  торговли. В зависимости от того, ограничивает или, напротив, стимулирует государство ввоз (вывоз) товаров, выделяют четыре основных вида внешнеэкономической стратегии государства (рис 3). Фирма не может не учитывать влияния действия государства на свою стратегию.

 

Рис 3. Основные виды внешнеэкономической стратегии  государства

 

Остановимся подробнее  на внешнеэкономических стратегиях государства:

  1. стратегия изоляции – стратегия исключения государства из мирохозяйст-венных связей; проводится исключительно из политических и идеологических соображений и экономически никак не оправдана; 

  2. стратегия протекционизма – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции; принимается государством под давлением нацио-нальных предпринимателей в том случае, если национальное производство неконкурентоспособно; протекционизм означает создание “тепличных” условий для местных предпринимателей, что имеет различные последствия для экономической системы (во-первых, применение данной стратегии в случае становления местных компаний и фирм позволяет им выжить или наверстать упущенное, например, стремительный успех японского автомобилестроения во многом объясняется политикой протекционизма, которую проводило японское правительство в условиях становления знаменитых ныне фирм “Ниссан”, “Тоета” – в 1932 г. правительство взвинтило пошлины на импорт зарубежных машин и запчастей, чтобы защитить еще не окрепшие автокомпании от американских гигантов автомобильной индустрии; во-вторых, “тепличные” условия могут привести к консервации технологически устаревшего производства – эффект моно-полии). 
Уже два столетия экономисты выдвигают аргументы против сторонников ограничения импорта. Французский экономист Ф. Бастиа (1801 – 1850 г.г.) в 1845 г. написал остроумный памфлет в форме жалобы французских изготовителей свечей на несправедливую конкуренцию солнца. Их просьба, чтобы Палата депутатов защитила рабочие места свечных дел мастеров, запретив устройство в домах окон, великолепно показывает всю абсурдность протекционистской логики, однако протекционизм жив по сей день, постоянно модифицируясь; 

  3. стратегия свободной торговли (“фритредерство”) – free trade – свободная торговля – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле; обычно проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспособности своих товаров; 

  4. стратегия наполнения дефицитного рынка – “протекционизм наоборот”; эффективна только в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем. 
Условия претворения той или иной стратегии могут быть жесткими, когда выбранная государством стратегия проводится по всем товарам и рынкам, и могут быть мягкими, когда выбранная стратегия проводится только по отдельным товарам и рынкам. Мягкость стратегии позволяет большинству государств сочетать в своей деятельности несколько внешнеэкономических стратегий.

 

В руках государства  находятся рычаги, позволяющие ему  регулировать внешнеторговые отношения. Поэтому в своих попытках организовать сбыт в другие страны фирма неминуемо столкнется с самыми разнообразными торговыми ограничениями (тарифными и нетарифными): 


  • таможенный тариф – налог, которым иностранное правительство облагает некоторые ввозимые в его страну товары с целью увеличения поступлений (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (протекционистский тариф); 

  • квота – количественный предел товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну с целью защиты отечественного товаропроизводителя, сохранения занятости, уменьшения оттока иностранной валюты; предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта оказываются полностью запрещенными; 

  • валютный контроль – процесс регулирования объемов наличности в ино-странной валюте и ее обменного курса на другие валюты; 

  • нетарифные барьеры – дискриминация товарных предложений фирмы; лицензирование экспорта и импорта (выдача государственными органами разрешения на ввоз и вывоз товаров и услуг в рамках установленных квот), наличие национальных производственных стандартов, дискриминационных по отношению к импортируемым товарам (например, голландское правительство запрещает ввоз тракторов, способных двигаться со скоростью более 10 миль в час).

Как правило, особенно жесткие требования предъявляются  к импортируемым продовольственным  товарам.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что основной ее тенденцией является либерализация – произошло значи-тельное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т.п. 
Однако существует целый ряд проблем, одна из которых – нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. 
Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли. Согласно оценке Мирового банка на рубеже 90-х годов в рамках таких зон осуществлялось около 42% мировой торговли. 
Наиболее известные зоны свободной торговли: 
• Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); 
• Европейский Союз (ЕС); 
• Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); 
• Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). 
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация этих процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли, а с другой – создает для нее ряд препятствий, свойственных любой закрытой структуре. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в так называемые “торговые войны” (например, тресковые, виноградные, масляные и тому подобные “войны” между странами-членами ЕС).

 

Экономическая среда. 


Планируя выход  на внешние рынки, деятель международного маркетинга должен изучить экономику  каждой интересующей его страны. Экономическую среду следует рассматривать в двух различных и вместе с тем взаимосвязанных аспектах – на макро- и на микроуровнях. 


Макроуровень. Компания должна изучить динамику развития экономики соответствующей страны. Основными объектами макроэкономического анализа является исследование обобщающих экономических показателей: 


  • объемы производства и потребления; 

  • доходы и расходы, уровень благосостояния; 

  • экспорт и импорт; 

  • темпы экономического роста и т.д. 


Микроуровень. Оценивается  потенциал рынка: 


  • емкость, возможность дальнейшего расширения; 

  • продукт, предлагаемый потребителю; 

  • источники конкуренции – местные компании и иностранные компании.

 

Политико-правовая среда.

При решении вопроса  об установлении деловых отношений  с той или иной страной следует  учитывать по меньшей мере четыре фактора: 


  1. отношение к закупкам из-за рубежа – некоторые страны относятся к таким закупкам благожелательно, даже поощрительно, другие – отрицательно (на-пример: Мексика на протяжении ряда лет привлекает капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным инвесторам льготы и услуги при выборе мест размещения фирмы – благожелательное отношение; Индия требует от иностранных экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует некоторые валюты, ставит непременное условие – ведение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граждан, что заставило уйти с данного рынка такие корпорации как “ИБМ” и “Кока-Кола” – неблагожелательное отношение); 

  2. политическая стабильность – смена правительства приводит иногда к резкой перемене не только политического, но и экономического курса, но и без смены правительства возможны изменения: конфискация собственности иностранной фирмы, блокирование ее валютных резервов, введение импортных квот и новых налогообложений; 

  3. ограничения или проблемы в связи с валютным обменом – блокирование правительством собственной валют<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" fon

Информация о работе Маркетинг во внешнеэкономической деятельности: понятие, особенности международной среды и специфика использования в России