Международные финансовые и экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:24, реферат

Описание работы

1 Понятие и сущность международных финансовых и экономических организаций.
2 Классификация международных экономических организаций.
3 Характеристика деятельности крупнейших международных экономических организаций.

Файлы: 1 файл

Курсач ВТО.docx

— 133.20 Кб (Скачать файл)

1.      МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2.      МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3.      МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4.      МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5.      МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г.  Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.[10]

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Функции:

-         поддержание общей системы расчетов;

-         наблюдение за состояние международной валютной системы;

-         содействие стабильности обменных курсов валют;

-         предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

-         предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит некоторую сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1.      Обычные механизмы:

-         политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

-         механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2.      Специальные механизмы:

-         кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

-         финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3.      Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).[8]

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.[9]

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран-членов организации. Все решения в нем принимаются на основе консенсуса.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.

Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

За долгие годы существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практически всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.[9]

 

 

 

 

 

 
2. Сущность ВТО и ее роль в мировой экономике

2.1 Этапы создания и структура ВТО

Предыстория ВТО начинается с окончанием первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом.

Развитие национальных экономик, сначала при помощи капитала США, затем самостоятельное вновь поставили вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании ООН. ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конференции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Эта конференция прошла в Гаване с 21 ноября 1947 г. по 28 марта 1948 г. На ней был разработан текст Гаванской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию. Цели организации состояли из трех пунктов:

  • воплощать в жизнь гаванскую Хартию;
  • изучать проблемы международной торговли;
  • выполнять роль арбитра в спорах между государствами, подписавшими Хартию.[12]

Но США, стоявшие у истоков Хартии, приняли решение не выносить ее на одобрение Конгресса. Это стало причиной ее неудачи.

Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и исправление огромного крена в сторону протекционистских мер, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов. Результатом первого раунда переговоров в рамках ГАТТ стали 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли (или 10 млрд. долл. на конец 40-х годов).[13]

В реализации принципов ГАТТ на практике средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40–60% в конце 40-х годов до 8–10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950–1975 годов мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

Роль ГАТТ, как предшественника ВТО в либерализации международной торговли так же видна из анализа международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ.

Торговые раунды являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.[14]

Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.

Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.

В-третьих, развивающиеся страны и иные менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете".

К 70-м г.г. ХХ в. были достигнуты такие соглашения, как:

- Соглашение по применению Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);

- Соглашение по техническим  барьерам в торговле;

- Соглашение по процедурам  лицензирования импорта;

- Соглашение по правительственным  закупкам;

- Соглашение по применению  Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

- Соглашение по применению  Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);

- Соглашение по говядине;

- Международное соглашение  по молочной продукции;

- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.[15]

Уругвайский раунд – многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай).[17] Однако большая часть переговоров проходила в Женеве, в штаб-квартире ГАТТ. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров 124 стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики. Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.[18]

В ВТО входят следующие Соглашения:

- GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение  по тарифам и торговле);

- GATS (ГАТС, Генеральное соглашение  по торговле и услугам);

- TRIPS (Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности);

- TRIMS (Соглашение по инвестициям);

- соглашение по сельскому  хозяйству;

- текстильные соглашения;

- соглашения по субсидиям;

- антидемпинговые меры;

- соглашения по финансовому  рынку;

- SPS (Соглашение о санитарных  и фитосанитарных мерах);

- ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).[16]

Таким образом, Всемирная торговая ассоциация – экономический институт западного общества. История его создания отражает усредненные особенности его культуры мировоззрения, менталитета, способа ведения бизнеса, социального управления. Идеология ВТО основана на позитивистском понимании права, что, в свою очередь, является следствием развития институтов частной собственности, особенностей формирования власти, императивом которого является запрет верховному правителю коллектива распоряжаться всем его достоянием от его имени и в его интересах.[15]

На 1 января 2014г. в ВТО уже насчитывается 159 стран и 13 стран- наблюдателей, который должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя. (см. приложения 2). Как можно заметить в список стран участников, входят страны, которые являются развивающимися (Албания, Гаити), но также в него входят и развитые страны (США, Австралия, Великобритания).[19]

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. 

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.[20]

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

 

Рисунок 1. Структура ВТО

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. 

Информация о работе Международные финансовые и экономические организации