Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:04, курсовая работа
Знание процесса кредитования, видов и методов международного кредита, а также основ его межгосударственного правового регулирования как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций.
В данной теме курсовой работы поставлена цель - изучение сущности международного кредита, его виды и методы. Проанализировать развитие международного кредита в России.
Фирменные кредиты как форма коммерческого кредита в области внешней торговли представляются экспортером одной страны импортеру другой страны в форме рассрочки платежа за проданный товар от своего имени за счет собственных (или привлеченных) средств. Отсюда его название - кредит продавца.
Сроки фирменных кредитов различны (от нескольких месяцев до нескольких лет), и зависят от вида товара, конъюнктуры мировых товарных рынков, политической обстановки.
Различают полный и средний срок кредита. Полный срок кредита во внешней торговле представляет собой период времени от начала использования кредита до окончательного погашения всей суммы кредита. Полный срок включает в себя следующие компоненты:
- срок использования - срок поставки товара и признания покупателем задолженности по кредиту путем акцепта векселей экспортера;
- льготный период - период между окончанием использования и началом погашения кредита;
- срок погашения - период, в течение которого осуществляется погашение кредита.
Банковское кредитование предполагает несколько видов участия банков в кредитовании внешнеэкономической деятельности:
- банковский кредит, когда
кредитующие банки покупают у
экспортеров кредитные
- банковский кредит, когда
импортер или его банк
- акцепт банками векселей,
выставляемых на них
Под факторингом в международной торговле понимается целый ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных счетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, т.е. с инкассированием дебиторской задолженности клиента (получением средств по платежным документам). Во внешней торговле факторинг означает покупку банком или специальной компанией требований экспортера к импортеру и их инкассацию. Применяется факторинг при экспорте потребительских и серийных товаров с рассрочкой платежа на 90—120 дней. Предприятия, особенно средние, с большой долей экспортной продукции, имеют возможность превратить с помощью факторинга поставки с рассрочкой платежа в операции с условно немедленной оплатой наличными.
Экспортный факторинг представляет собой форму кредитования. Это так называемый «факторинг с финансированием», при котором банк экспортера оплачивает счета-фактуры в определенном размере (до 70—90% от суммы долговых обязательств) вне зависимости от срока платежа за товар, иными словами осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Оставшаяся сумма возмещается экспортеру по поступлении платежа от покупателя[4].
Осуществляя факторинговые операции, банки принимают на себя риск неплатежа со стороны покупателя. Это так называемый «факторинг без права регресса» или «настоящий факторинг».
Коммерческие банки выступают в операциях международного факторинга в качестве фактора экспортера-поставщика и фактора импортера-покупателя.
Когда российские банки выступают в качестве фактора экспортера, сумма процентов за обслуживание рассчитывается ими аналогично стоимости предоставления краткосрочных валютных кредитов и зависит от объема продаж, количества клиентов у экспортера, количества счетов-фактур, финансового состояния партнеров, характера сделок и т.д.
Факторинг выгоден экспортерам прежде всего за счет ускорения оборачиваемости средств во внешнеторговых операциях. Но и импортеры, в случае использования международного факторинга, получают возможность согласовывать с экспортерами приемлемые для них сроки отсрочки платежа.
Метод кредитования
можно определить как совокупность приемов,
с помощью которых банки осуществляют
выдачу и погашение кредитов.
При погашении международного кредита
применяются пропорциональный, прогрессивный
и единовременный методы. В первом случае
предусматривается равномерное погашение
кредита в одинаковых суммах, во втором
- происходит постепенное нарастание величины
платежей, в третьем - вся сумма кредита
погашается сразу.
1.3 Проблемы международного кредита
Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли.
Проблема международного кредита со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько выявленные ранее принципы нормального функционирования кредита не соответствуют реальным требованиям международного рынка кредита для суверенных заемщиков. Наиболее серьезным подтверждением сказанному служит так называемый мировой кризис задолженности.
Главной причиной периодической повторяемости международного кризиса задолженности является наличие сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Если правительства-должники приходят к заключению, что выполнение всех платежных обязательств не обеспечивает более чистый приток средств в будущем, появляется стимул отказаться от части или от всех платежей по долгам, чтобы избежать оттока ресурсов из страны. Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов. Одна из них - настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам: пока нет кризиса, кредиторы получают эту премию, но в случае кризиса они несут крупные потери. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.
Чтобы оттянуть момент отказа от выплат по долгам, новые кредиты должны по меньшей мере покрывать суммы выплат процентов и основной суммы долга. Но даже если новые кредиты настолько велики, их предоставление увеличивает общую сумму итогового долга, по которому, в конце концов, должник может отказаться платить вне зависимости от того, как долго будет осуществляться новое кредитование.
Верным способом разрешения проблем права собственности на кредиты, предоставляемые суверенным должникам, является введение залога или обеспечения, т.е. активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки выплат по долгу заемщиком.
Кредиторы идут на уступки заемщикам, тем или иным образом реструктуризируя долг (переоформляя долговые обязательства, по которым наступил или просрочен срок платежа).
Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля над финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к экономике должны включать в себя:
- улучшение налоговой системы и налогового администрирования;
- сбалансированность бюджета;
- обеспечение надежной работы банковской системы;
- защиту прав кредиторов и инвесторов;
- прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций;
- борьба с преступностью и коррупцией;
- строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей. Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета.
Чтобы охарактеризовать нынешнюю ситуацию и оценить размер долга и его влияние на финансовую устойчивость государства, обычно используют два базовых подхода: сравнивают внешний долг с ВВП или сопоставляют размер долговых платежей с экспортом. Именно от экспорта зависит поступление валюты в страну и, соответственно, возможность расплатиться с кредиторами.
Стоит отметить, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.
2 Анализ международных кредитных отношений
2.1 Анализ структуры международного кредитования
Международный кредит- это движение ссудного капитала между странами, состоящее в предоставлении товарных и валютных ресурсов на условиях платность, возвратности и срочности.[1]
Международное движение капитала, т.е. международный кредит обеспечивается особой институциональной структурой. Субъектами этой структуры выступают профессиональные посредники между конечными заемщиками и кредиторами разных стран. К ним относятся: транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и другие кредитно-финансовые учреждения. Они аккумулируют огромные денежные накопления, поступающие на мировой рынок капитала от официальных институтов, частных фирм, банков, страховых компаний, пенсионных фондов.
Основными клиентами кредитно-финансовых учреждений, выступающих в качестве заемщиков на мировом рынке капитала, являются ТНК, государство, государственные органы, международные региональные организации.[6]
В последнее время в институциональной структуре международного кредита существенно возросло значение международных валютно-кредитных организаций (Международных банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития), а также межгосударственных фондов (Международный валютный фонд, Европейский фонд валютного сотрудничества, Европейский социальный фонд).
Особое место в институциональной структуре международного кредита занимают международные финансовые центры. Они аккумулируют и распределяют по всему миру огромные массы финансовых средств. В них сосредоточены многочисленные кредитно-финансовые учреждения, обслуживающие мироторговые и финансовые потоки.
В финансовых центрах совершается значительная часть всех международных валютных, депозитных, кредитных, эмиссионных и страховых операций.
Финансовые центры географически локализуются там, где выполняются определенные предпосылки для их нормального функционирования (высокий уровень экономического развития страны; активное участие ее в Международной торговле; развитая банковская система; либеральное валютное и налоговое законодательство; политическая стабильность и выгодное географическое положение).
Ведущим финансовым центром считается Нью-Йорк. Главными европейскими финансовыми центрами являются Лондон, Цюрих, Франкфурт — на — Майне и Люксембург. В последние 10-летия неуклонно повышается значение Токио как международного финансового центра.
Анализ состояния внешней задолженности любого государства начинается с рассмотрения параметров "общего" плана: совокупного размера задолженности, уровня задолженности на душу населения, объема нетто-задолженности. Сравниваются их динамика, структура, сроки, валюта, источники образования. Затем исследуются относительные показатели. Абсолютные размеры задолженности увязываются с показателями экономического развития страны.
Например, сумма внешнего долга сопоставляется с объемом валового внутреннего продукта, доходом бюджета, объемом экспорта. Результат покажет, какая часть экспортных поступлений может быть направлена на погашение долга и сколько лет ориентировочно страна будет гасить внешнюю задолженность.
Важным показателем является норма обслуживания долга. Она выводится как отношение суммы платежей по обслуживанию внешней задолженности (уплата процентов и погашение основной суммы долга) к объему экспорта и показывает, какая часть валютной выручки изымается в данном периоде из экономики страны и не может быть использована ни в целях накопления, ни для потребления[7].
Таблица 1- Рейтинг стран-должников на 2013 год.
Страна |
Государственный долг в % от ВВП |
Япония |
237.9 |
Сингапур |
111.00 |
Ирландия |
117.10 |
Канада |
85.60 |
США |
106.50 |
Эфиопия |
50.40 |
Индия |
51.80 |
Бурунди |
32.00 |
Демократическая республика Конго |
36.00 |
Китай |
31.70 |
Нигерия |
17.80 |
Россия |
10.90 |
Эстония |
6.00 |
Либерия |
3.30 |
Узбекистан |
7.60 |
Таджикистан |
6.50 |
Молдова |
16.60 |
Греция |
158.5 |
Бразилия |
59.20 |
Корея |
35.80 |