Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель курсовой работы –определить значение международной конкуренции в развитии современного мирового хозяйства. Во время выполнения курсовой работы я ставила перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данной теме
выявить проблемы международной конкуренции
подвести итоги работы
Введение 3
Конкурентоспособность страны 6
Понятие конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности 6
Условия для конкурентного преимущества страны 8
Условия спроса 8
Стратегия, структура и соперничество фирм 11
Отраслевая конкурентоспособность 15
Роль правительства 17
Международная конкуренция и особенности ее проявления в современном хозяйстве 20
Масштабность конкуренции 20
Роль НТР в конкуренции 21
Ценовая конкуренция 22
ТНК 22
Регулирование международной конкуренции 23
Проблемы конкурентоспособности национальной экономики в контексте мировых тенденций 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33
В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентоспособности, последней переменной, является роль правительства.
Многие рассматривают
Сделать роль правительства в международной конкуренции основным детерминантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию как позитивному, так и негативному всех четырех детерминантов, и это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна.
Правительственные органы устанавливают
местные нормы и стандарты
в производстве того или иного
товара, а также инструкции, влияющие
на поведение потребителей. Правительство
также часто является главным
покупателем различной
Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков также и другими способами, такими как контроль над рекламными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правительственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперничество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы.
В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение капиталовложений на нужды образования производится в зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уровень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности.
Очевидно, что влияние правительства
на основные факторы, определяющие уровень
национальной конкурентоспособности,
может быть или положительным, или
отрицательным. Однако если правительственные
регулирование или закупки
Однако давление рынка и проистекающие
отсюда научно-технические
Правительство оказывает значительное
влияние на уровень национальной
конкурентоспособности, хотя это влияние
неизбежно оказывается
Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Политика действует успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.
Все вышеперечисленные факторы уже сегодня непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, но в ближайшие несколько десятилетий их влияние резко возрастёт.
Современная международная конкуренция – неотъемлемая часть механизма функционирования мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Структурные сдвиги, за счет которых
происходит рост производства, могут
быть внешними по отношению к отдельной
фирме-производителю и
Внешний эффект масштаба – снижение
издержек на единицу товара в рамках
фирмы в результате роста масштабов
производства в отрасли в целом.
Он предполагает, что увеличивается
количество фирм, производящих один и
тот же товар, тогда как размер
каждой из них остается неизменным.1
Тогда в этом случае рынок остается
в достаточной степени
Внутренний эффект масштаба – снижение
издержек на единицу товара в рамках
фирмы в результате роста масштабов
ее производства. Он предполагает, что
объем производства товара остался
прежним, а количество фирм, производящих
его, сократилось.2 .В большинстве
случаев это ведет к
Одним из очень редких случаев внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров. Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.
Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений. Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.
Использование достижений НТР открывает
широкие возможности для
У компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.
Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров.
Снижение цен становится возможным
благодаря использованию
Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой.
Компании имеют возможность
использовать различные варианты ценовой
политики с учетом характера продукта
и рынка, а также действий других
производителей. Именно поэтому можно
говорить, что в последние десятилетия
роль ценовой конкуренции
Главными субъектами международной
конкуренции в современных
Высокий уровень концентрации
производства и капитала в
руках транснациональных
Экономическая основа конкурентной борьбы в современных условиях – крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей мирового хозяйства оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые и диктуют цены на мировом рынке.
Исключение недобросовестной конкуренции
и антидемпинговой практики в
коммерческих операциях – одно из
основных направлений в деятельности
международных экономических
Правовые нормы по пресечению недобросовестной конкуренции содержатся в гражданских и торговых кодексах отдельных стран, в законодательстве о товарных знаках, либо в специальном законодательстве о недобросовестной конкуренции.
Законодательство о
Международное регулирование конкуренции распространяется на различные виды недобросовестной конкуренции. По этому вопросу в рамках ВТО, ЮНКТД, ВОИС, ЕС был принят ряд соглашений и деклараций.
В настоящее время в практике Всемирного экономического форума широко применяется Индекс роста конкурентоспособности стран. Он состоит из трех компонентов – индекса технологий, общественных институтов и макроэкономической среды. Понимая недостаточность учитываемых параметров, с 2006 г. ВЭФ перешел к более широкому кругу показателей включающему 9 параметров из 89 показателей. Критериев оценки конкурентоспособности существует довольно много. У разных международных экономических организаций свои методы оценки. Так, для оценки конкурентоспособности стран мира Всемирным экономическим форумом разработан сводный индекс конкурентоспособности. Он базируется на четырех показателях: макроэкономическая ситуация, технологическое оснащение, развитие общественных институтов, улучшение инвестиционного климата в стране.
Однако из процесса оценки выпадают параметры социального развития и духовного состояние общества, что оказывает существенное влияние на конкурентоспособность экономики. Вследствие этого существующие методы измерения конкурентоспособности страдают узостью технократического подхода, упрощающем реальной картины.
В результате международные рейтинги конкурентоспособности национальной экономики устанавливаются с большими искажениями. Страны, где демографическое развитие, социальная сфера и духовная жизнь индивидов отстают от экономического развития, получают завышенные индексы конкурентоспособности . Другие государства, которые имеют конкурентные преимущества по этим параметрам, имеют заниженные оценки. Такой субъективизм в международном рейтинге стран может быть преодолен при системном анализе, с учетом гуманистических аспектов экономической деятельности. Нельзя забывать, что индивиды в экономике - не роботы, а люди с их мировоззрением, менталитетом и духовным миром. Нелинейность, т.е. широта взгляда на экономическую деятельности индивидов, – это та основа, на которой можно правильно интерпретировать и построить современную концепцию конкурентоспособности экономике.
Проблема конкурентоспособности экономики требует преодоления технократического подхода, который возобладает над системным, при котором должны приниматься во внимание все существенные факторы и условия обеспечения конкурентоспособности страны. Исходя из такого подхода, существующие критерии оценки конкурентоспособности необходимо расширить, дополнить их новыми, с учетом влияния демографической и духовной составляющих конкурентоспособности. Так, следует ввести в методику оценки блок “критерии демографического развития”, включающий индекс человеческого развития, индекс рождаемости, долю экономически активного населения в его общей численности, состояние институтов семьи, брака, материнства и детства.