Международные финансовые и экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:24, реферат

Описание работы

1 Понятие и сущность международных финансовых и экономических организаций.
2 Классификация международных экономических организаций.
3 Характеристика деятельности крупнейших международных экономических организаций.

Файлы: 1 файл

Курсач ВТО.docx

— 133.20 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Международные финансовые и экономические организации

1.1 Понятие и сущность  международных финансовых и экономических организаций

К началу ХХI века под воздействием процесса глобализации произошли кардинальные изменения в состоянии и характере развития всего мирового хозяйства. Глобализация мировой экономики выступает объективной тенденцией развития, которой, видимо, нет другой реальной альтернативы. Она создает условия для более эффективного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономического роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой другой социально-экономический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударственном и наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственными связями.

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

Международные экономические организации - это инструмент многостороннего межгосударственного сотрудничества и инструмент урегулирования международных экономических отношений между странами, имеющий согласованные цели, компетенцию, постоянные органы. В рамках международных экономических организаций проходят интенсивные переговоры по общеэкономическим и социальным вопросам изыскиваются возможности решения спорных проблем и противоречий, устанавливаются отношения между странами [1, с.15-16].

Международная экономическая организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями. Она признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, международная экономическая организация призвана играть конструктивную роль в развитии, упрочении международной законности, укрепления взаимоотношения в развитии взаимовыгодных экономических отношений между государствами, решении спорных экономических вопросов.

Роль и место различных международных экономических организаций неоднозначны. Они могут состоять в простом информационном обмене, не имеющем оперативного характера, в разработке общего "видения" тех или иных международных экономических, социально-политических событий и унифицированной их интерпретации, в согласовании отдельных элементов внешнеэкономической политики и стратегии на мировой арене, в совместной разработке и осуществлении конкретных экономических акций.

Международные экономические организации решительно воздействуют на все стороны межгосударственных экономических отношений [2, с.4].

Члены международных экономических организаций не теряют своей самостоятельности в системе международных экономических отношений, но в то же время прямо и опосредовано оказывать существенное воздействие на систему международных экономических отношений. Роль и место различных международных экономических организаций в системе и структуре международных экономических отношений неоднозначны. Механизмы, с помощью которых осуществляется координация и регулирование экономического поведения членов международных экономических организаций, играют реальную позитивную роль. Она может состоять в простом информационном обмене, имеющем оперативный характер, в разработке общего "видения" тех или иных международных экономических, социально-политических событий и их унифицированной интерпретации.

Как показывает мировая практика, развитие объективных тенденций усиления взаимозависимости всех явлений, в том числе и экономических, в современных международных экономических отношениях способствует формированию международных экономических организаций. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации, с одной стороны, оказывают влияние на проявление этих закономерностей, создавая более или менее благоприятные условия для их реализации, в результате происходит снятие или ослабление экономических противоречий между странами. С другой стороны, возникновение международных экономических отношений приводит к определенной автономизации, вычленению из мировых отношений группы государств-членов. Это накладывает определенный отпечаток на внешне экономическое и политическое поведение стран-участниц по отношению к другим государствам мира и на проводимый экономический и политический курс по отношению друг к другу и способно не только воспроизводить противоречия на новом уровне, но и создавать свои собственные узлы противоречий.

Международные экономические организации являются более или менее автономной структурой. Они действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным закономерностям. К их числу, в частности, следует отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.

Возникнув, международная экономическая организация начинает оказывать обратное воздействие на политику стран-участниц. Но так как внешнеполитический курс государств всегда более динамичен, чем курс международных экономических организаций, то возможно возникновение противоречий, как в системе международных экономических отношений, так и в структуре отношений самих участников организации. Страны могут наталкиваться на препятствия со стороны международных экономических организаций по различным причинам субъективного характера, что также порождает противоречия. Именно эти обстоятельства в некоторых случаях делают "коллективную" экономическую политику малоэффективной и порождают потребность в реформировании сложившихся международных организаций [3, с. 19-20].

Одни государства используют экономические организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие - находят интерес в своём участии в них в качестве доноров, а третьи - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости.

Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а также неправительственные организации. [4, с.6].

Хроника возникновения международных экономических организаций свидетельствует, что попытки регулирования мирохозяйственных проблем на многосторонней основе предпринимались уже на ранних стадиях становления рыночного хозяйства. Этому способствовала потребность в общих правилах в области международной торговли, судоходства, валютно-кредитных отношений и т.д. Регулирование осуществлялось с помощью межгосударственных многосторонних соглашений, которые со временем приобрели организационные и правовые формы и стали охватывать все большее количество государств.

Активизация процесса создания международных организаций началась во второй половине 40-х г. ХХ в. Их создание было обусловлено объективными процессами, протекающими в производительных силах, а так же изменениями в соотношении сил на мировой арене и внутри развитых стран. Выделяют этапы разработки совместной экономической стратегии многостороннего регулирования мирохозяйственных связей [3, с.31].

Первый этап начался с конца Второй мировой войны и длился в 50-е г. Это период подавляющего экономического и политического лидерства США в мировом хозяйстве. По инициативе и под эгидой США создается широкая сеть международных организаций, автономных от конкретных государств и правительств, с передачей им части полномочий по управлению отдельными аспектами политической и экономической жизни. Среди них Организация Объединенных Наций (ООН) с её разветвленной системой институтов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В это время был создан специальный орган, определявший развитие внешнеэкономических связей с СССР и другими социалистическими странами, - координационный комитет НАТО по экономическим вопросам (КОКОМ) и другие.

 

Второй этап охватывал 60-е г. Он отличался эволюцией форм многостороннего регулирования мирохозяйственных связей и отражал существенные перемены в общей расстановке сил между капиталистическими, социалистическими и появившимися на мировой арене развивающимися странами и изменения в расстановке сил внутри системы развитых индустриальных стран. Отмеченные обстоятельства ставили новые задачи перед системой международных экономических организаций. Развитым странам необходимо было решать не только осложнившиеся внутренние национально-экономические проблемы, но и согласовывать экономическую политику друг с другом, а также с социалистическими и развивающимися странами.

В связи с вступлением в МВФ, МБРР и ГАТТ большого числа освободившихся стран и ряда социалистических государств они утрачивают однородность своего состава. Ведущие индустриальные страны стали занимать лишь четверть состава. Изменение количественной расстановки сил не означало качественно новой обстановки внутри них. Ведущие позиции всё также занимали промышленно развитые государства, но прежней абсолютной свободы действий они уже не имели. При принятии решений арифметическое большинство голосов уже не принадлежало развитым странам.

Начало третьего этапа развития системы международных экономических организаций приходится на 70-е г. В политическом плане это период разрядки между Востоком и Западом, окончательного распада колониальной системы, изменения соотношения сил между США и Западной Европой. Это период стремительного развития торгово-экономического сотрудничества Восток-Запад, а также мирового экономического кризиса и усиления взаимосвязи и обострения противоречий между развитыми индустриальными и развивающимися странами.

Формируются три "центра силы": США, ЕС и Япония. США практически утрачивают позиции абсолютного лидера в экономике. Согласование экономической политики в рамках ОЭСР стало трудным делом. Международные организации в силу расширения состава участников столкнулись с теми же проблемами, которые встали перед ведущими странами. Невозможность согласования и координирования экономической политики ведущих индустриальных государств в рамках ОЭСР привело к созданию в 1975 г. нового международного форума - совещания стран "Большой семерки".

Для координации экономической политики стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран "Большой семерки": США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии.

К началу 80-х г. уже существовала достаточно сложная система международных экономических организаций многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. По своей структуре она напоминает пирамиду, основанием которой служит весьма широкий круг международных экономических организаций системы ООН, занимающихся различными проблемами, затрагивающими интересы практически всех участников мирового хозяйства. Над ними возвышаются организации, в которые входят только промышленно развитые страны. Венчает пирамиду "Большая семерка" (теперь уже "восьмерка").

Эволюция всей системы международных экономических организаций продолжается.

Глобализация, продолжающаяся и в начале XXI века, является объективной тенденцией развития. Она создает условия для более эффективного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуальных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономического роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к мировым экономическим лидерам [5, c.60-62].

 

1.2 Классификация  международных экономических организаций

Знакомство с существующими классификациями международных организаций помогает осмыслить значение международных организаций в общемировых процессах развития.

В научной литературе международные экономические организации классифицируются на базе использования различных критериев, таких как: характер членства и юридическая природа, состав участников, круг компетенций, характер полномочий и т.д.

Наиболее существенным и часто применяемым критерием деления международных организаций является характер членства и юридическая природа участников. В соответствии с ним все международные, в том числе экономические, организации подразделяются на:

Информация о работе Международные финансовые и экономические организации