Международное экологическое право: понятие, источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.
Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:

Файлы: 1 файл

контрольная работа международное право.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

-Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип закреплен в Стокгольмской Декларации принципов 1972г. (Принцип 21), повторен в Принципе 2 Декларации РИО-92, и получил широкое признание "как обязательная норма международного права". Его содержание сводится к тому, что государства "несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции".

Однако, реализация данного принципа на практике вызывает целый ряд проблем. Прежде всего, само понятие "трансграничное загрязнение" неоднозначно. Согласно наиболее распространенному подходу, под "трансграничностью" понимается перенос соответствующих поллютантов с территории государства, в пределах которого расположен источник загрязнения на территорию соседнего государства. Иными словами, возможная конфликтность ограничивается двусторонними отношениями.

Этому упрощенному пониманию  противостоит сложившаяся договорная практика, которая показывает, что  указанному понятию договаривающиеся стороны, как правило, придают более  широкое значение: включают в него любую форму загрязнения, которая  имеет неблагоприятные воздействия  в тех пространственных сферах, которые  определены в Принципе 21 Стокгольмской  Декларации и в Принципе 2 Декларации Рио. Именно из такого понимания более широкого исходили участники Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Защита экологических  систем Мирового океана. Конвенция  по морскому праву 1982г. предусматривает, что международные нормы и  стандарты по предотвращению загрязнения  с судов в открытом море, включая  экономические зоны, разрабатываются  самими государствами, а обеспечение  таких норм и стандартов в экономической  зоне преимущественно, а в открытом море - полностью относится к юрисдикции государства флага.

Созданный на основании  Конвенции Международный орган  наделен в указанной области  лишь правом принимать лишь соответствующие  рекомендательные нормы, правила и  процедуры, в частности, для:

предотвращения загрязнения  морской среды от вредных последствий  таких видов деятельности как  бурение, драгирование, выемка грунта, удаление отходов, строительство и  эксплуатация установок, трубопроводов  и других устройств, связанных с  такой деятельностью;

защиты сохранения природных  ресурсов Международного района морского дна и предотвращения ущерба флоре  и фауне морской среды (ст.145);

Запрещение военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду. Закреплен в Дополнительном протоколе 1 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г., а также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. В первом из названных документов (ст.55) он звучит так: "При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения";

-Обеспечение экологической безопасности. Данный принцип следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится мировое сообщество, чем реально действующий. Завершая рассмотрение отраслевых принципов международного экологического права, необходимо подчеркнуть, что они носят общий характер и не могут (в отличии от конкретных мер и норм по их реализации) отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону.

   Международно-правовая охрана окружающей среды – совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих   действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде   из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие “окружающая среда” охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования  человека. Они распределяются по трем группам объектов:

объекты естественной (живой) среды (флора, фауна);

объекты неживой среды (морские  и   пресноводные бассейны – гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое  пространство;

объекты “искусственной”  среды, созданной человеком в  процессе его взаимодействия с природой.

 В совокупности  все это   составляет систему  окружающей среды, которая в  зависимости от   территориальной  сферы может быть подразделена  на глобальную,   региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана)   окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от   истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных   факторов трансформировалась в защиту окружающей человека   среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

   Понятие “окружающая среда” неравнозначно по содержанию   и понятию “экология”, так как последнее обозначает науку об   отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Несмотря на то, что основополагающее значение природного,   естественного фактора в процессе общественного развития было   обозначено почти два века назад, до середины 60-х годов нынешнего   столетия защита окружающей среды не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное обоснование в качестве   многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы не было достаточно разработано. Только динамичное развитие в 70 – 80-е годы   научных основ глобальных проблем в зарубежной и отечественной   научной литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к защите окружающей среды, в особую группу.

   Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного   права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования.   Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно  правового регулирования по защите окружающей среды. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать:   предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей   среде из различных источников (в первую очередь посредством   загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима   рационального использования природных ресурсов; обеспечение   комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в   связи с защитой окружающей среды.

   Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной   основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными   институтами. Практически устоялся термин “международное право окружающей среды” (МПОС).

Однако структурное  формирование МПОС пока не завершено.   Свидетельство тому – сохраняющееся  тяготение некоторых принципов  и норм, касающихся защиты окружающей среды, к другим   отраслям международного права, особенно к, морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках которых   начинало формироваться МПОС. Кроме этого формирующиеся   специальные принципы и нормы по защите окружающей среды   недостаточно конкретны. Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной   степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей   среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы,   закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения.

  

   Международно-правовая  охрана морской среды  направлена прежде всего на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами.

 

Женевские конвенции  по морскому праву 1958 г. и Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г. налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Последняя  Конвенция, в частности, содержит часть XII, специально посвященную защите и  сохранению морской среды.

 

Международная конвенция  по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. запрещает слив нефти  и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать  порты установками по приему остатков нефти с судов.                                                                                                             

 

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов  и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ:

-для сброса,  которых требуется предварительное специальное разрешение;

- предварительное общее  разрешение;

-сброс которых вообще запрещен. Приложение 1 называет среди последних в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кадмий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны.

 

Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. предписывает запрет на сброс любых веществ, включая  нефть и ядовитые вещества, сточные  воды и мусор со всех типов судов, за исключением военных кораблей и тех, что используются на государственной  некоммерческой службе. Прибрежные государства  имеют право инспектировать иностранные  суда и осуществлять судебное преследование  нарушителей. Установлены единые международные  стандарты по предотвращению загрязнения. Ряд районов имеет особенно жесткий  режим, где сброс опасных веществ  полностью категорически запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персидский, Оманский заливы).

Для борьбы с загрязнением значительных морских районов принимаются  особые меры вмешательства. В 1969 г. принята  Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в  случаях аварий, приводящих к загрязнению  нефтью, а в 1973 г. — Протокол о  вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть. Стороны могут принимать  в открытом море такие меры, которые  могут оказаться необходимыми для  предотвращения, уменьшения или устранения серьезной угрозы их побережью. Прибрежное государство имеет право на применение принудительных мер по ликвидации аварий, а в случае реальной угрозы загрязнения  побережья — даже потопить судно. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматривающей создание международного фонда для компенсации ущерба за загрязнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Международно-правовая охрана животного, растительного мира и биологического разнообразия Земли.

 

   Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира, регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство. Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов. Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.     Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям:

1) охрана природных  комплексов. Например, в соответствии  с Конвенцией о водно-болотных  угодьях, имеющих международное  значение главным образом в  качестве местообитаний водоплавающих  птиц, 1971 г. государства определили  на своей территории соответствующие  водно-болотные угодья и включили  их в специальный Список, переданный  на хранение в Международный  союз по охране природы и  природных ресурсов. Конвенция предусматривает  проведение периодических конференций  стран-участниц по выполнению  ее положений; 

2) охрана редких и  исчезающих видов животных и  растений. Международное сотрудничество  в этой сфере осуществляется, в частности, на основании Конвенции  о международной торговле видами  дикой фауны и флоры, находящимися  под угрозой исчезновения, 1973 г.  К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры. В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.). По Соглашению между Правительством РФ и Правительством США о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя 2000 г. государства обязались прилагать все необходимые усилия для сохранения мест обитания белого медведя, обращая особое внимание на районы нахождения берлог и места концентрации белых медведей во время добычи корма и миграций. Для этого принимаются меры по предотвращению утраты или разрушения мест обитания, которое приводит или может привести к гибели белых медведей, снижению продуктивности или долгосрочному сокращению численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя;

Информация о работе Международное экологическое право: понятие, источники