Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа
Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.
В этой связи в борьбе с терроризмом "уголовным" должна участвовать и ФСБ России, тем более, что принятый в апреле 1995 г. закон об этих органах предполагает в качестве одного из основных направлений их деятельности борьбу с преступностью, ее особо опасными формами.
Выше перечисленные обстоятельства вызвали насущную потребность в разработке общегосударственной программы и системы мер борьбы с терроризмом, которая, как организационно-практическая задача, однако, не была решена в намечавшиеся сроки (летом 1994 г.). Разработка и реализация такой программы на практике предполагает, на наш взгляд, необходимость уяснения таких вопросов, как:
- содержание террористической деятельности (ее субъекты, их цели, задачи, средства, методы деятельности и т.д.);
-факторы, обусловливающие
рост числа террористических
проявлений в стране в
-система признаков подготовки террористических актов, их организаторов, исполнителей и пособников;
-тактика действий террористов;
-отечественный и зарубежный опыт борьбы с терроризмом и т.п.
На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта последних лет к числу действий террористов можно отнести: убийства и покушения на них, захват и удержание заложников, транспортных средств, относя сюда и воздушные суда, разного рода объектов - посольств, штаб-квартир политических партий и организаций, мест проведения международных и иных общественно-политических акций, казарм, населенных пунктов, вокзалов и т.п., организацию взрывов, похищений людей, поджогов, оказание давления, сопряженного с насилием, на государственных служащих, общественных деятелей, судей, прокурорских работников и т.д. с целью совершения действий, отвечающих планам и намерениям террористов.
Именно так терроризм
характеризуется в целом ряде
международно-правовых документов, в
отличие от ныне действующего российского
уголовно-правового
Исходя из повышенной опасности терроризма, вопросы юридической квалификации деяний, образующих его состав, должны быть четко и однозначно решены законодателем, что, к сожалению, отсутствует в ныне действующих законах. Этой цели призвана служить разработка Федерального закона РФ "О борьбе с терроризмом".
Для повышения
эффективности и
Не имея полной динамико-статистической картины террористических проявлений в России в 1990-1995 гг. (а для разработки конкретной действенной системы мер борьбы с терроризмом она крайне необходима!), отметим лишь, что по результатам анализа выборочных данных можно заключить, что удельный вес терактов с использованием взрывчатых устройств весьма высок, причем нередко используются мощные современные ВВ со сложным дистанционным управлением.
Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный , жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских "командос" в июне 1995 г. является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.
Если физические лица, могущие стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента (СБП), Главного управления охраны (ГУО РФ), частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.
И если в 1990-1993 гг. мы отмечали рост направленных террористических проявлений, то и роста терроризма рассеянного в ближайшие годы исключить нельзя.
Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.
Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.
И если в настоящее время мы не можем говорить, за очень небольшим исключением, о наличии разветвленных террористических групп в России, имеющих свои источники и базы материально-технического оснащения, подготовки исполнителей конкретных акций, госпитали, мастерские оружия и амуниции, то также нельзя исключать и возможность их появления в будущем. Тем более, что имеются факты легального и полулегального существования отдельных незаконных вооруженных и военизированных формирований.
Это также ставит вопрос об уголовно-правовой квалификации деяний лиц, являющихся пособниками и участниками подобных группировок.
Каковы же причины столь широкого распространения терроризма сегодня и что представляют собой факторы, благоприятствующие его распространению?
Как обоснованно отмечал один из исследователей этой проблемы В.В. Витюк, для роста терроризма в странах экс-СССР "сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера". К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда праведным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма, легализацию бесстыдства и взрыв преступности.
При этом нельзя упускать из виду и того обстоятельства, ранее неоднократно подчеркивающегося отечественными исследователями терроризма на Западе, что он является "крайней формой выражения социального протеста против существующего строя". Подлинно демократическое устройство государства исключает необходимость прибегать к подобным формам политической и социальной борьбы. В этой связи можно предположить, что неизбежный "чеченский синдром" окажет в ближайшие годы самое неблагоприятное влияние на состояние криминогенной обстановки в России.
Все перечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.
Для эффективной
организации противодействия
-терроризм "социальный" ("левый" и "правый");
- терроризм националистический (и сепаратистский, как частное его проявление);
-терроризм на религиозной почве, наибольшее распространение получивший в странах Азии и в исламском мире.
Как отмечалось ранее, В.В. Витюк обоснованно выделяет и такую в целом нетрадиционную его мотивировку, характерную в настоящее время для нашей страны, как поджоги и нападения на фермерские хозяйства, кооперативы, частные предприятия, банкиров, предпринимателей, называя их "терроризмом экономическим". На наш взгляд, в немалой степени эти проявления связаны с организованной преступностью, ее планами проникновения в экономику и легальные сферы предпринимательства. Есть основания прогнозировать достаточно высокий удельный вес подобных деяний и в ближайшем будущем.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
-рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
-социально-политическую
и экономическую
-наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
-стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
-отсутствие
надежного контроля за въездом-
-наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.
Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма, на наш взгляд, относятся:
-наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
-образование
новой "российской диаспоры"
(расселения граждан РФ за
-наличие значительного
контингента лиц, прошедших
-ослабление
или отсутствие ряда
-наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
- сплоченность
и иерархичность преступной
-утрата многими
людьми идеологических и
-обостренное
чувство социальной
-настроения
отчаяния и рост социальной
агрессивности, общественная
-слабая работа
правоохранительных и
-низкий уровень
политической культуры в
-широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована в том числе и на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.
В целом же, как представляется, эта программа, призванная стать важной составной частью федеральной программы борьбы с преступностью, принятой летом 1994 г., должна включать следующие подразделы или блоки:
- правовые меры
борьбы с терроризмом, включая
сюда и принятие Закона РФ "О
борьбе с терроризмом", а также
международные конвенции по
-общепредупредительные меры, в том числе и установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;
- административно-режимные меры, относя сюда и меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;
-специальные
(оперативные, розыскные,
Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией подобной программы мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности Государственной Думы России в 1996-1997 гг.
Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.
Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным "актом доброй воли" является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.
Информация о работе Международные механизмы борьбы с тероризмом