Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:19, курсовая работа
Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.
Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.
Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.
Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.
Рассмотрение террористических актов в России за последние время на примере Беслана
1 сентября 2004 года в городе Беслан, который находится в Северной Осетии, был совершен террористический акт(Террористический акт- посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями.
Современное международное
право рассматривает как
Что касается боевиков, то они полностью уничтожены, отметил Устинов. Один из них живой, сегодня находится в распоряжении следствия. С ним ведутся следственные мероприятия. "У нас находятся тридцать тел убитых боевиков. Одно тело было разорвано, мы нашли очень небольшие его фрагменты. Поэтому все 32 боевика на сегодняшний день обезврежены, из них 8 идентифицированы, установлены их личности", - заявил Устинов.
(9 сентября 2004г «Российская газета»).
Последствия террористического акта:
- Министерство обороны уже подготовило свои предложения по внесению поправок в Закон о борьбе с терроризмом. Эти поправки касаются правового обоснования применения Вооруженных сил при проведении антитеррористических операций. Применение Вооруженных сил необходимо при длительном, ожесточенном сопротивлении боевиков, противодействии массированным акциям террористов,
- Россия оставляет за собой право выбора средств при нанесении превентивных ударов по выявленным базам террористов, в том числе за пределами нашей страны; превентивный удар "может включать в себя все что угодно, кроме применения ядерного оружия. Эти меры поддержали США и приняла Великобритания, но в то же время официальный представитель Евросоюза Эмма Юдвин заявила в Брюсселе, что ЕС выступает против "внесудебных убийств" в виде превентивных ударов. А по мнению пресс-секретаря французского МИДа Эрве Ладсу, принимать меры против террора в компетенции лишь международных организаций: "По своей природе этот вопрос должен дискутироваться в рамках европейской структуры, в "большой восьмерке" и, конечно же, в ООН.
-вспышка ксенофобии
и «антиинороднической»
Угроза ваххабитских течений ислама современной России
Ваххабиты- последователи религиозно- политического течения в исламе, распространившегося в Недже( Центральная Аравия) в конце 18 века. Основоположник ваххабизма- Мухаммед ибн Абд аль- Ваххаб(1703-1787). Главный догмат Ваххабитов- вера в безусловного единого бога( который для Ваххабитов антропоморфичен); отсюда самоназвание Ваххабиты- муваххидун- единобожники. Они отвергали все возможные «новшества», появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; большое внимание уделяли джихаду( священной войне против иноверцев).
Политическая сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племён и мелких княжеств Аравии, ликвидации племенных раздоров и феодальной анархии в интересах крупных феодалов и купцов. К началу 19в почти весь Аравийский полуостров был объединен Ваххабитами в феодальное государство.
В Саудовской Аравии ваххабизм является официальной идеологией. Идеи ваххабизма получили некоторое распространение в Индии, Афганистане, Индонезии, некоторых странах Африки, а также на Северном Кавказе.
I.Этапы подрывных операций ваххабитов
Информация, доступная исследователям феномена ваххабизма, позволяет вычленить несколько этапов подрывных операций ваххабитского подполья.
На первом этапе в стране появляются ваххабитские вербовщики. Они не ведут пропаганды, а только присматриваются. Без всяких условий предоставляют финансовую помощь потенциальным объектам вербовки, в первую очередь исламским организациям, отбирают перспективных кандидатов на роль лидеров местных объединений (джамаатов). Знакомят их со своим учением. Предполагаемым лидерам – будущим амирам предлагается присоединяться к ваххабитам.
На втором этапе будущие амиры пытаются занять видные места в традиционных религиозных структурах данной местности. Открытая пропаганда пока не осуществляется, акцент делается на создание широкого круга сторонников путем выдачи финансовых субсидий на лечение, на высшее образование за границей и т.п.
Третий этап характеризуется формированием небольшой общины – джамаата. Участники нового джамаата проходят подготовку в иностранных лагерях ваххабитов. Амиры переходят к широкой проповеди ваххабизма. Джамаат функционирует на основе самофинансирования, для чего создаются бизнес-структуры. Пять процентов общего дохода в качестве взноса переправляется в международные фонды.
На четвертом этапе в районе нахождения джамаата инициируется с привлечением традиционных религиозных структур сепаратистское (в небольших странах — оппозиционное в масштабах всего государства) движение. Джамаат поддерживает мятежников, становясь наиболее боеспособной их военной силой. Руководители небольших джамаатов могут направляться на курсы «командного состава» за рубеж.
На пятом этапе принимаются меры для обеспечения эскалации боевых действий «повстанцев». Всеми доступными способами стимулируются потоки беженцев, вообще любые значительные перемещения людей. Ситуация кризиса приводит к ослаблению традиционных исламских структур и усилению джамаатов. В подконтрольных районах создаются учебные лагеря для военной и идеологической подготовки ваххабитов.
Шестой этап характеризуется тем, что реальная власть переходит к шуре (совету) амиров всех основных джамаатов данной области. При каждом ваххабитском джамаате имеется наблюдатель-араб. Из членов шуры этот арабский «смотрящий» может найти замену проявляющему излишнюю самостоятельность амиру. Традиционные религиозные структуры на этом этапе ваххабиты предпочитают сохранять для легитимизации «повстанческого движения» в глазах местного населения и внешнего мира.
На седьмом этапе быстро уничтожают правительственные войска в случае их деморализации (как и традиционные религиозные структуры, приписывая последнее действиям официальных властей). В случае невозможности быстрой победы над правительственными войсками организуется затяжная партизанская война. Но если и такая тактика оказывается недостаточно действенной, ваххабитам остается рассчитывать на военную поддержку из-за рубежа. Для этого широко задействуются западные СМИ и «общественные организации», радеющие за «права человека».
II. Угроза для России
Современный ваххабизм можно определить как течение политического экстремизма, прикрывающееся исламом и склонное к вооруженной борьбе против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и установлению его монопольного господства. В этом на собственном опыте убедились в Таджикистане в начале 90-х годов, а затем и на российском Северном Кавказе, ставшем также объектом ваххабитской агрессии, притом не только идеологической, но и вооруженной. Наиболее яркое проявление последней - вторжение с территории Чечни в Дагестан в 1999 г. чеченских, дагестанских и арабских ваххабитов, их последующая подрывная деятельность на территории РФ, притом не только на Северном Кавказе.
Думается, что опасность духовной агрессии современного ваххабизма сегодня в России еще недооценена. Наиболее серьезно ее воспринимают отечественные служители ислама, хотя и в их среде нет единства по этому вопросу. Некоторые религиозные деятели утверждают, что «нельзя считать ваххабизм экстремистской идеологией». Но большинство представителей мусульманского духовенства придерживаются противоположной позиции.
«Много лет мы ведем работу по разъяснению опасной и преступной сущности ваххабизма, который не только служит инструментом дестабилизации обстановки, но и наносит огромный вред исламу, - говорилось, например, в заявлении Координационного центра мусульман Северного Кавказа. - На наш взгляд, ваххабизм, под каким бы соусом он ни подавался, не может быть признан в России. К сожалению, некоторые религиозные деятели и сейчас придерживаются мнения, что ваххабизм может быть хорошим и цивилизованным, а может – плохим и экстремистским. Считаем такое мнение глубочайшим заблуждением. Сегодня никто не рассуждает, бывает ли хороший и цивилизованный фашизм. Подобная постановка вопроса просто абсурдна. Такому же общественному осуждению должен быть подвергнут ваххабизм. Во многом именно нерешительность, непоследовательность, а зачастую и неосведомленность некоторых религиозных деятелей привела к трагедии на Кавказе. Нельзя допустить, чтобы даже намек на повторение этих событий вновь имел место».
Еще более решительно настроен муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин, который выступил с инициативой законодательно запретить в России ваххабизм, назвав его «псевдорелигиозным радикальным и экстремистским течением, близким к тоталитарным сектам».
Нельзя не видеть, что деятельность придерживающихся ваххабитских взглядов боевиков, совершающих варварские террористические акты, в глазах миллионов людей невольно бросает тень на ислам - одну из традиционных религий России и подрывает межконфессиональный и межнациональный мир в нашей стране. Немало людей атеистических убеждений или христианского мировоззрения по незнанию ставят знак равенства между ваххабизмом и исламом в целом.
Конечно, было бы большим упрощением отождествлять приверженцев учения аль-Ваххаба с фанатично настроенными террористами. Но особенности в трактовке джихада как вооруженной борьбы с «неверными», нетерпимость к людям с иными мировоззренческими взглядами превращают ваххабитское сообщество в питательную среду для вербовщиков из экстремистских структур, пользующихся поддержкой из-за рубежа…
Идеи, как известно, могут
быть побеждены только идеями. Законодательными
запретами мировоззренческую
Заключение
Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно вспомнить средства борьбы, предлагаемые основоположниками современного терроризма: «разрушения», «яд, нож и веревка» (Бакунин), «создание максимального хаоса посредством отравляющего газа, ракет, а также поиск новых средств уничтожения» (Гейнцген), «нож, винтовка и динамит» (Кропоткин).
О невероятном размахе
террористической деятельности свидетельствует
существование множества
Терроризм – преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма. Современная действительность доказывает: распространненое в годы правления Б.Ельцина утверждение о том, что терроризм не имеет ни национальности, ни лица, ни религии, и поэтому «нельзя переводить проблему на этническую и религиозную почву», является заблуждением. История терроризма и его современная практика свидетельствуют о том, что террор имеет лицо, так как его совершают конкретные люди в своих интересах, имеет религию, так как всегда существуют человеконенавистнические (например, фашистские) религии, которые вдохновляют террористов, обещая им не только земные, но и загробные блага, разделяя народы на богоизбранных и богоотверженных, имеет террор и национальность, о которой свидетельствует история.
Информация о работе Международные механизмы борьбы с тероризмом