Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:49, контрольная работа
Характерной чертой динамики мировых тенденций является усиление влияния на общемировые процессы региональной политики. Само понятие «региональная политика» стало приобретать не только сугубо политическое значение, но охватывать широкий спектр двусторонних и многосторонних отношений между государствами того или иного региона. Географическая близость таких государств дополняется полной или частичной схожестью их внутренней и внешней политики. Рост влияния региональной политики, на мировые процессы способствует превращению регионов в центры притяжения и центры силы, причем понятие «сила» все чаще рассматривается как экономическая мощь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ…………………………………………………..5
2.МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (АТР)………………………………………………………………. 16
3.МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ
РЕГИОН…………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему «Международная политика в XXI веке»
Работу выполнила:
Студентка 2-БД-3
Агаева Айтэн
Научный руководитель:
Родиков Александр Витальевич
МОСКВА 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ…………………………………………………..5
2.МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (АТР)………………………………………………………………. 16
3.МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ
РЕГИОН………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В качестве определяющих, наиболее влиятельных тенденций мировой политики в 21 веке, можно выделить:
а) проявление последствий глобализации: выражение глобальных проблем современности; причина наметившегося разлома мира на процветающее, прогрессирующее меньшинство и беднеющее большинство;
б) дрейф системы международных отношений в сторону многополярности с укреплением новых центров силы при снижении удельного веса США в мировой политике и экономике;
в) возрастание роли энергетики и превращение ее в одну из главных составляющих мировой политики.
Характерной чертой динамики мировых тенденций является усиление влияния на общемировые процессы региональной политики. Само понятие «региональная политика» стало приобретать не только сугубо политическое значение, но охватывать широкий спектр двусторонних и многосторонних отношений между государствами того или иного региона. Географическая близость таких государств дополняется полной или частичной схожестью их внутренней и внешней политики. Рост влияния региональной политики, на мировые процессы способствует превращению регионов в центры притяжения и центры силы, причем понятие «сила» все чаще рассматривается как экономическая мощь. Военная составляющая, при всей ее значимости, продолжает уступать место экономической силе. Рассматривая современные политические, экономические тенденции, целесообразно выделить четыре региона как наиболее влиятельные субъекты формирования геополитических процессов: а) Европейский; б) Азиатско-Тихоокеанский; в) Латиноамериканский; г) Соединенные Штаты Америки. Поэтому, наиболее целесообразно, на мой взгляд, будет рассмотрение тенденций современной мировой политики, на примере указанных 4 регионов.
1.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ
Европа является традиционным, одним из наиболее влиятельных регионов мира. Это объясняется, с одной стороны, тем, что европейскому сообществу удалось достигнуть такого уровня своего развития, когда политика отдельных его государств, особенно внешнеполитическая и внешнеэкономическая ее части, мало чем отличается друг от друга. С другой стороны, влиятельность европейского сообщества на мировые проблемы исходит из экономической мощи этого региона, являющейся выражением консолидированного выбора прогрессивной экономической модели.
Если говорить о тенденциях региональной политики европейского региона, то в качестве наиболее примечательных тенденций выделяются:
Первое. Завершение процесса обновления руководящего звена государств Евросоюза, и приход к власти молодого поколения политиков.
В этой связи 21 век стал завершающим этапом политической карьеры политиков послевоенных десятилетий, эпох «холодной войны» и «оттепели». Следует отметить, что уход с политической сцены политиков старого поколения вовсе не означал коренную ломку фундаментальных подходов к разработке европейской политики по основным ее положениям. Вместе с тем для прагматичных, энергичных и целеустремленных политиков новой волны идейные постулаты их предшественников времен биполярного мира являются не более чем далекой историей. Предвыборные кампании 2006-2007 гг. показали, что и сами европейцы - это люди нового понимания жизни, новых взглядов на мир и на задачи внутренней и внешней политики.
Говоря о новом поколении политиков, следует отметить, что при всех кажущихся внешних различиях их политических платформ, по сути, они не отличаются друг от друга. Речь можно вести о деталях, касающихся отдельных социальных программ и отношений в обществе. Тем более, нельзя говорить о кардинальных различиях во взглядах претендентов на европейскую политику и международные отношения в целом: все они приверженцы идей евроинтеграции и евроатлантизма. Показательны в этом плане предвыборные кампании и первые политические решения новых лидеров Франции и Великобритании.
Как известно, в президентских выборах во Франции (май 2007 г.) основными фигурантами выступали Николя Саркози - представитель правого фланга (партия Союз за народное движение) и Сего- лен Руаяль - кандидат левых сил (Французская социалистическая партия). Несмотря на кажущиеся «идеологические» различия, оба кандидата, являясь политиками новой волны, фактически проповедуют одни политические постулаты, отвечающие на наиболее актуальные вопросы современности. Как правоцентрист Саркази, так и левоцентрист - Руаяль, говоря о внешней политике, уже не использовали идеологические штампы бывших европейских лидеров, а призывали к улучшению отношений с «восточными» странами и Россией в частности. Характерно, что в отличие от прежних французских президентов как Саркози, так и Руаяль в своих предвыборных программах основной акцент сделали на решение социальных проблем, отодвинув в определенном смысле на вторые позиции международные отношения.
Такой новый подход к политике во многом объясняется их большим опытом, приобретенным на работе в государственном и партийном аппаратах, когда они в своей деятельности сталкивались с актуальными проблемами повседневной жизни и были вынуждены принимать ответные решения. Инициативный и деятельный Н. Саркози, находясь на посту главы МВД в кабинете Раффарена, получил одобрение большинства французов своей инициативой по принятию Закона о внутренней безопасности, Закона об усилении борьбы с международным терроризмом и ужесточению иммиграционной политики. Являясь фактически вторым лицом в правительстве, Саркози старался дистанцироваться от ряда немаловажных пунктов политики, проводимой президентом Шираком. Особым нападкам такие решения и предложения Саркози подверглись со стороны приверженцев левых и правозащитных организаций.
Как показали последующие действия победившего на выборах Николя Саркози, именно эти два постулата стали основой принятых им решений:
в экономической области: реализация лозунга «Работать больше, чтобы больше получать», уменьшение налогов на дополнительные рабочие часы (за рамками 35-часовой рабочей недели); снижение общего уровня налогообложения; отмена налога на наследство; финансирование социальной сферы; увеличение пособий на профессиональное обучение до 300 евро; модернизация общественных служб и транспортной сети; переориентация экономики.
во внешней политике: задача дать новый импульс европейскому строительству путем замены Конституции на Договор; улучшение франко-американских отношений; расширение своего участия в деятельности европейских структур и организаций, в т. ч. НАТО; создание Средиземноморского союза и расширение сотрудничества с Африкой. Альянс должен тесно взаимодействовать с Евросоюзом
Представителем
руководителей новой волны
Эти и другие идеи Брауна как финансиста были положены им в основу политики Брауна как Премьер-министра. В качестве одной из основных задач политик ставит «выстраивание в ближайшие несколько лет новых отношений между обществом, Парламентом, Правительством и гражданской службой». В отличие от Блэра, который предпочитал больше играть роль главы государства, а не правительства, Браун высказывается в пользу усиления влияния Парламента в политической и экономической жизни страны, более тесной координации государственной деятельности между всеми ветвями власти.
В области внешней политики Браун планирует ее корректировку в целях «создания нового мирового порядка, который пошел бы на пользу Великобритании». Для этого он предлагает перестройку ведущих мировых организаций применительно к реалиям XXI века.
Аналогичные перемены в политических взглядах происходят и в других европейских государствах, о чем свидетельствует смена исполнительной и законодательной власти в 21 веке.
Второе. Биполяризация политического поля стран Европейского Союза.
Выборы в государствах ЕС показали, что за последние годы их электорат отдает предпочтение и большинство голосов только двум ведущим политическим силам - правоцентристским и левоцентристским партиям.
Показательна в этом плане и существующая в Германии «большая коалиция» между блоком ХДС-ХСС, придерживающимся правоцентристских и правых взглядов, и левоцентристской Социал-демократической партией (СДПГ). Состав нынешнего Правительства ФРГ также свидетельствует о том, что политическое и электоральное поле государств Европы сконцентрировано в центре. Например, несмотря на одержанную победу, в кабинете А. Меркель (ХДС) представители СДПГ получили немаловажные министерские портфели.
Такая же тенденция биполяризации просматривается и в восточноевропейских странах: Венгия, Болгария, Польша. Несколько в стороне от этой тенденции стоит Чехия, где Гражданской демократической партии принадлежит большинство мест по сравнению идущей за ней Чешской социал-демократической партией, имеющей только 12 мест в Парламенте.
Тенденция центростремительности политических сил Европы к лево- и правоцентристским позициям начинает все больше походить на биполярную политическую систему Соединенных Штатов (Республиканская и Демократическая партии). Именно такой расклад политических сил обеспечивает США и европейским государствам относительное постоянство своего внутреннего и внешнего курса.
Третье. Завершение процесса принятия основного документа Европейского Союза «Реформированного договора» (в прежнем варианте - конституции).
«Реформированный договор» был одобрен в ходе Лиссабонской неформальной встречи лидеров ЕС, а 13 декабря 2007 г. утвержден на саммите Евросоюза. Одобрение этого базового договора подвело черту под периодом нестабильности. Документ упростил и ускорил принятие решений, расширил полномочия общеевропейских органов, тем самым обеспечив более слаженные и скоординированные действия ЕС на международной арене. Успех Лиссабонского саммита вернул к жизни тему построения Соединенных Штатов Европы как будущего ведущего и наиболее влиятельного региона на мировой арене.
Его отличия
от проекта Конституции
Договором предусмотрена должность президента, избираемого на 2,5 года и не более чем на 2 срока. В его поддержку должно высказаться большинство лидеров стран, которые войдут в Совет ЕС. Вводится пост вице-президента с одновременным исполнением им обязанностей верховного представителя ЕС по иностранным делам.
Сохраняется Еврокомиссия ЕС в составе 18 еврокомиссаров, вместо существующих 27. Значение и вес Европарламента увеличены путем предоставления ему права отправлять в отставку Еврокомиссию. Расширены также права простых граждан, которым предоставлено право законодательной инициативы при сборе для этого не менее миллиона подписей.
Четвертое. Замедление процесса расширения Европейского Союза.
Еврокомиссия отметила медленный ход реформ в государствах, претендующих на вступление в ЕС, и недостаточно активное их приближение к базовым требованиям для кандидатов в ЕС. Многие страны страдают от высокого уровня коррупции, недостаточной независимости судебных органов от государства.
Претендующие на вступление в ЕС государства должны отвечать обширному списку критериев, которые включают практическое применение принципов соблюдения прав человека, четкого разделения властей, независимости судебной системы, верховенства закона и равенства всех граждан перед законом. Экономические требования для соискателей членства в Евросоюзе сведены в отдельный список. Все они нацелены на подтягивание экономик стран-претендентов к общеевропейскому уровню. С экономической точки зрения Евросоюз требует от государств соблюдения принципов рыночной экономии, обеспечения честной конкуренции и борьбы с картелями, сведения к минимуму государственного регулирования торговли и сбалансированного бюджета.