Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию услуг
Рассмотреть различные виды услуг
Изучить способы измерения участия страны в мировой торговле услугами
Ознакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке услуг в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее специфика…………………. 4
1.1 Мировой рынок услуг и его роль…………………………………….…4
1.2 Классификация услуг на мировом рынке ……………………...…….….7
1.3 Регулирование рынка услуг…………………………………….........…..15
2. Динамика и структура мировой торговли услугами................................18
2.1 Факторы, влияющие на динамику мировой торговли услугами……...18
2.2 Структура мировой торговли услугами………………………………20
2.3 Показатели участия страны в мировой торговле услугами…………...26
3. Россия на мировом рынке услуг…………………………………………28
3.1 Тенденции развития рынка услуг в России……………………….……28
3.2 Динамика и показатели рынка услуг в России…………………….…...31
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………..…………………...……..36
Приложения………………………………………………….……….……….37

Файлы: 1 файл

Курсовая-Международная торговля услугами.docx

— 84.06 Кб (Скачать файл)

    Во-вторых, это услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. Экспорт и импорт услуг, как и товаров оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и услуги бывают тесно связаны между собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг – транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.

    Один из наиболее важных видов услуг- финансовые услуги. Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.

    Финансовая деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние десятилетия ХХ века страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны – Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны.

    Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.

    Следующий вид услуг -  операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью. Туристические услуги являются подвидом личных услуг, которые включают в себя культурные, рекреационные услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени

    Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

    Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.

    В системе ООН имеется специальная организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель ее – содействие развитию туризма.

    Также необходимо рассмотреть таможенные услуги. При пересечении таможенной границы взимаются установленные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а за производство таможенных услуг – и таможенные сборы. К ним относятся сборы за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФ уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.

    Следующий вид -  рекламные услуги. Рекламная деятельность требует значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги). Определение эффективности рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры расходов на рекламу как в целом, так и по отдельным элементам: на проведение рекламных компаний, на использование конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение. Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.

    Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3 – 5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1 – 3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно эпизодический характер.

    Важную роль во внешнеэкономической деятельности играют производители информационных услуг. Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной новой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационно-исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг.

    Инженерно-консультационные услуги – обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе – услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе – услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией его продукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые исследования и пр.).

В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной  торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.

    Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

    Услуги связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Услуги связи подвергаются особенно подробному регулированию со стороны государства.

    И, наконец, правительственные услуги, такие, как поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).[6]

 

 

 

 

 

 

    1. Регулирование рынка услуг

 

    Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

    Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение  услуг в составной элемент  внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня  вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.        

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с I января 1995. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения  законов), неприменение национальных законов  в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства  из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,

ГАТС, чтобы снять эти  противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего  общие принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных  отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.

       Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.[9]

Важной формой является регулирование  торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация  международной гражданской авиации  – ИКАО, Международная морская  организация – ИМО, Всемирная  туристическая организация –  ВТО и др.), а также международные  торгово-экономические организации  широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).       

Отраслевое регулирование  международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация (ИМО).    

На региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

Результатом переговоров  Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о  создании Всемирной торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Динамика и  структура мировой торговли услугами

 

2.1  Факторы,  влияющие на динамику мировой  торговли услугами

 

    За период 1990 – 2007 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2007 г. 3605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта (Приложение 1).  

 Динамику услуг определяет  ряд долговременных основополагающих  факторов экономического развития.   

 В последние два  десятилетия появился ряд новых  весьма весомых долговременных  стимулов  развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг) и либерализация внешнеэкономических операций.  

Информация о работе Международная торговля услугами