Международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме «международной безопасности» и в частности доминирующей роли ООН в обеспечении мира.
Международная безопасность – это прежде всего коллективная безопасность, которая представляет собой систему совместных действий
государств всего мира или определенного географического региона,
предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

миротворческих  операциях,  необходимость  в  котором  обусловлена тем,  что

проведение  миротворческих  операций  не  предусмотрена  самим Уставом,   а

истекает  из целей и принципов ООН.

Совет Безопасности уполномочен  применять  вооруженные

силы для  осуществления своих решений  по устранению угрозы  миру  или  любого

его нарушения. Применение метода силового принуждения  Советом  Безопасности

может выражаться в участии в войне,  силовом  разделении  воюющих  сторон  и

т.д.

   В  отличие от этого миротворчество  означает операции вооруженных   сил  без

применения  оружия, за исключением случаев самообороны.  Цель  миротворческих

операций  состоит  в  оказании  поддержки  дипломатическим  усилиям  во  имя

достижения   политического   урегулирования   спора.    При    осуществлении

миротворческих  операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

   1. Расследование  инцидентов и  проведение  переговоров   с  конфликтующими

      сторонами с целью их примирения;

   2. Проверка  соблюдения договоренности о  прекращении огня;

   3. Содействие  поддержанию законности и правопорядка;

   4. Предоставление  гуманитарной помощи;

   5. Наблюдение  за ситуацией.

   Во  всех  случаях  операции  должны   строго   придерживаться   следующих

принципов:

   1.  Принятие  Советом  Безопасности  решения   о   проведении   операции,

      определение ее мандата и осуществление  общего руководства при согласии

      сторон в конфликте на проведение  операции;

   2. Добровольность  предоставления  воинских  контингентов  государствами-

      членами, приемлемыми для сторон;

   3. Финансирование  международным сообществом;

   4. Командование  Генерального  секретаря  с   предоставлением  полномочий,

      вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;

   5. Беспристрастность  сил и сведение к минимуму  применения  военной  силы

      (только для самообороны)[7].

   Впервые  миротворческая миссия ООН была  применена в 1948 г.  для  контроля

за   перемирием,   достигнутым   в   арабо-израильского   конфликте.   Далее

миротворческие  миссии направлялись в числе прочих в  Кипр  (1964  г.  –  для

прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию  (1993  г.  –

для урегулирования грузино-абхазского конфликта),  Таджикистан  (1994  г.  –

для  урегулирования  религиозного   конфликта).   Особый   эффект   возымели

миротворческие  миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали[8].

   Следует  также отметить ряд других особенностей миротворческой миссии ООН,

которые заключаются в нижеследующем:

    - Финансирование миротворческих  миссий ООН  является  обязанностью  всех

      членов организации;

    -   В   вышеупомянутых   Резолюциях   Генеральной   Ассамблеи   особенно

      подчеркивается значение сотрудничества  с региональными организациями  в

      деле совершения миротворческих миссий;

    - Персонал миротворческих сил  ООН пользуется  неприкосновенностью   и  не

      могут подвергаться  нападению   со  стороны  конфликтующих  сторон[9].

      Государства обязаны установить  уголовную ответственность по  отношению

      к тем лицам, которые посягают  на  персонал  ООН.  С  другой  стороны,

      участники миротворческой  операции  обязаны  соблюдать  законы  страны

      пребывания.

В целом, говоря о миротворчестве на глобальном уровне, нельзя не прийти к выводу, что с  учетом богатого опыта , накопленного во всем мире, назрел вопрос о разработке современной общей стратегии миротворчества, элементами которой должны стать:

  • Превентивная дипломатия - действия направленные на предупреждение  возникновения споров и конфликтов между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и на ограничение масштабов конфликтов после их возникновения;
  • Поощрение к миру (установление мира) – действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом, с помощью таких средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН;
  • Поддержание мира – обеспечение присутствия ООН в данном конкретном регионе (что до сих пор делалось с согласия заинтересованных сторон), которое ,как правило, связано с развертыванием военного и/или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала. Поддержание мира – это средство, расширяющее возможности как предотвращения конфликтов, так и установления мира;
  • Миростроительство в постконфликтный период – действия по выявлению и поддержки структур, которые будут помогать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидива конфликта.

 

   Из всего вышесказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную  роль  в урегулировании  как   международных,   так   и   локальных   конфликтов   на

религиозной,  этнической  почве,  ставящих  под угрозу  мир и целостность

суверенных  государств.

Человечество прошло нелегкий и долгий путь, полный войн и человеческих страданий,  прежде

чем  осознало  необходимость  создания  такой  системы,  которая   в   силах

поддержать  мир и безопасность во всем мире во имя процветания  всех  народов

и людей.

   Создание  ООН стало  эпохальным  событием,  как  в  истории  международных

отношений, так и в истории международного права. Устав ООН, отразивший  волю

всего прогрессивного  человечества,  установил  основные  цели  и  принципы,

сформировавшие  основу  той  системы,  которую   мы   называем   современным

международным правом.

Но в то же время вопрос о роли и месте ООН в процессе развития международных отношений и в формировании системы коллективной безопасности являлся на протяжении всего послевоенного периода предметом оживленных споров и острых разногласий между различными группами государств и отдельными государствами. С самого начала «холодной войны» выявились два основных подхода к решению этого вопроса. Одна группа государств, лидирующую роль в которой играли  США, во главу угла ставила политические соображения и геостратегические интересы, нередко принижая, а иногда и просто игнорируя международно-правовые и организационные возможности и механизмы ООН и полагаясь больше на использование односторонних силовых методов.

Другие государства - СССР и его продолжатель Россия, развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – проводили линию на создание материальных, организационных и правовых основ укрепления предусмотренной Уставом ООН системы международной и региональной безопасности и урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами. Такое противостояние и противоборство двух подходов, двух мировых держав в мировой политике продолжается и по сей день[10].

Однако подавляющее  большинство здравомыслящих и ответственных  политических и государственных  деятелей и миролюбивых государств далеко не склонны идти по деструктивному и способному привести мир к разрухе  и анархии эгоистическому пути США  и все чаще обращают свое внимание к тому, как сделать Организацию  Объединенных Наций надежным фундаментом  для построения прочного и справедливого  правопорядка в мире и как еще  больше развить и укрепить ее ,как подчеркивает Федоров, «несомненные достоинства и ее безальтернативную уникальную роль в мировых делах».[10]

Благодаря их разуму и рациональности, ООН при всех ее недостатках продолжает выступать и ныне главным средством обеспечения взаимосвязи между экономическим развитием, социальным, миром и безопасностью в жизненно важных национальных интересах всех стран мира.

ООН является единственной  международной организацией, способной выразить неоспоримую волю всего мирового сообщества в вопросах мира и безопасности.


Информация о работе Международной безопасности