Международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме «международной безопасности» и в частности доминирующей роли ООН в обеспечении мира.
Международная безопасность – это прежде всего коллективная безопасность, которая представляет собой систему совместных действий
государств всего мира или определенного географического региона,
предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

независимых судей, избранных вне зависимости  от их гражданства из числа  лиц

высоких моральных  качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым  в  их

странах  для назначения  на  высшие  судебные  должности,  или   являющихся

юристами  с признанным авторитетом в области  международного права  (статьи  2

и 3 Статута). Кандидаты  в  члены  Суда  выдвигаются  в  каждом  государстве

"национальными   группами",   состоящими   из   членов   Постоянной   палаты

третейского суда.

Международный Суд обладает следующими особенностями :

  • Сторонами в рассматриваемом споре могут бать только государства (в отличие от международного арбитража)
  • Международный Суд не обладает обязательной юрисдикцией (т. е. Суд не может рассматривать дела по собственной инициативе). Тем не менее, обязательная юрисдикция Международного Суда может быть признана членом Статута (на данный момент только Великобритания признала обязательную юрисдикцию Международного Суда)
  • Суд решает споры на основе международного права, а также на основе справедливости в случае согласия сторон.
  • Решение Суда окончательно и может быть пересмотрено самим Судом в случае возникновения новых обстоятельств, могущих оказать решающее влияние на исход дела
  • Решение Суда является юридически обязательным и его выполнение влечет международно-правовую ответственность. Если одна из сторон не выполняет предписанное решение, то другая может обратиться в Совет Безопасности. Последний в праве, но не обязан сделать соответствующую рекомендацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения Суда (ч. 2 ст. 94 Устава ООН).
  • Решение суда не создает судебного прецедента, который был бы обязателен и для других государств в аналогичных ситуациях
  • Помимо решения межгосударственных споров, Суд дает консультативные заключения по любому юридическому вопросу на основе заявки запрашивающей стороны.

 

Несмотря  на  относительно  низкий   уровень   признания

обязательной  юрисдикции  Международного  Суда   ООН,   последний   все-таки

наделяется  в  ряде  случаев   довольно   широкими   полномочиями,   которые

свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле  разрешения

межгосударственных  споров.

Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии  мирного разрешения споров и разногласий  между государствами и обеспечения  правопорядка и законности в мире[3].

Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право  давать консультативные

заключения  по любому юридическому вопросу,  по  запросу  любого  учреждения,

уполномоченного делать такие запросы самим Уставом  ООН  или  согласно  этому

Уставу.

 Другие  органы  ООН,  а  также   и   специализированные   учреждения   ООН,   которым

Генеральная Ассамблея может дать в любое  время  разрешение  на  это,  также

могут запрашивать  консультативные заключения суда по  юридическим  вопросам,

возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся:  Экономический

и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная  организация труда,  ЮНЕСКО

и многие др.

Международный  Суд  играет  одну  из  ключевых  ролей  в

обеспечении эффективности международно-правовых норм  и выступает гарантом

неприкосновенности  интересов государств, защита которых  обеспечена  согласно

основополагающим  принципам международного права.

 

 

В предусмотренной  Уставом ОНН системе коллективной безопасности  в качестве одного из ее основополагающих компонентов, как  уже отмечалось выше, является «справедливое  политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов» [4]. Само возникновение споров и конфликтных ситуаций в мире, как показала практика международных отношений, все больше связана с тенденцией грубого вмешательства США и стран Запада  во внутренние дела суверенных государств; стремления этих стран сломать стратегическое равновесие, добиться военного превосходства, занять доминирующее положение на международной арене, чтобы диктовать свои условия миру. Также не меньшую тревогу вызывают региональные конфликты и споры, которые приобретают , по выражению Федорова , хронический характер и представляют все большую опасность разрастанием  в мировой «термоядерный конфликт».

Кроме того сейчас очень часто употребляется  такой термин как  конфликты «нового поколения», способные привести , по выражению Федорова,«ко всемирному хаосу и нескончаемой череде массовых убийств и материальных разрушений». Одним из наиболее важных признаков таких конфликтов является [5]:

  • политическая, а точнее межрелигиозная, межконфессиональная, национальная, экономическая и территориальная «окраска» ;
  • отсутствие ясно установленных линий разъединения, разграничения местности (примером может служить положение в Боснии и Герцеговине, где невозможно установить стороны и контакты, организовать переговоры);
  • отсутствие  четкого определения признанных , законных авторитетных представителей сторон в конфликте, то есть сложность идентификации реального носителя власти (один из примеров -  Сомали, где существуют 26 различных кланов и групп и где долгое время не удавалось установить связь с отдельными враждующими группировками);
  • неконтролируемое использование противопехотных , противотанковых и иных мин (по оценкам Международного комитета Красного Креста, ныне на пяти континентах насчитывается более 200 млн. мин), которое приносит жертвы ни в чем не повинных стариков, женщин и детей (среди раненных в Камбодже и Афганистане дети составляют 23%, в Сомали – более 74%), а также служащих и сотрудников гуманитарных организаций и фондов;
  • порождение массовой миграции , то есть появление беженцев, лиц, просящих убежище и иных лиц вынужденного перемещения, что приводит к дестабилизации общественной жизни, насилию, беспорядкам , как показывают, например, антитурецкие выступления в Германии;
  • следует учитывать и то, что большинство споров  и конфликтов происходит из-за  игнорирования и нарушения жизненных интересов и прав этнических меньшинств.  А это, в свою очередь, порождает агрессивный национализм и воинствующий сепаратизм, который угрожает как внутренней целостности государств, так и международной безопасности в целом;
  • Наличие в зоне конфликта наряду с военнослужащими не контролируемых ни одной из сторон лиц – партизан, наемников, бандитов, террористов и т.д.

Существует  еще множество других  специфических  черт, но вполне очевидно, что «конфликты нового поколения» приобрели по сравнению со старыми все больший размах мотивов и проблем, что требует по-новому подойти  к вопросу их мирного урегулирования.  То есть миролюбивая роль Организации (ООН) должна быть приведена в соответствие с реалиями 21 века.  Мнения по данному вопросу разделились.

США и другие страны Запада выступали за урегулирование споров путем навязывания определенных средств урегулирования, создания подрывающих  прерогативы  Совета Безопасности «новых»  процедур, перераспределения функций  главных органов ООН. Фактически же вели дело к прямому пересмотру положений ООН.

СССР и  его продолжатель Россия неоднократно выступали против всяческих попыток  пересмотра положений Устава ООН.  Россия  выступает за дальнейшее развитие принципа мирного регулирования  споров применительно к новым  реалиям и считает, что важную роль в деле мирного разрешения  международных споров и конфликтов призвана играть такая организация как ООН.

Итак, основные средства мирного урегулирования.

В системе  мирного урегулирования конфликтов важное место занимают традиционные, «классические» методы и процедуры. Основные из этих средств предусмотрены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов о мирном разрешении международных споров. В уставе ООН дается перечень таких средств , включающих, в частности, переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам либо соглашениям или мирные средства по выбору сторон (ст.33).

Многие из этих средств используются государствами  на протяжении веков. Они отражают не  политические конъюктурные соображения, а  основываются на нормах международного права и, следовательно, являются привлекательными для сторон в споре или конфликте.

Одним из ключевых средств мирного урегулирования служит переговорный процесс. Как отмечалось Постоянной палатой международного правосудия, предтечей Международного суда ООН, это средство является универсально приемлемым и ведет к «прямому и дружескому разрешению споров между сторонами».

Переговоры  и диалог стали  определяющей линией развития международных отношений  в конце20 начале 21 веков. Международный  переговорный процесс ведется ежедневно  на самых различных уровнях и  по самым разным вопросам. Первостепенное значение переговоров неоднократно отмечалось важнейших международно-правовых документах. Особо следует сказать о значении Устава ООН – он регламентирует работу широкого спектра переговорных структур и механизмов, результатом чего явилась, например, разработка свыше 500 многосторонних  международных соглашений, свыше 1400 резолюций Совета Безопасности  и свыше 15 тысяч деклараций и решений Генеральной Ассамблеи. Для того чтобы переговоры имели конструктивный результат, они должны проводиться на принципах равноправия и отказа от политики давления и диктата. Особо эффективным способом достижения договоренностей по урегулированию конфликтов и решению других проблем являются переговоры  на высшем уровне, а именно встречи глав государств и правительств. Примером тому может служить Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, подписанное в Киеве 20 марта 1992 года главами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, и другие соглашения.

Важным средством, содействующим урегулированию конфликтов остается установление фактических обстоятельств  того или иного конфликта, процедура расследования конкретных споров и кризисных ситуаций. Расследование фактов может оказать неоценимую помощь при расхождении во взглядах на какие-либо аспекты дела, при выяснении спорных обстоятельств конфликта, при необходимости выявления нарушений договоров и т.д.

Важное место  в решении конфликтов нового типа продолжают занимать добрые услуги и посредничество.  На практике эти два средства улаживания конфликтов часто смешивают. Различия  между ними не особо велико. При осуществлении добрых услуг третья сторона путем неофициальных встреч устанавливает контакты с каждой стороной , выясняет их позиции, затем информирует стороны об их позициях в отношении конфликта и пытается примирить. Но не может навязывать им свою волю. В свою очередь, посредничество  может иметь целью достижение предварительного урегулирования, например прекращения огня и т.п.

Реже всего  в конфликтах нового поколения используются такие традиционные средства как согласительная процедура, арбитраж и судебное разбирательство. Это сопряжено с довольно затяжной , часто сложной процедурой их задействования, а также с тем, что стороны практически не могут контролировать ход решения спорных вопросов, составляющих суть конфликта. Плюс  ко всему, каждая из сторон имеет серьезный риск проиграть дело и тем самым позволить третьей стороне определять свою участь в конфликте.

Проанализировав использование традиционных средств предотвращения и ликвидации конфликтов, можно заключить, что предпочтение отдается тем средствам, которые могут контролироваться сторонами, то есть переговоры, добрые услуги, посредничество.

Говоря о  традиционных способах мирного регулирования  нельзя не упомянуть федеральные  внутригосударственные средства.  На протяжении веков государства, особенно федеративные, разработали целый  ряд  весьма эффективных внутренних инструментов улаживания споров и конфликтов, связанных с  межнациональными, межрелигиозными, территориальными и иными противоречиями. И в последнее время имеется  позитивный опыт решения разного  рода межнациональных, лингвистических и иных проблем  методами федерализма и интеграции. Наиболее ярким примером  ненасильственного и правового разрешения проблем может служить  превращение Королевства Бельгии из унитарного в федеративное [6].

В результате использования метода законодательного конституционного регулирования межэтнических  конфликтов исключаются огромные людские  и материальные  потери , приостанавливается раскол общества и распад государства.

Одним из важных элементов формирующейся стратегии  предотвращения и урегулирования конфликтов являются региональные и субрегиональные  структуры и механизмы. Сам  Устав  ООН  и  Резолюции  Генеральной  Ассамблеи

уделяют большое  внимание сотрудничеству  с  региональными  организациями  во

имя достижения определенных  целей,  в  особенности  тех,  которые  касаются

обеспечения региональной безопасности и разрешения локальных конфликтов.

   Важную  роль с  точки  зрения  обеспечения  региональной  и   международной

безопасности  играют соглашения в  области  разоружения  и  нераспространения

оружий массового  поражения и стратегического  ядерного оружия.

   VIII Глава  Устава ООН гласит о региональных  соглашениях  и  органах   для

решения вопросов, касающихся вопросов поддержания  мира  и  безопасности  на

региональном  уровне.  Главным условием   легитимности   этих   органов   с

международно-правовой точки зрения является совместимость  их деятельности  с

целями  и  принципами  ООН.  В   разрешении   международных   споров   Совет

Безопасности   действует   в   тесном   сотрудничестве    с    региональными

организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении  своих  невоенных  и

военных  миссий.  С  другой  стороны,  региональные  организации  не   могут

предпринимать вооруженных действий без наличия  санкции  со  стороны  Совета

Безопасности,   за   исключением   случаев,   подпадающих   под    категорию

коллективной  самообороны.

   К  числу региональных  организаций   можно  отнести  такие   структуры,  как

Организация  Американских   Государств   (ОАГ),   Организация   Африканского

Единства (ОАЕ), Лига  Арабских  Государств  (ЛАГ),  Содружество  Независимых

Государств (СНГ) и  др.  Все  эти  организации  предусматривают  обязанность

государств-членов сотрудничать в области поддержания  мира и безопасности.

   Важным  инструментом  поддержания  мира  и   международной   безопасности

являются  миротворческие операции ООН.  Их  деятельность  основана  на  целом

ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи,  принятых  в соответствии  с Уставом

Организации.  Генеральная  Ассамблея  регулярно   рассматривает   вопрос   о

Информация о работе Международной безопасности