Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:53, курсовая работа
В данной работе будет более конкретно описан МБРР.
Целью работы будет непосредственное рассмотрение МБРР, основных направлений деятельности, цели и задачи МБРР.
Задачи, которые необходимо в связи с этим решить, следующие:– определить задачи, цели и функции МБРР,– описать операции, проводимые МБРР,– охарактеризовать отношения России и МБРР. 1
Объектом работы является Международный Банк Реконструкции и Развития и его роль в международной экономике. Предметом данной работы является рассмотрение взаимодействия МБРР и России, основные направления сотрудничества, программа МБРР в России.
ВВЕДЕНИЕ
МБРР, его цели, основные направления, деятельность банка
Группа Всемирного Банка……………………………………………………4
Международный Банк Реконструкции и Развития…………………………..6
Цели МБРР и основные направления………………………………………...8
Деятельность МБРР…………………………………………………………...10
МБРР и Россия
Инвестиционное кредитование МБРР в России…………………………….13
Программа Всемирного Банка в России…………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить дальнейшие вложения государственных средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.6
Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, банк не предоставляет гарантов. Все долги, выдаваемые банком, носят возвратный характер.
Развивающиеся страны заимствуют у банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.
Кредиты банка можно разделить на две категории:
кредиты для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые всемирным банком.
Долги для беднейших стран, которые являются обычно, не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.
В этих
случаях долги предоставляются
Международной Ассоциацией
Одним из приоритетов банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких выгод. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы всемирного банка - Международная Финансовая корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.
Предоставление займов - значительная составляющая деятельности всемирного банка. Однако работа банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.
Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше, чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.
Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа всемирного банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой банк займа предоставляются на срок до 40 лет.
Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее, Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.
Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и предоставление проекта руководству банка, практическое осуществление, оценка результатов.
Инспекционная группа, состоящая
из лиц, отбираемых на основе их знаний
и опыта в области развития,
может при соответствующей
Институт экономического развития занимается компанией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.
Банк осуществляет большую
программу исследований для поддержки
своей оперативной деятельности
и принятия, надлежащих мер в ответ
на острые проблемы, с которыми сталкиваются
его члены. С 1995 года МБРР является членом
консультативного органа, созданного Канадой, Францией,
Всемирный банк является одним
из спонсоров Консультативной
Региональные миссии банка
функционируют в Африке, Азии,
Структурные займы.
Кроме инвестиционных, за 9 лет сотрудничества МБРР предоставил Российской Федерации 8 структурных займов на общую сумму 6,2 млрд. долл. Россия же привлекала эти займы на следующие цели:
- Первый и Второй реабилитационный займы (Rehabilitation Loans) использовались на финансирование импорта товаров для поддержки программы макроэкономической стабилизации и структурных преобразований;
- Займы на структурную перестройку экономики (Structural Adjustment Loans) – на поддержку макроэкономических реформ в области налогообложения, развития частного сектора, реструктурирования естественных монополий, реформы банковской системы и либерализации торговой политики;
- Первый и Второй займы на структурную перестройку угольного сектора (Coal Sector Adjustment Loans) – на реструктуризацию угольной промышленности путем совершенствования системы государственного управления отраслью; прекращения субсидирования угольной промышленности из средств федерального бюджета; закрытия убыточных шахт и обеспечения социальной защиты уволенным работникам и их семьям; приватизации жизнеспособных угольных предприятий для стимулирования эффективного и устойчивого развития отрасли (на эти цели в рамках Второго угольного займа было предусмотрено два приватизационных транша по 100 млн. долл. США каждый).
Заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения (Social Protection Adjustment Loan) – поддержка усилий Правительства РФ по реформе системы пенсионного, медицинского и социального страхования, социальной поддержки и обеспечения занятости безработных.
Финансовые условия структурных займов по срокам погашения и процентным ставкам являются такими же, как и для инвестиционных займов.8
Проблемы эффективности использования займов.
В последние годы сотрудничество России и МБРР сталкивается с серьезными проблемами. Это подтверждается такими фактами, как задержками в реализации займов, их низкими рейтингами, практическим отсутствием новых займов. Всё чаще возникает вопрос об экономической эффективности и целесообразности использования Россией средств банка. Это касается как инвестиционных, так и структурных займов. Эта тема в последнее время привлекает все большее внимание со стороны российских политиков, экономистов, широкой общественности.
Оценивая проблемы, связанные с эффективностью использования инвестиционных займов МБРР, Счётная Палата приводит следующие аргументы:
1. Соответствие целей
ряда проектов или их
2. Заемные средства распылены
по большому числу не
Информация о работе МБРР и его роль в международной экономике