Международное кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Знание процесса кредитования, видов и методов международного кредита, а также основ его межгосударственного правового регулирования как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций.
В данной теме курсовой работы поставлена цель - изучение сущности международного кредита, его виды и методы. Проанализировать развитие международного кредита в России.

Файлы: 1 файл

ДКБ готовая.docx

— 68.81 Кб (Скачать файл)

Япония лидирует по показателю «объем госдолга на одного жителя», где на каждого жителя на начало 2013 года приходится по 111 тыс. долларов госдолга. Это почти в два раза больше, чем у занявшего второе место Сингапура – 56.8 тыс. долларов. Япония помимо прочего занимает первое место в мире по соотношение долга к ВВП – 226.10% на 1 января 2013 года. Таким образом, уровень долговой нагрузки в Японии находится на очень высоком уровне. Однако в отличие от экономик многих других стран, для которых такие показатели были бы однозначным приговором, Япония может себе позволить иметь столь большой долг в силу развитости своей экономики и финансового сектора, а также из-за специфических монетарных факторов и соответственно своеобразной монетарной политики. 

Кроме Японии и Сингапура в первой пятерке расположились Ирландия – 53.7 тыс. долларов на человека, США – 53.2 тыс. долларов и Канада – 44.7 тыс. долларов. Все страны лидеры по объему задолженности – это государства с развитыми экономиками и финансовыми системами. В большинстве случаев такие государства должны своим же гражданам, а не каким-то внешним кредиторам. То есть жители этих стран фактически должны сами себе. Соответственно для бедных стран чаще справедливо обратное – государства должны внешним кредиторам (МВФ, крупные иностранные банки, развитые страны), что радикально изменяет ситуацию. 

Среди крупнейших экономик мира показатель меньше только у Китая – 1388 долларов и Индии – 997 долларов, что связано с очень большой численностью населения в этих двух странах.

 Невысокий уровень госдолга в России (10.9 % от ВВП) связан с тем, что государство не нуждается в заемных средствах, так как высокие цены на энергоресурсы позволяют осуществлять все запланированные социальные траты за счет доходов от налогов.

 Маленький объем долга и небольшое соотношение госдолга к ВВП вовсе не свидетельствует об успешности страны. В конце рейтинга располагаются преимущественно небогатые даже по меркам африканского континента страны: Центрально- Африканская Республика, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Бурунди, Демократическая Республика Конго. Низкий госдолг в этих странах сформировался не потому, что государству хватает своих доходов, а из-за невозможности привлечь заемные средства. 

Помимо стран Африки и Латинской Америки в конце рейтинга также располагается ряд стран, входивших в состав СССР. Например, Узбекистан занимает 165 место из 174 по объему госдолга на одного человека с результатом 150 долларов и 8.6% соотношения госдолга к ВВП. Таджикистан расположился на 149 месте – 310 долларов и 32.5% соответственно, Молдова – 137 место, 486 долларов и 23.8%. Относительно небольшая долговая нагрузка у этих стран связана с тем, что после распада СССР весь госдолг «забрала» себе Россия, то есть у бывших республик в начале 90-х госдолг отсутствовал. И за относительно короткий срок их независимости им не удалось много назанимать, в том числе и потому что мало кто хотел им давать в долг.

Греция в 2012 году стала лидером по сокращению долговой нагрузки. За год в среднем на одного грека объем госдолга сократился сразу на 8.5 тыс долларов. Улучшить ситуацию стране удалось за счет того, что очень большая часть госдолга была прощена кредиторами. Но, несмотря на это, Греция по-прежнему одна из самых страдающих стран от долгового бремени – по объему госдолга на человека Греция занимает 12 место в мире, а по соотношению госдолга к ВВП с результатом 159% – второе. Для сравнения, таким крупным странам как Бразилия, Корея такого подарка бы хватило, чтобы полностью рассчитаться по своему госдолгу.

Соотношением, характеризующим долговую безопасность отдельной страны, является также отношение чистого внешнего долга (рассчитываемого как разница между общей суммой долга и валютными резервами государства) к объему годового экспорта. Внешний долг России на 1 января 2014 года составил 728,859 миллиардов долларов. Экспорт России в январе 2014 года составил 39,2 миллиардов долларов США.

При анализе международного валютно-финансового положения страны в расчет принимаются также состояние и тенденции текущего платежного баланса, соотношение валютных резервов и объема импорта и многие другие специальные показатели.

Конкуренция за предоставление международных кредитных услуг в основном разворачивается между банковскими учреждениями и инвестиционными компаниями.

К крупнейшим банковским институтам, предоставляющим международные кредиты, относятся Citigroup, Deutsche Bank, HSBC, Citicorp-Travelers Group, Nations Bank-Bank of Amarika  и др.

Россия является членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на сессии раз в год. Причем МВФ и МБРР проводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ). Наибольшую долю голосов имеют США – 17%. Квота России – 1,8% голосов.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом взвешенного количества голосов каждое государство имеет 250 базисных голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам – «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,7%, Германия – 5,5%, Япония – 5,5%, Великобритания – 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия – 3,4%, Италия – 3,1%, Россия – 2,9%, доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.

 

2.2 Проблемы осуществления  международного кредитования

Нормально функционирующая система международных заимствований и кредитования позволяет ее участникам увеличивать производство национального и мирового продукта. Однако на практике работа этой системы далека от совершенства. Об этом свидетельствуют периодические повторяющиеся кризисы мировой задолженности.

Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно.

Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно, ровно как и использовать силовые методы воздействия.

Факты банкротства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

  1. выплату основной суммы кредита;
  2. уплату процентов по кредиту

Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны-должника.

Если страна наращивает объем внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолжности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаеввнешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

Любая страна с высоким уровнем задолженности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга. Возникновение сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием сальдо заемных операций или базового трансферта.

Это сальдо отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому продукту капитала за вычетов амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных операций или базовый трансферт можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг[8].

Если обозначить чистый приток капитала КN как темп роста общей суммы долга, аккумулированный долг как D и рост общей суммы долга в процентах как d, то KN = d * D. При средней процентной ставке i сумма годовых процентных платежей составит I * D. Отсюда сальдо заемных операций (базовый трансферт) BT = dD – iD = (d – i) D.

Сальдо заемных операций будет положительным при d>1, что означает чистый приток средств в страну. При i>d происходит отток валютных ресурсов из страны. Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:

1) аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;

2) снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;

3) трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;

4) общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);

5) страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается;

6) бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того чтобы избежать оттока ресурсов из страны. Оно отказывается либо от части, либо всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство хорошо аргументирует сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание у большинства населения. К тому же набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.

С высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Длительная, часто унизительная для страны-должника, политика стабилизации предлагает:

1) отмену или либерализацию валютного и импортного контроля; снижение обменного курса местной валюты;

2) проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок зарплаты, поощрение свободы рынков;

3) открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Проблемы международного кредитования можно рассмотреть на примере мирового экономического кризиса 2008-2009  гг.

Мировой экономический кризис 2008 иногда именуют «Великой рецессией», а его началом принято считать Коллапс ипотечного рынка США в 2007. Данный кризис является протяжённым во времени событием, так как он не окончился до настоящего времени. 

Кризис возник в октябре указанного года в виде серьезного ухудшения финансово-экономических показателей в большей части развитых стран, после чего последовал глобальный спад мировой экономики, отразившийся в той или иной степени на всех без исключения странах мира.

 Причиной кризиса  стало аномальное наращивание   финансового левериджа. Дело в том, что в периоды экономического роста инвесторы теряют способность адекватно оценивать риск и впутываются в финансовые операции, которые весьма опасны для их финансового здоровья. Однако это не пугает инвесторов, ведь ввиду позитивного опыта недавнего прошлого риск все время оправдывался, превращаясь в значительную прибыль. Именно поэтому произошло наращивание объемов весьма рискованного сектора нестандартного ипотечного кредитования в США в начале 2006 года.

Данный сегмент представляет собой кредитование лиц, которые не в состоянии получить стандартные кредиты по причине их плохой репутации, т.е. в прошлом они имели просрочки по выплатам, на них обращались взыскания и выносились судебные решения из-за задержек по платежам, чаще всего такие заемщики не могли предоставить обоснование собственных доходов. При этом такие плохие кредиты выдавали структуры, мало обеспеченные собственным капиталом, и процветающие только за счет банковских кредитных линий.

Плохие ипотечные кредиты продавались инвесторам, желающим увеличить кредитное плечо. Именно эти продукты впоследствии стали источником колоссальных убытков во всем мире. Вследствие перегрева американского рынка недвижимости в 2005 началось снижение цен на жилье (предложение домов стало слишком большим). Лица, оформившие ипотеку не так давно и практически без первого взноса стали отказываться от платежей, ведь обеспечение резко обесценивалось.

В итоге были ужесточены условия выдачи новых займов, а также увеличены процентные ставки – все это провоцировало дальнейшее обесценение недвижимости. Выросло число просрочек и как следствие – дефолтов. Все это отразилось на американской экономике, образовав финансовые дыры в балансах крупнейших корпораций страны (Fannie Mae, Freddie Mac, а также банкротство Lehman Brothers).

Очень быстро недуг потянул вниз котировки фондовых рынков, обвал которых в совокупности с кризисом ликвидности парализовал мировую финансовую систему. Таким образом и начался Мировой экономический кризис 2008.

Информация о работе Международное кредитование