Международные акты социального обеспечение и их применение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – заключается в разработке основ концепции международных стандартов социального обеспечения в качестве одного из факторов международно-правового регулирования в данной сфере, направленного на установление согласованных требований к современным системам социального обеспечения.
Задачи:
1. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном, поскольку система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется реализация признаваемого мировым сообществом права человека на социальное обеспечение, должна устанавливаться государством с учетом международных стандартов;
2. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения
3. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения

Файлы: 1 файл

1 Понятие и задачи международно.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Однако для того, чтобы национальная система социального обеспечения была достаточно эффективной в условиях глобализации, государство, будучи ее основным субъектом, должно быть связано определенными международными обязательствами, направленными на установление такой системы в рамках соответствующих параметров. Таким образом, международный правопорядок, основанный на добровольном признании, государствами соответствующих обязательств, направлен на создание во взаимодействии с внутригосударственным правопорядком системы социального обеспечения, отвечающей современным требованиям международного сообщества.

 

1.3.Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

 

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие является основополагающий принципом международно-правового регулирования социального обеспечения (рис.1.1). Принцип равноправия был зафиксирован в Конвенции № 16 «О регулировании правоотношений в области возмещения ущерба при несчастных случаях» (1925). Она охватывала случаи производственного травматизма и выплаты возмещений, т.е. касалась в основном ответственности работодателей. Поэтому особое значение при трудовом увечье или профессиональном заболевании придавалось ее распространению в полном объеме на иностранцев, беженцев и лиц без гражданства независимо от типа или продолжительности занятости.

1. Принцип равноправия в области  социального обеспечения. Он установлен Конвенцией № 118 (1962). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и сохранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды социального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

 

 Рис.1.1. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

 

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты.

Граждане любого государства, ратифицировавшего Конвенцию, имеют такие же права на получение семейных пособий, как и граждане той страны, на территории которой они назначаются.

Действие Конвенции не затрагивает специальные системы страхования служащих государственных учреждений, специальные режимы по выплате пенсий и пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления социальной помощи.

2. Принцип сохранения приобретаемых  прав в области социального  обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий:

  • продолжительности страхового или трудового стажа;
  • времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с учетом или без учета гражданства.

Разнообразие условий, определяющих право на пенсию по старости, в течение долгого времени приводило к негативным последствиям для лиц, чья трудовая деятельность проходила на территории разных государств. Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере правоотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция охватывает наемных работников и членов их семей, являющихся гражданами одного из ратифицировавших ее государств, беженцев и лиц без гражданства, проживающих на территории одного из таких государств. Она содержит толкование общепринятых терминов, правила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за границей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также приравненные к ним периоды. Суммирование названных периодов производится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

Принцип сохранения приобретаемых прав определяет порядок предоставления различного рода пенсий и пособий. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция содержит норму о назначении более высокого по размеру пособия.

По законодательству большинства стран минимальным периодом страхования для пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца является пять лет, а для краткосрочных пособий (например, по болезни, беременности, родам) — один год. Если лицо не имеет указанного минимального периода страхования, то права на выплаты по законодательству конкретной страны не возникает. Чтобы не лишать права на пенсию лиц, работавших в разных странах, целесообразно суммировать периоды страхования. Но размер пенсии или пособия, исчисленного с помощью суммарного подсчета периодов страхования, не должен быть ниже минимума, установленного законодательством страны.

3. Принцип сохранения приобретенных  прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальности, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне территории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

  • на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в качестве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют ndco- бия, предоставление которых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;
  • пособия, предоставляемые по переходным системам. В соответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифицировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохранению приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член гарантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инвалидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в системе сохранения прав, приобретенных на основании их законодательства» в отношении: медицин ского обслуживания, пособий по болезни, беременности и родам, безработице; семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двухсторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, беременности и родам приобретено по законодательству одного государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социальном обеспечении, то первое государство возмещает второму фактические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть зарегистрирован в качестве безработного в службах занятости всех государств, на территории которых он ищет работу. Производится суммирование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы общая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву- или многосторонними соглашениями могут предусматриваться следующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финансированию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.

Глава 2 Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения

 

 

 

2.1. Универсальные международные  правовые акты

 

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Классификацию международных нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение, можно провести по различным основаниям. Первым из них может служить юридическая сила международных актов, определяемая в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Пункт 8 постановления Пленума закрепляет, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (речь идет о нормативных актах Президента РФ или Правительства РФ). То есть международные договоры могут быть классифицированы на: 1) имеющие приоритет перед федеральными законами; 2) имеющие приоритет перед подзаконными нормативными правовыми актами.

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия международные правовые акты можно разделить на четыре группы:

  1. в первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.);
  2. во вторую - акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ));
  3. в третью - акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы (СЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ));
  4. в четвертую - двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Говоря об актах, входящих в первую группу, необходимо отмстить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООП о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные и другие социальные пособия.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие "инвалид", права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепляет принципы: уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступность; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Кроме того, Конвенция налагает на государства-участники обязанность обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности; принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления инвалидами своих прав; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, уделяя первоочередное внимание недорогим технологиям; предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах и др.

Информация о работе Международные акты социального обеспечение и их применение в России