Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:41, контрольная работа
Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. и особенно за период политики реформы и открытости, начатой с 1979 г., успехи Китая в экономическом строительстве привлекают взоры всего мира. За годы реформы Китай добился дальнейшего раскрепощения производительных сил и значительного роста совокупной мощи государства. По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.
Так, например, в отношении товаров народного потребления КНР впереди всех стран мира по хлопку и пряже из него, по производству хлопчатобумажного текстиля, шерстяных и шелковых тканей, швейных изделий из трикотажа, а также по велосипедам, стиральным машинам, телевизорам.
Введение ……………………………………………………….
3.
1.
Внешняя политика Китая……………………………………..
4.
2.
Развитие народного хозяйства………………………………..
5.
3.
Реформа экономической системы…………………………….
6.
4.
Успехи реформы КНР…………………………………………
8.
5.
Проблемы КНР…………………………………………………
14.
6.
Характеристика российско-китайских хозяйственных отношений……………………………………………………….
16.
7.
Возможности дальнейшего сотрудничества…………………
18.
Заключение………………………………………………………
21.
Список литературы……………………………………………..
23.
Содержание
Введение ………………………………………………………. |
3. | |
1. |
Внешняя политика Китая…………………………………….. |
4. |
2. |
Развитие народного хозяйства……………………………….. |
5. |
3. |
Реформа экономической системы……………………………. |
6. |
4. |
Успехи реформы КНР………………………………………… |
8. |
5. |
Проблемы КНР………………………………………………… |
14. |
6. |
Характеристика российско-китайских
хозяйственных отношений……………………………………………………… |
16. |
7. |
Возможности дальнейшего сотрудничества………………… |
18. |
Заключение…………………………………………………… |
21. | |
Список литературы…………………………………………….. |
23. |
Введение
Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. и особенно за период политики реформы и открытости, начатой с 1979 г., успехи Китая в экономическом строительстве привлекают взоры всего мира. За годы реформы Китай добился дальнейшего раскрепощения производительных сил и значительного роста совокупной мощи государства. По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.
Так, например, в отношении товаров народного потребления КНР впереди всех стран мира по хлопку и пряже из него, по производству хлопчатобумажного текстиля, шерстяных и шелковых тканей, швейных изделий из трикотажа, а также по велосипедам, стиральным машинам, телевизорам.
Кроме того, по выплавке цветных металлов, производству химических волокон, суконной материи, химических удобрений, выработке электроэнергии Китай занял место среди крупнейших производителей мира. В настоящее время Китай способен, опираясь исключительно на собственные технические силы, производить комплектное оборудование для крупных горнодобывающих, энергетических, металлургических, химических, автомобильных, судостроительных предприятий тяжелой индустрии. Большой прогресс был достигнут также в области образования, науки и культуры. Значительно улучшилась жизнь населения страны.
Все эти достижения заложили материально-техническую базу для осуществления социалистической модернизации с китайской спецификой.
1. Внешняя политика Китая.
Независимая, самостоятельная, мирная внешняя политика -- такого курса придерживается Китай в международных отношениях. Характерными чертами внешней политики этой страны являются:
Китай неизменно стоит за то, чтобы в формировании межгосударственных отношений руководствоваться пятью принципами мирного сосуществования, а не брать в качестве критерия социальный строй, идеологию и ценностное представление.
Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и они стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира.
2. Развитие народного хозяйства.
Еще в 1987 году было намечено три этапа развития народного хозяйства страны.
На первом этапе планировалось увеличить ВНП вдвое по сравнению с 1980 г., разрешить проблемы населения в еде и одежде. При общих усилиях всего населения эта цель была в основном достигнута.
На втором этапе к концу 20 века было намечено добиться четырехкратного увеличения ВНП по сравнению с 1980 г. и вывести благосостояние народа на уровень среднего достатка.
На третьем этапе, т. е. примерно к середине 21-го столетия намечено в основном осуществить модернизацию страны, довести среднедушевой показатель ВНП до уровня среднеразвитых стран.
Цели второго этапа о четырехкратном увеличении ВНП к 2000 г. на основе 1980 г. были досрочно выполнены в 1995 г. Возникла необходимость наметить новые ориентиры в работе. В этой связи китайское правительство разработало перспективно-целевую программу до 2010 г. Данная программа нацелена на то, чтобы в 2010 г. удвоить ВНП по сравнению с 2000 г. значительно улучшишь благосостояние народа и создать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики. С достижением этих целей производительные силы общества, совокупная мощь государства и жизненный уровень народа поднимутся еще на одну высокую ступень, в социально-экономическом облике страны произойдут огромные перемены исторического значения, будет заложен прочный фундамент для достижения стратегических целей третьего этапа модернизации страны.
3. .Реформа экономической системы.
С 80-х гг. самым примечательным явлением экономической жизни Китая стала реформа экономической системы. В период с начала 50-х гг. до конца 70-х гг. Китай придерживался высококонцентрированной плановой экономической системы, которая сыграла позитивную роль в деле концентрации финансовых и материальных ресурсов, технических средств для строительства объектов общегосударственного значения. Она также способствовала рациональному распределению ресурсов, изменению экономического размещения регионов, созданию исходной базы для индустриализации.
Однако по мере непрерывного увеличения масштабов производства и усложнения структуры экономики стали с большей очевидностью проявляться порочные стороны такой системы хозяйствования. А именно, одностороннее повышение степени обобществления, не соответствовавшее уровню развития производительных сил; отсутствие четкого разграничения функций между административным аппаратом и предприятиями, приводившее к произвольному вмешательству в дела предприятий; голое администрирование в управлении экономикой. Вот почему возникла насущная необходимость планомерного и последовательного реформирования экономической системы.
Реформа началась с деревни, включая внедрение различных форм семейного подряда и создание системы общественного обслуживания; постепенное упразднение централизованных закупок и плановых поставок государству продуктов сельского хозяйства и подсобных промыслов, либерализацию значительной части цен на сельхозпродукты и продукты подсобных промыслов; упорядочение структуры производства в деревне, развитие многоотраслевого хозяйства.
Успешное осуществление реформы в деревне создало благоприятные условия и помогло накопить опыт для реформы экономической системы в целом. В середине 80-х годов 20 века реформа экономической системы Китая вступила на новый этап, когда в центре оказалась городская реформа. Ее ключевыми моментами стали:
регулирование структуры собственности - при доминировании общественной собственности способствовать развитию разных экономических секторов;
расширение прав государственных предприятий на самохозяйствование,
поощрение системы подрядной ответственности;
создание объединений предприятий и проведение акционирования в опытном порядке;
осуществление реформы цен и культивирование рыночной системы;
реформирование системы планирования, финансовой системы и денежного обращения,
усовершенствование макроуправления экономикой;
осуществление реформы внешней торговли;
преобразование систем зарплаты и социального обеспечения.
На основе вышеуказанных реформ в качестве цели реформы экономической системы Китая было установлено создание системы социалистической рыночной экономики. Это ознаменовало исторический поворот в развитии народного хозяйства Китая.
С 1994 г. реформа экономической системы Китая вступила в этап, отличающийся продвижением в целом и прорывом в важных направлениях вместо осуществления реформы по отдельным отраслям. В 1996 -- 2000 гг. Китай неуклонно перестраивал экономическую систему страны, делая акцент на реформе предприятий. Одновременно с этим ускорилась законодательная деятельность с тем, чтобы создать правовую базу, обеспечивающую формирование системы социалистической рыночной экономики и деятельности в различных сферах реформы.
4 Успехи реформы КНР
Считается, что, несмотря на многое допущенные ошибки, в основных чертах стратегия реформы оказалась правильной. Она соединяла два способа осуществления преобразований: стихийный (снизу) и централизованный (сверху).
Можно констатировать, что важнейшим условием успеха китайской реформы является сохранение государственного контроля за рыночными процессами. В арсенале последнего остаются методы как прямого и косвенного регулирования, так и административного воздействия. Государственный контроль распространяется практически на все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры. Правительство поощряет организацию частными предпринимателями тех или иных видов производств и нередко диктует их параметры. С помощью административных рычагов и кредитно-налоговой политики регулирует процесс инвестирования. Принимает меры, направленные на стимулирование или сдерживание “открытости” различных регионов. Законодательными и экономическими способами ограничивает разбухающий производственный и потребительский спрос. Не выпускает из-под контроля либерализацию цен. Активно участвует в защите социальных интересов трудящихся на преобразуемых государственных предприятиях.
Чем же объясняются успехи реформы КНР, что отличает ее от российской и какие полезные уроки можно извлечь?
Во-первых, КНР не тратила много сил на разрушение и критику, сосредоточив их на созидании нового.
Во-вторых, главными в деятельности вновь создаваемых хозяйственных структур стали задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления, что обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых этапах.
В-третьих, руководство страны, изучив собственный и зарубежный опыт, пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей своей страны, встав на путь “строительства социализма с китайской спецификой”. Китайская специфика предполагает серьезный учет такого фактора, как наличие огромной численности населения в условиях ограниченности ресурсов.
В-четвертых, в КНР не произошло обвальной либерализации экономики - главным методом ее реформирования стало поэтапное, с экспериментальными проверками, продвижение к рынку.
В-пятых, субъекты рынка формировались не путем разрушения существующих государственных структур, а, главным образом, путем заполнения пустующих брешей новыми коммерческим структурами. То есть, с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях активно привлекались зарубежные капиталы.
В-шестых, всячески стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, китайское руководство не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности принимало определенные меры.
В-седьмых, практика уже первых лет реформы показала, что самый естественный путь к рынку лежит на пути развития многообразных хозяйств (по формам собственности): единоличных, частных, коллективных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но и, меняя структуру народного хозяйства по формам собственности, корректировать структуру инвестиций и производства в направлениях приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.
Преобразования в экономике КНР, как известно, начались с внедрения семейного подряда. Вначале он рекомендовался как способ выживания для наиболее бедных крестьянских дворов в отдаленных районах, но оказался настолько привлекательным, что очень быстро распространился. В значительной степени именно благодаря подряду уже за первые пять лет на треть увеличился сбор продовольственных культур, более чем вдвое выросли доходы крестьян. Соответственно улучшилось обеспечение городского населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Стоит отметить, что такой успех был достигнут в сельском хозяйстве КНР без приватизации земли.