Международная торговля: соотношение свободы торговли и протекционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является выявление на основе анализа внешнеэкономической де¬ятельности России главных проблем ее интегрирования в мировое экономическое сообщество и разработка предложений по их преодолению.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе формулируются новые проблемы, связанные с присоединением России к ВТО, подробно анализируются проблемы развития агропромышленного комплекса, а также затрагивается вопрос о необходимости переосмысления промышленной политики в условиях мирового финансового кризиса.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
ГлаваI Теоретические основы организации международной торговли………………………………………..…………………………………..5
1.1 Международная торговля: понятие, сущность, общая характеристика…..5
Глава II Свободная торговля и протекционизм………………...................14
2.1 Природа свободной торговли…………………………………………….. 14
2.2 Протекционизм……………………………………………………………...17
2.3 Внешняя торговля России……………………………………………………
2.4 Проблемы присоединения России к ВТО……………………………………
Заключение...........................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая по эконом теории межд. торговля.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)
  • таможенные тарифы;
  • нетарифные ограничения;
  • формы стимулирования экспорта.

Уже из названия видно, что  все они имеют изначально протекционистскую  направленность. Государство увеличивает  или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей  составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

К тарифным средствам регулирования  внешних связей относятся таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу  страны товаров и иных материальных ценностей. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например, для США это олово, кофе и бананы).  Ставки фискальных пошлин  в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Хотя, протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы.

Установление таможенной пошлины  означает, что владелец товара должен уплатить государству определенную долю цены. На величину импортной пошлины возрастут издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.

Введение государством таможенного тарифа показано на рисунке I.

Рисунок I.


 

Пусть в некотором государстве  производятся автомобили. Линии спроса и предложения пересекаются в точке А. Однако, во всех нормальных странах автомобили такого же качества продаются не по той цене, которая соответствует точке А, а по 6000 долларов. Естественно, что при условии свободной торговли жители этой страны, какими бы патриотами они не были, будут покупать не только и не столько отечественные автомобили, сколько зарубежные, при этом цена на внутреннем рынке сравняется с мировой ценой (при условии свободной торговли!) и составит 6000 долларов. При этой цене  внутренние производители смогут предложить только Qs автомобилей, а потребители захотят купить Qd авто. Разница Qd - Qs покрывается за счёт импорта. При этом, как отмечалось выше, выигрывают потребители и проигрывают производители. Представим теперь, что по каким-то причинам правительство решило поддержать отечественных производителей и не поддерживать отечественных потребителей и ввело налог на ввозимые в страну автомобили в 20% от их стоимости, в результате чего цена на них на внутреннем рынке выросла до 7200 долларов.

Следствием этого деяния будут:

  • сокращение импорта до Q`d – Q`s;
  • отечественные производители станут больше производить на величину Q`s – Qs;
  • отечественные потребители станут меньше потреблять на величину Qd – Q`d;
  • государство получит доход, величина которого равна площади прямоугольника EFHI;

Итак, потребители стали  покупать меньше автомобилей по более  высокой цене, но т.к. импорт сократился, а производство отечественный автомобилей выросло, то, очевидно, что потребители станут покупать больше отечественных авто и меньше импортных. Таким остроумным способом государство напоминает своим гражданам о патриотизме, коль скоро сами они о нём забывают. Но насколько удачен этот способ?

Так как цена выросла, то излишек производителей увеличился на величину площади трапеции LECJ – это выигрыш производителей (рента). Государство получило доход в виде прямоугольника EFHI – эти деньги тоже не совсем потеряны для общества. Однако излишек потребителей уменьшился на величину площади трапеции LFGJ. Таким образом, чистые потери для общества составляет сумма площадей затенённых областей А и В (SLFGJ – SLECJ – SEFHI), которые оплачивает потребитель.

Спор о том, вредны или нет тарифы, существует столько, сколько существуют сами тарифы. Основным и самым весомым аргументов противников тарифов – тот, что они неэффективны. Таможенные тарифы действительно неэффективны, и мы это показали. И, несмотря на неэффективность, у них находятся и сторонники не только из корысти, но и совершенно искренне полагающие, что тарифы могут быть полезны. Их основные аргументы:

  • необходимо поддерживать тех производителей, которые могут быть неэффективны, но которые составляют «хребет» общества, способствуя его стабильности, например, выращивание микки-маусов в штате Канзас не является высокорентабельным производством, гораздо дешевле ввозить их из России, но микки-маус – символ Америки и не может быть ввезён из-за рубежа;
  • требуется обуздать, наконец, обнаглевших богачей и ввести такой тариф на ввоз «Роллс-Ройсов», чтобы даже крылышко со скульптурки на его капоте стало им не по карману;
  • пора бы уже самим производить хоть что-нибудь, но как это сделать, когда во всём мире это что-то производится уже давным-давно, технология отлажена и издержки минимальны, а чтобы хотя бы просто начать производство, не говоря о выпуске конкурентоспособных товаров, требуются значительные траты. Чтобы выровнять положение и поддержать молодые развивающиеся отрасли, необходимо ввести таможенные тарифы.

И как уже упоминалось, что помимо импортных  существуют ещё и экспортные тарифы. Они вводятся в основном в том случае, когда государство по каким-либо соображениям удерживает внутренние цены на какой-то товар ниже мировых, и с этой целью субсидирует производителей этих товаров. Чтобы эти субсидии не оседали тяжким грузом в карманах производителей в виде дополнительной прибыли от проданного за границу товара по цене ниже мировой, вводится таможенный тариф на экспорт.

Дело в том, что помимо таможенных тарифов в руках протекционистов остаётся немало эффективных средств для проведения своей политики. Они в гораздо меньшей степени могут быть проконтролированы международными организациями, чем тарифы, и потому пользуются в последнее время широкой популярностью. Одно из самых сильнодействующих  таких средств – квоты.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определённый период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путём её лицензирования, когда государство выдаёт лицензии ан импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. На первый взгляд квоты мало чем отличаются от тарифов: и там и здесь происходит ограничение импорта со всеми вытекающими последствиями. Насколько квоты более опасный инструмент, становится ясно, если представить себе ситуацию, когда нерезидент (субъект, облагаемый налогом  в другой стране) хочет подарить единицу товара, подлежащего квотированию, сверх отпущенной квоты. Он не может этого сделать. Таким образом, если при введении тарифа связь между мировым рынком и внутренним остаётся, и при снижении мировых цен снизятся и внутренние цены, несмотря на тариф, то при квотировании эта связь обрывается полностью: чтобы ни происходило на мировом рынке, количество товара внутри страны, а, следовательно, и его цена, будет неизменно.

Ещё более коварным средством  регулирования ввоза товаров  являются так называемые добровольные ограничения экспорта. Ярчайший пример такого ограничения – это договорённость правительств США и Японии, принятая в конце 1970-х годов о добровольном ограничении Японии экспорта автомобилей в США. Коварство этой меры заключается, во-первых, в том, что официально никаких нарушений международных соглашений нет. Добровольное ограничение экспорта – сугубо внутреннее дело: кто, сколько хочет, столько и продаёт; никто не вправе заставить Японию продавать США больше автомобилей, чем она хочет им продать. Во-вторых, государство, которое сокращает импорт таким образом, при всех потерях ограничения импорта теряет, кроме того, тарифные поступления (если бы оно ввело тариф) и лицензионные отчисления (если бы оно ввело квотирование), т.е. оно не получает ничего из того, что могло бы получить, применяя другие методы. Что касается добровольности экспортных ограничений, то она скорее похожа на насмешку над международным сообществом, поскольку такие соглашения, как правило, достигаются либо под политическим давлением (вплоть до военной угрозы), либо под страхом применения более суровых мер, например, возбуждения антидемпингового расследования.

Искушение регулировать поток импорта в страну посредством  такого мощного средства, как тарифы всегда было настолько сильным для всех государств, что грозило вообще парализовать международную торговлю. Поэтому в послевоенные годы было принято ГАТТ (Генеральное соглашение о торговле и тарифах) или GATT (General Agreement on Tariffs and Trade), которое со временем стало серьёзной силой по ограничению тарифной деятельности государств и правительств. В результате переговоров в рамках ГАТТ ставки тарифов сильно сократились.

                2.3. Внешняя торговля России.

    В основе современной внешнеэкономической политики России следует считать ее открытость, имея ввиду оздоравливающий эффект конкуренции из-за рубежа, что, по мнению многих экспертов, создает жизнеспособность российской экономики. Именно в этих условиях мировой рьнок прямо и косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат. Следует учитывать, что переход к экономике открытого типа должен быть поэтапно осуществляемым процессом, с тем, чтобы конкуренция извне не превратилась из созидательного фактора в силу, способную разрушить отечественную экономику.

Темпы роста мирового производства до наступления настоящего кризиса составляли порядка 3-4% в год, а в отдельных странах, таких как Китай — до 10%, Вьетнам — 6,0%, Индия — 5,4%, Россия — 7,2%. Такого рода темпы роста невозможны без стимулирующей деятельности государства и, прежде всего, в инвестиционной и внешнеторговой сферах. Рост внешнеэкономической деятельности ведет к повышению поступлений в бюджет, позволяет наращивать золотовалютные ресурсы, увеличивать занятость и повышать загрузку производственных мощностей.

В настоящее время  удельный вес России в мировом  экспорте и импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья  составляет соответственно 1,8 и 2,3%, черных металлов — 5,6 и 1,5%, химической продукции — 1,2 и 1,4%, телекоммуникационного оборудования — 0,08 и 1,7%, транспортных средств — 0,3 и 2,0%, текстиля — 0,2 и 1,6%.

В 2007 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 578,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 23,4% (импорт рос быстрее, чем экспорт).

Анализ факторов, оказавших  влияние на рост внешней торговли России в 2007 г., показывает, что в  экспортной деятельности весь прирост, составивший 73,3%, или 37,6 млрд. долл. США, был получен за счет роста цен и на 26,7%, или 13,7 млрд. долл. США, за счет увеличения физических объемов экспорта. В импортной деятельности 74,7% прироста стоимостного объема ввоза получено за счет увеличения физических объемов закупок за рубежом и на 25,3%, или 15,7 млрд. долл., за счет роста цен.

Товарная структура экспорта России в 1995-2007 гг. (в фактически             действовавших ценах)                                                                                        Таблица 1

Товарная группа

1995 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Объем экспорта, млрд. долл. США

Всего

78,2

103

107

134

182

241

301

352

в том числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,4

1,6

2,8

3,4

3,3

4,5

5,5

9,1

минеральные продукты

33,3

55,5

58,9

76,6

105

156

199

228

продукция химической промышленности, каучук

7,8

7,4

7,4

9,2

12,0

14,4

16,8

20,8

кожевенное сырье, пушнина и  изделия из них

0,3

0,3

0,3

0,3

0,4

0,3

0,4

0,3

продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности

4,4

4,5

4,9

5,6

7,0

8,3

9,5

12,3

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,2

0,8

0,9

0,9

1,1

1,0

1,0

0,9

металлы, драгоценные камни и  изделия из них

20,9

22,4

19,9

23,7

36,7

40,6

48,9

56,9

машины, оборудование и транспортные средства

8,0

9,1

10,1

12,0

14,1

13,5

17,4

19,7

прочая продукция

1,0

1,6

1,6

1,9

2,1

2,5

3,1

4,1

Экспорт, в процентах к итогу

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,8

1,6

2,6

2,5

1,8

1.9

1,8

2,6

минеральные продукты

42,5

53,8

55,2

57,3

57,8

64,8

65,9

64,7

продукция химической промышленности, каучук

10,0

7,2

6,9

6,9

6,6

6,0

5,6

5,9

кожевенное сырье, пушнина и  изделия из них

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

текстиль, текстильные изделия  и обувь

1,5

0,8

0,8

0,7

0,6

0,4

0,3

0,3

металлы, драгоценные камни 

26,7

21,7

18,7

17,8

20,2

16,8

16,3

16,1

машины, оборудование и транспортные средства

10,2

8,8

9,5

9,0

7,8

5,6

5,8

5,6

прочая продукция

1,3

1,5

1,4

1,4

1,1

1,0

1,0

1,2

Информация о работе Международная торговля: соотношение свободы торговли и протекционизм