Международная организация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Международная организация труда (МОТ), основанная в 1919 году, является самым старым из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций. Как и другие специализированные учреждения МОТ имеет свой собственный устав, своих собственных членов, и свои собственные руководящие органы, бюджет и персонал. Организация также сотрудничает с Организацией Объединенных Наций.
МОТ предусматривает разработку и установление международных стандартов труда с целью улучшения условий жизни и работы людей во всем мире.

Файлы: 1 файл

referat_ekonomika_truda_adelya.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

 

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА,  ЕЕ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

 

    1. Понятие, структура  Международной организации труда

 

Международная организация  труда (МОТ), основанная в 1919 году, является самым старым из специализированных учреждений системы Организации  Объединенных Наций. Как и другие специализированные учреждения МОТ имеет свой собственный устав, своих собственных членов, и свои собственные руководящие органы, бюджет и персонал. Организация также сотрудничает с Организацией Объединенных Наций.

МОТ предусматривает разработку и установление международных стандартов труда с целью улучшения условий  жизни и работы людей во всем мире. Эти стандарты излагаются в форме  конвенций и рекомендаций, которые  устанавливают минимальные международные  стандарты по целому ряду связанных  с трудовой деятельностью вопросов, включая основополагающие права  человека на рабочем месте, как например, право на свободу от дискриминации, право на равную оплату за труд равной значимости, ликвидация принудительного  и детского труда и право на свободу ассоциаций и заключение коллективных договоров. После ратификации  правительством страны конвенции МОТ  приобретают характер юридически обязательных обязательств для этого правительства. Во многих случаях Рекомендации МОТ дополняют конвенции путем уточнения положений конвенций и путем установления подробных руководящих принципов по вопросам применения конвенций. Рекомендации не являются международными договорами, однако они представляют собой руководящие принципы необязательного характера для разработки и применения национальной политики и практической деятельности.

Структура МОТ является уникальной среди учреждений системы Организации  Объединенных Наций. Это — единственная международная организация, состоящая из представителей правительств, при чем активное участие во всей ее деятельности принимают представители нанимателей и трудящихся. Такая трехсторонняя система дает возможность представителям организаций нанимателей и трудящихся принимать участие в обсуждениях, дискуссиях и решениях МОТ на равной основе с представителями правительств.

Трехсторонняя структура  МОТ находит отражение в составе  Международной конференции труда. Международная конференция труда  — генеральная ассамблея, которая  ежегодно проводит свои сессии в Женеве, — обеспечивает всемирный форум  для обсуждения социальных вопросов и вопросов трудовых отношений. В  ее работе принимают участие состоящие  из четырех членов делегации из каждой из 175 стран — членов МОТ. В состав каждой делегации входят два представителя  правительства, один член делегации  от нанимателей и один член делегации  от трудящихся, которых в случае необходимости могут сопровождать консультанты по техническим вопросам. Каждый член делегации может выступать  и голосовать самостоятельно, что  означает, что трудящиеся и наниматели имеют равные права наравне с  представителями правительств в  вопросах выработки политики и программ МОТ. Их деятельность включает избрание Административного Совета, принятие программы МОТ и утверждение  бюджета МОТ, который образуется за счет финансовых средств, предоставляемых  всеми государствами — членами  МОТ. Международная конференция  труда также принимает международные  стандарты труда в виде Конвенций  и Рекомендаций, принимает резолюции  по вопросам общей политики и деятельности МОТ и принимает решения о  приеме новых членов.

Административный Совет  является исполнительным органом МОТ. Он проводит свои заседания три раза в год в Женеве: в марте, в  июне (после Международной конференции  труда) и в ноябре. Также как  и Международная конференция  труда Административный Совет имеет трехстороннюю структуру. В его состав входят 56 полных членов (28 представителей правительств, 14 представителей нанимателей и 14 представителей трудящихся) и 66 заместителей членов (28 представителей правительств, 19 представителей нанимателей и 19 представителей трудящихся). Международное бюро труда в Женеве выполняет функции постоянного секретариата МОТ. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

МОТ стала первой международной  организацией, которая занялась рассмотрением  проблем коренных народов на всеобъемлющей  основе. МОТ осуществляла деятельность по защите и поощрению прав коренных народов и народов, ведущих племенной  образ жизни, с начала 20-х годов. Деятельность МОТ, касающаяся коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, охватывает два основных направления: пропаганда и надзор за осуществлением двух конвенций, касающихся коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, и программы технической помощи в целях улучшения социальных и экономических условий жизни коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни.

 

 

 

    1. Установление стандартов в отношении прав коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни

 

МОТ несет ответственность  за осуществление единственных двух международных документов, касающихся исключительно коренных народов  и народов, ведущих племенной  образ жизни: Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной  образ жизни, 1957 (№ 107) и Конвенция  о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 (№ 169). Конвенция № 107 в настоящее  время закрыта для ратификации, однако она продолжает оставаться в  силе для тех стран, которые ее ратифицировали, но еще не ратифицировали Конвенцию № 169. По состоянию на 1 января 2001 года 14 государств-членов ратифицировали Конвенцию № 169 и она в настоящее время активно рассматривается рядом других государств. Эти две конвенции устанавливают минимальные стандарты в отношении гражданских, политических, социальных и экономических прав коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. Они устанавливают юридически обязательные нормы для ратифицировавших их государств-членов.

Конвенция МОТ № 107, принятая в 1957 году, явилась первым всеобъемлющим  международным документом, в котором  были воплощены права коренных народов  и народов, ведущих племенной  образ жизни, а также обязательства  ратифицировавших их государств в отношении  этих народов. Хотя Конвенция № 107 явилась  эпохальным событием, она имела несколько  высокомерный характер, так например в статье 1(1)(а) об этих народах говорилось как о «менее передовых» и также предлагался подход, основанный на концепции ассимиляции.

 

 

 

 

    1. Цели, задачи и деятельность  МОТ

 

У  Международной организации труда четыре основных стратегических цели:

  • Продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;
  • Расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
  • Увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
  • Укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

  • Путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;
  • Принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;
  • С помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;
  • Путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

МОТ имеет уникальную для  Организации Объединенных Наций  трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей  и трудящихся – "социальные партнеры" в экономике – имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.

  МОТ также поощряет подобную трехстороннюю структуру в своих государствах-членах путем содействия "социальному диалогу" между профсоюзами и работодателями при разработке и, в случае необходимости, применении национальной политики по социальным, экономическим и многим другим вопросам.

Минимальные международные  трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на Международной  конференции труда, которая проводится ежегодно. Каждые два года Конференция  принимает двухгодичную программу  деятельности и бюджет МОТ, который  финансируется государствами-членами.

Конференция является также  международным форумом, на котором  обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего  мира. Каждое государство-член МОТ имеет  право направить на Конференцию  четырех делегатов, два от правительства  и по одному от трудящихся и работодателей. Эти делегаты вправе независимо высказываться  и голосовать. В период между ежегодными сессиями Конференции деятельностью  МОТ руководит Административный совет в составе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей.<

 Секретариат МОТ, штаб-квартира, исследовательский центр и издательство  находятся в Международном бюро  труда в Женеве. Администрация  и управление осуществляются  через региональные, областные и  отраслевые бюро, находящиеся более  чем в 40 странах.

Деятельности Административного  совета и Бюро помогают трехсторонние  комитеты, охватывающие основные отрасли  промышленности. Она также осуществляется при поддержке со стороны комитетов  экспертов по таким вопросам, как  профессиональная подготовка, развитие управления, техника безопасности и  охрана труда, трудовые отношения, обучение трудящихся и специальные проблемы, касающиеся женщин и молодых трудящихся.

Государства-члены МОТ  периодически проводят региональные совещания  для изучения вопросов, представляющих особый интерес для соответствующих  регионов.

2 ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ  И КООПЕРАЦИИ ТРУДА

 

Важным элементом организации  труда является разделение труда, т.е. обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и  другими подразделениями на предприятии. Это - отправной пункт организации  труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций. Решение  этого вопроса должно предусматривать  наряду с требованием наиболее рационального  использования рабочего времени  и квалификации работника такую  его специализацию, чтобы сохранялась  содержательность труда, не допускалась  его монотонность, обеспечивалась гармонизация физических и психических нагрузок.

Различают следующие формы  разделения труда на предприятиях:

  • Функциональное – в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в производственном процессе. По этому признаку работники делятся на рабочих и служащих. Служащие делятся на руководителей, специалистов и технических исполнителей. В свою очередь рабочие могут составлять функциональные группы основных рабочих, обслуживающих и вспомогательных. Среди последних выделяются группы ремонтных и транспортных рабочих, контролеров качества, рабочих по энергетическому обслуживанию и т.д.;
  • Технологическое – по фазам, видам работ, изделиям, узлам, деталям, технологическим операциям. Оно определяет расстановку работников в соответствии с технологией производства и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда. При узкой специализации в работе появляется монотонность, при слишком широкой специализации повышается вероятность некачественного выполнения работ. Ответственная задача организатора труда состоит в нахождении оптимального уровня технологического разделения труда. Разновидностями этой формы разделения являются подетальное, предметное и пооперационное разделение труда;
  • Профессиональное – по специальностям и профессиям. Исходя из этой формы разделения труда, устанавливается потребная численность работников разных профессий. Профессия - род деятельности человека, владеющего определенными ьеоретическими знаниями и практическими навыками, полученнымив результате профессиональной подготовки. Специальность - разновидность профессии, специализация работника в рамках профессии;
  • Квалификационное – по сложности и точности работ в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы. Разделение труда здесь осуществляется по уровню квалификации работников исходя из требуемой квалификации работ.

Для решения вопросов разделения труда пользуются понятиями «границы разделения» и «уровень разделения». Границы разделения - нижний и верхний  пределы, ниже и выще которых разделение труда недопустимо. Уровень разделения - принятая расчетная или фактически достигнутая величина, характеризующая состояние разделения труда.

Органически связана с  разделением кооперация труда, т.е. установление системы производственной взаимосвязи и взаимодействия работников и подразделений между собой.

Существуют следующие  формы кооперации труда:

  • Межцеховая кооперация специализированных цехов, направленная на обеспечение слаженного их взаимодействия по выпуску конечной продукции предприятия;
  • Внутрицеховая кооперация специализированных участков, цель которой – взаимоувязка их деятельности по выпуску конечной продукции цеха;

 

  • Внутриучастковая кооперация отдельных работников или производственных бригад по выпуску закрепленной за участком продукции;
  • Внутрибригадная кооперация, объединяющая рабочих, совместно выполняющих единое для бригады производственное задание и несущих коллективную ответственность за результаты труда бригады.
  • Межисполнительная форма кооперации – кооперация между автономными работниками.

Важнейшими направлениями  совершенствования разделения и  кооперации труда являются совмещение профессий, расширение зон обслуживания, многостаночная работа. Большой простор  для проявления инициативы рабочих  в целесообразной кооперации труда  дает организация труда в комплексных  бригадах с частичной или полной взаимозаменяемостью.

Совмещение профессий  – это выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня, наряду с работами по основной профессии, работ по второй или нескольким профессиям. Совмещение профессий целесообразно применять на тех работах, где имеются продолжительные технологические перерывы при выполнении работ по основной специальности, а также там, где при работе на станках (при обслуживании агрегатов) имеется машино-свободное время, то есть время, в течение которого рабочий при работающем станке (агрегате) свободен от необходимости его обслуживания.

При выявлении возможностей совмещения профессий на участке, в  цехе необходимо исследовать все  виды выполняемых работ и установить фактический баланс рабочего времени  исполнителей, используя фотографию рабочего времени и другие формы  изучения его затрат.

Информация о работе Международная организация труда