Международное экологическое право: понятие, источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:

Файлы: 1 файл

контрольная работа международное право.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)
  1. Международное экологическое право: понятие, источники. Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.

   Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.          Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

   Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:

- закрепляющие действующие  международно-правовые принципы  и нормы и образующие право  в подлинном смысле этого слова  ("твердое", то есть обязательное  право);

- содержащие необязательные  правила, нуждающиеся в особом  характере и способах имплементации, но оказывающие, тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", то есть рекомендательное право).

 Источники "твердого" права в свою очередь, делятся  на международные договоры, международно-правовые  обычаи и принятые единогласно  резолюции авторитетных международных  организаций, прежде всего ООН. 

 Международные договоры  могут быть как многосторонними,  так и двусторонними. При этом  многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства. По состоянию на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Северная конвенция о защите окружающей среды 1974г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция). Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.

 Все три подхода  обладают своими привлекательными  чертами в глазах различных  групп государств.

   Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.

   Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

    Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.  Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.

   Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение в последствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.

   Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирная стратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г., Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.

 

 

   Специальные принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время  является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании  охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие  и разрабатываемые в данной области  международно-правовые акты.

Так, в Стокгольмской  декларации принципов 1972 г., содержание принцип сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные  проблемы, связанные с охраной  и улучшением окружающей среды, следует  решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях  или другой соответствующей основе, крайне важно для организации  эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует  организовывать таким образом, чтобы  в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".

Международное сотрудничество должно осуществляться на равноправной и взаимовыгодной основе, что применительно  к проблемам окружающей среды  означает, в частности, активизацию  торгового обмена экологически безвредной техникой и технологией, продажу  патентов и лицензий, связанных с  охраной окружающей среды, учет опыта  промышленно развитых стран, оказание помощи развивающимся государствам в выборе путей и форм экономического развития, не вызывающих ухудшения  качества окружающей среды.

В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.

В этой связи прогрессивным  шагом является перечень принципов  международного экологического права, приведенный К.А. Бекяшевым в учебнике "Международное публичное право" 2000г., названных "специфическими"9.

В указанный перечень вошли такие принципы как:

-Окружающая среда - общая забота человечества. Содержание этого принципа раскрывается через обязанность международного сообщества на всех уровнях совместно и в отдельности охранять окружающую среду.

-Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946г., которая в Преамбуле говорит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов;

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов  и других материалов 1972г., которая  в Преамбуле признает, что морская  среда и питаемые ею живые организмы  имеют жизненное значение для  человека и все люди заинтересованные в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшать ее качество и ресурсы;

Африканская конвенция  по сохранению природы и природных  ресурсов 1968г., которая в Преамбуле  подчеркивает, что почва, вода, флора  и фауна являются жизненно важными  для человечества;

-Конвенция о биологическом разнообразии 1992г., которая в Преамбуле подтверждает;

Окружающая природная  среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Содержание данного принципа раскрывается через стоящую перед всеми  государствами и народами мира задачу сохранения природных ресурсов, расположенных  вне государственных границ. Данный принцип в форме всеобщего  наследия человечества закреплен в Договоре по космосу 1967г., Конвенции ООН по морскому праву 1982г., Соглашении о Луне 1979г.

При этом необходимо помнить, что ресурсы планеты как таковые  сегодня не являются общим достоянием человечества. А после принятия Африканской  Хартии 1981г. в развивающихся странах (и не только) утвердился тезис о  праве народов свободно распоряжаться  своими естественными богатствами  и ресурсами.

В экологической области  такой свободы быть не должно, поскольку  она не позволяет вырабатывать соответствующий  международный механизм. Остается рассчитывать на то, что непосредственная опасность  всеобщей экологической катастрофы вынудит весь мир признать природные  ресурсы общим достоянием человечества. Сама окружающая среда также должна быть признана общим достоянием человечества;

-Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Этот принцип берет свое начало из Договора об Антарктике 1959г. и Договора по космосу 1967г. В последствии он был закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982г., в ряде других международных договорах и соглашениях, отражая право любого субъекта международного права на осуществление правомерной мирной научной деятельности в окружающей среде;

-Рациональное использование окружающей среды. Более точно данный принцип следовало бы сформулировать как экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов, который раскрывается в Стокгольмской Декларации 1972г. следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть на уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к её снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

-Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Этот принцип в Стокгольмской декларации 1972г. содержится в Принципе 24 и раскрывается следующим образом: "Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств." Важно не противопоставлять глобальное международное сотрудничество в данной области региональному, двустороннему сотрудничеству, а также национальным мерам. Всё это - системные отношения в рамках одной общей задачи - обеспечения экологической безопасности человечества в целом.

Отсюда возрастает значение и возникает императивность международного сотрудничества в данной области. Тем  самым именно здесь с особой силой  проявляется императивность одного из десяти общепризнанных принципов  международного права - принципа обязанности  государств сотрудничать друг с другом.

В настоящее время  указанный принцип закреплен, в  частности, в Конвенции о защите морской среды и прибрежных районов  юго-восточной части Тихого океана 1981г., Конвенции о сохранении морских  живых ресурсов Антарктики 1980г., Конвенции  ООН по морскому праву 1982г., Конвенции  о защите, управлении и развитии морской и береговой среды  региона Восточной Африки 1985г., Конвенции  об охране и развитии морской среды  обширного Карибского региона 1983г. и др.

Информация о работе Международное экологическое право: понятие, источники