Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:00, курсовая работа
Основной целью работы является выявление на основе анализа внешнеэкономической де¬ятельности России главных проблем ее интегрирования в мировое экономическое сообщество и разработка предложений по их преодолению.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе формулируются новые проблемы, связанные с присоединением России к ВТО, подробно анализируются проблемы развития агропромышленного комплекса, а также затрагивается вопрос о необходимости переосмысления промышленной политики в условиях мирового финансового кризиса.
Введение..................................................................................................................3
ГлаваI Теоретические основы организации международной торговли………………………………………..…………………………………..5
1.1 Международная торговля: понятие, сущность, общая характеристика…..5
Глава II Свободная торговля и протекционизм………………...................14
2.1 Природа свободной торговли…………………………………………….. 14
2.2 Протекционизм……………………………………………………………...17
2.3 Внешняя торговля России……………………………………………………
2.4 Проблемы присоединения России к ВТО……………………………………
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………….37
Экспорт в 2007 г составил 355,2 млрд. долл. или 61,4% всего оборота страны. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 301,5 млрд. долл., а в страны СНГ — 53,7 млрд. долл. По сравнению с 2006 г объем экспорта вырос на 17%. Среди всех стран мира по объему экспорта Россия в 2007 г. занимала 12-е место, в том числе по экспорту услуг 23-е место. Лидерами здесь все последние годы традиционно являются Германия и США, к которым в 2007 г. приблизился Китай.
Товарная структура российского экспорта на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку.
Как видно из таблицы 1, преобладающие позиции в российском экспорте по-прежнему занимают топливно-энергетические товары (64,7); металлы, драгоценные камни и изделия из них (16,1%); продукция химической промышленности, каучук (5,9%). В структуре российского экспорта топливно-энергетических товаров доля нефти в 2007 г составила 53,8% нефтепродуктов — 23,0%, природного газа -19,9%, кокса — 0,22%, угля — 2,4%, электроэнергии — 0 28%.
Вторым важным товарным компонентом экспорта РФ является продукция металлургического комплекса (черные и цветные металлы и изделия из них). Их доля в общем объеме экспорта повысилась с 11,7% в 2003г. до 13,7% в 2006г. и 14,2% в 2007г.
Вместе с тем структура
Как следует из таблицы 1, негативная тенденция по товарной группе «машины, оборудование, транспортные средства» усиливается (с 5,8% в 2006 г. до 5,6% в 2007 г.).
Все это свидетельствует о
Наиболее высокого уровня экспортной зависимости к 2008 г. Россия достигла в нефтяной—52,7%, угольной—40,5%, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности — 78,9%. Представляется, что и в ближайшие годы сырьевая направленность российского экспорта сохранится, а, следовательно, и проблемы, которые с ней связаны, останутся нерешенными.
Сравнение России по коэффициенту экспортной специализации, измеряемому как отношение долей секторов промышленности в экспорте и производстве, со странами, которые имеют развитую сырьевую экономику, показывает, что этот коэффициент у нас самый высокий по добывающим отраслям и самый низкий - по обрабатывающим. Коэффициент специализации обрабатывающих отраслей наиболее высок у США, у них же и наиболее низкий коэффициент специализации добывающих отраслей. Как представляется, выходом из сложившейся ситуации является развитие несырьевого сектора российской экономики и увеличение доли данной товарной группы в экспорте, для чего необходимы: специальная, масштабная федеральная программа поддержки этого направления, государственные инвестиционные гарантии для иностранных и отечественных инвесторов, отсрочка репатриации выручки и предоставление льготных финансово-кредитных ресурсов производителям и регионам.
Среди негативных тенденций в развитии экспортных контактов современной России в последнее время выделяется сокращение российского присутствия на многих важных региональных и мировых товарных рынках. Так, РФ ослабляет свои позиции на рынках в странах СНГ и в целом на постсоветском пространстве. Кроме того, отечественные производители вытесняются с внутреннего рынка России иностранными конкурентами.
Зарубежные конкуренты стремятся ослабить позиции РФ и на таком специфическом рынке, как рынок вооружений. Несмотря на сужение мирового рынка вооружений и ужесточение конкурентной борьбы, Россия старается не сдавать своих позиций и, по данным западных экспертов, занимает здесь четвертое место после США, Великобритании и Франции.
С одной стороны, на фоне спада в экономике и сокращения внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства, через который реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны. С другой стороны, расширение российского экспорта происходит в крайне противоречивой и сложной обстановке: высокие в сравнении с другими национальными макроэкономическими показателями темпы прироста российского экспорта не являются таковыми, если их сопоставить с динамикой международной торговли.
Таким образом, необходимы меры государственной поддержки российского экспорта, и определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Принципиальной первоочередной вехой на этом пути в конце прошлого века стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [8], шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. В настоящее время действие данного закона отменено другим федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В ноябре 2005 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающим возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В ходе реализации Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996г. «о дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров.
Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект Постановления Правительства РФ «О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов».
Сегодня, наверное, сложно с высокой степенью вероятности предсказывать будущее российского экспорта, но есть надежда, что заинтересованное участие государства поможет экспортной отрасли в сжатые сроки обрести современное качество и сохранить обретенные им стабильность и динамизм. Развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров.
Товарная структура
импорта России в 4 1995-2007 гг. (в фактически действовавших ценах)
Товарная группа |
1995 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
200S г. |
2006 г. |
2007 т |
Импорт, млрд. долл. США | ||||||||
Всего |
46,7 |
33,9 |
46,2 |
57,3 |
75,6 |
98,7 |
138 |
200 |
В том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
13,2 |
7,4 |
10,4 |
12,0 |
13,9 |
17,4 |
21,6 |
27,6 |
минеральные продукты |
30 |
2,1 |
1,7 |
2,2 |
3,0 |
3,0 |
3,3 |
4,7 |
продукция химической промышленности, каучук |
5,1 |
6,1 |
7,7 |
9,6 |
12,0 |
16,3 |
21,8 |
27,5 |
кожевенное сырье, пушнина |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности |
1,1 |
1,3 |
1,9 |
2,1 |
2,9 |
3,3 |
4,0 |
5,3 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
2,6 |
2,0 |
2,4 |
2,8 |
3,3 |
3,6 |
5,5 |
8,6 |
металлы, драгоценные камни |
4,0 |
2,8 |
3,0 |
4,2 |
6,0 |
7,7 |
10,6 |
16,4 |
машины, оборудование и транспортные средства |
15,7 |
10,6 |
16,8 |
21,4 |
31,1 |
43,4 |
65,7 |
102 |
прочая продукция |
1,9 |
1,4 |
2,0 |
2,5 |
3,2 |
3,7 |
4,8 |
7,1 |
Импорт, в процентах к итогу | ||||||||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
28,1 |
21,8 |
22,5 |
21,0 |
18,3 |
17,7 |
15,7 |
13,8 |
минеральные продукты |
6,4 |
6,3 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
31 |
2,4 |
2,3 |
продукция химической промышленности, каучук |
10,9 |
18,0 |
16,7 |
16,8 |
15,8 |
16,5 |
15,8 |
13,8 |
кожевенное сырье, пушнина |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности |
2,4 |
3,8 |
4,2 |
4,2 |
3,8 |
3,3 |
2,9 |
2,7 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
5,7 |
5,9 |
5,3 |
4,8 |
4,3 |
3,7 |
4,0 |
4,3 |
металлы, драгоценные камни |
8,5 |
8,3 |
6,4 |
7,3 |
8,0 |
7,7 |
7,7 |
8,2 |
машины, оборудование и транспортные средства |
33,6 |
31,4 |
36,3 |
37,4 |
41,2 |
44,0 |
47,7 |
51,0 |
прочая продукция |
4,1 |
4,1 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
Что касается импорта, то в 2007 г он составил 223,1 млрд. долл. США, или 38,6% всего внешнеторгового оборота страны. По сравнению с 2006 г. импорт вырос на 17%.
Как видно из таблицы 2, в 2007 г преобладающими группами товаров в импорте являются машины, оборудование и транспортные средства (51%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также продукция химической промышленности, каучук (до 13,8%).
Наиболее заметная тенденция в развитии российского импорта — рост доли в общем объеме импорта такой товарной группы, как «машины, оборудование и транспортные средства» - с 31,7% в 2000 г. до 51,1% в 2007 г., при этом стоимостные объемы импорта выросли за тот же период с 10,7 млрд. долл. США до 101,8 млрд. долл. США. Поставки из стран дальнего зарубежья только в 2007г. выросли на 55,7%, из стран СНГ—на 47,7%. Только импорт легковых автомобилей вырос с 5,1 млрд. долл. США в 2004г. до 21,3 млрд. долл. США в 2007г., или до 1601,0 тыс. штук, а грузовиков — до 137,2 тыс. штук. Рост товарооборота в стоимостном выражении в значительной мере предопределяется ростом цен, и, прежде всего на энергоносители.
Завершая рассмотрение структуры экспорта и импорта России, нужно отметить, что она продолжает оставаться монокультурной и напоминает экономику слаборазвитых стран сырьевой ориентации.
2.4. Проблемы присоединения России к ВТО.
В период мирового финансового кризиса ВТО продолжает оставаться одним из ключевых инструментов регулирования международной торговли.
Опасность возможного перерастания мирового финансового кризиса в товарный, только подтверждает важность присоединения России к ВТО, т.к. если Россия не будет членом ВТО, то с ней станут "играть не по правилам". В течение последних 15 лет Россия периодически сталкивалась с разного рода санкциями, в то время как страны-члены ВТО имели возможность оспаривать эти санкции в рамках данной организации.
Недавние события в Грузии и Южной Осетии стало причиной приостановления переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Очередное обострение отношений на Кавказе вызвало негативную реакцию США и ряда других стран. В ответ па прозвучавшие угрозы Запада отложить вопрос о присоединении России к ВТО, Россия заявила о возможности прекращения ранее заключенных невыгодных для российской экономики соглашений. Это, однако, не означает полного отказа России от курса на встраивание своей национальной экономики в мировую зкономическую систему. По словам прсмьср-министра РФ В. Путина, Россия по-прежнему заинтересована в присоединении к ВТО и будет оставаться в переговорном процессе.
В последнее время западный бизнес пересматривает свое отношение к России и видит в ней не только рынок сбыта, но и полигон для реализации собственных инвестпроектов. Интерес зарубежною бизнеса смещается в сторону возможностей для экспорта из России, и есть основания полагать, что большинство стран-членов ВТО поддержат присоединение России. При этом стоит отметить, что Украина и Грузия не смогут блокировать присоединение России к ВТО, если другие члены организации настоят на этом. На сегодняшний день Россия завершила все двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами (всего в состав ВТО входят 153 страны), но ей еще предстоит согласовать ряд принципиальных позиций, в том числе по сельскому хозяйству, по ставкам экспортных пошлин на древесину и по регулированию деятельности ряда государственных компаний. В то же время, как показал 22-й саммит Россия-ЕС, прошедший 14 ноября 2008 г. в Ницце, Европейский союз заинтересован в ускорении сроков присоединения России к ВТО. В рамках саммита между Россией и ЕС была достигнута договоренность о создании так называемой "Дорожной карты" для решения проблем, остающихся на пути присоединения России к ВТО В документе планируется перечислить все решения и меры, необходимые для принятия России в ВТО в кратчайшие сроки.
Сегодня зависимость всех стран мира от процессов, идущих в мировой торговле, достигли беспрецедентно высокого уровня. Это поставило вопросы развития внешней торговли в центр внимания политических и государственных лидеров всех стран мира. Очевидно, что внешняя торговля позволяет расширять производство в конкурентоспособных отраслях за пределы национальных потребностей, способствуя тем самым увеличению занятости. Она также дает возможность привлекать в экономику качественно новые ресурсы, прежде всего технику и технологии, ускоряя тем самым научно-технический прогресс. Кроме того, она влияет на формирование доходов бюджета страны, а также служит инструментом повышения жизненного уровня и важным механизмом сбалансирования предложения и спроса на внутреннем рынке.
В последние несколько лет переговоры о присоединении России к ВТО являются одной из самых обсуждаемых тем на страницах всех авторитетных российских изданий и находятся под пристальным вниманием специалистов. Как неоднократно подчеркивал премьер-министр РФ В. Путин, целью переговоров о присоединении России к ВТО является беспрепятственный выход российской продукции на международные рынки, рациональное участие в международном разделении труда, получение полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.
Присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу.
Присоединение к ВТО может стать фактором, который обеспечит более активную поддержку реформ внутри России.
У российской экономики есть конкретные внешнеторговые интересы, поэтому России необходимо не просто присоединиться к ВТО, но и научиться с выгодой для себя использовать этот инструмент экономической дипломатии. Важно понимать, что ВТО - это сложный и эффективный инструмент национальной экономической политики.
Глава Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М.Ю. Медведков обозначил принципиальные позиции на переговорах - переходный период в ВТО для России, а также для России - высокие пошлины на импорт агропродукции, нелинейное снижение ставок пошлин, в частности, на автомобили, низкие цены на газ для промышленности. Переговоры о присоединении России к ВТО начались в 1994 г., то есть они продолжаются уже 15 лет, и мы здесь занимаем второе место в истории ВТО после Китая. Прав М.Ю. Медведков, подчеркивая, что Россия намного больше, намного весомее в мировой торговле, и с РФ спрос поэтому серьезнее, хотя, конечно, здесь принцип равенства ВТО несколько нарушается.
Информация о работе Международная торговля: соотношение свободы торговли и протекционизм