Международные акты социального обеспечение и их применение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – заключается в разработке основ концепции международных стандартов социального обеспечения в качестве одного из факторов международно-правового регулирования в данной сфере, направленного на установление согласованных требований к современным системам социального обеспечения.
Задачи:
1. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном, поскольку система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется реализация признаваемого мировым сообществом права человека на социальное обеспечение, должна устанавливаться государством с учетом международных стандартов;
2. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения
3. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения

Файлы: 1 файл

1 Понятие и задачи международно.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Проведение классификация международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный). Исходя из особенностей объекта правового регулирования можно выделить консолидированные и дифференцированные международные стандарты социального обеспечения. Применительно к конкретному государству международные стандарты социального обеспечения можно разделить с учетом степени обязательности их реализации на рекомендательные и обязательные: первые содержатся в документах «мягкого» права либо не ратифицированных государством договорах, в силу чего имеют для него лишь характер рекомендаций, вторые зафиксированы в ратифицированных государством договорах и должны быть реализованы им в обязательном порядке.

Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются: 1) общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения; 2) виды социальных рисков; 3) виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения. При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.

Сформированные в рамках Совета Европы региональные стандарты социального обеспечения отражают передовой опыт, касающийся социального обеспечения, который необходимо учитывать при совершенствовании и реформировании национальных систем социального обеспечения. Ратифицированные Российской Федерацией положения пересмотренной Европейской социальной хартии в полной мере соответствуют внутригосударственному правопорядку нашей страны, а международные стандарты социального обеспечения в оставшейся части (например, защита от бедности, право на жилье и т.д.) должны быть восприняты нашим государством в качестве ориентиров развития внутреннего законодательства, а не в качестве обязательств, ввиду отсутствия экономических возможностей для их реализации.

9: Европейская доктрина исходит  из признания тесной взаимосвязи  прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам. Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.

Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопоряд-ков стран Содружества. Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство. Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ, который осуществляет толкование отдельных положений соглашений и иных актов Содружества (например, по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих). ь

Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению. Также на основании данных договоров уполномоченные органы осуществляют мониторинг изменения законодательства иностранных государств в области социального обеспечения, позволяющий выявлять пробелы и коллизии в межгосударственном правовом регулировании в области социального обеспечения. Видится1 необходимым использовать данные такого мониторинга в законопроектной работе.

Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения позволили государствам реализовать международные стандарты социального обеспечения, касающиеся сохранения приобретенных пенсионных прав, тем самым граждане реализовали свои пенсионные права с учетом приобретенного в период существования Союза ССР трудового стажа. Вместе с тем, до сих пор остаются неурегулированными вопросы о пенсионном обеспечении граждан, выехавших на постоянное жительство в другие страны (в частности, в Государство Израиль), в связи с чем, в ряде своих решений Конституционный Суда РФ ориентирует органы государственной власти на заключение соответствующих международных договоров. i

 


Информация о работе Международные акты социального обеспечение и их применение в России