Международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задания по "Международным отношениям" и ответы на них

Файлы: 1 файл

контр. по межд.отнош..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

       · Экспортная квота (export quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

       ·Импортные квоты (import quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Основными видами лицензий являются:

Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта (voluntary export restraint). Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.

Под экспортной субсидией (export subsidy) понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго (trade embargo) - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.
В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального рынка.

 

Тема 5. Вопрос 5. Запишите и объясните правило Вальраса.

 

 Правило Вальраса, используется для анализа международной платежной позиции любого государства, каждой страны.

 Леон Вальрас – это швейцарский экономист-математик (1834-1910гг.). Он является родоначальником целого направления в экономической теории (маржиналист).

 Это правило заключается в том, что стоимость импорта равна сумме стоимости экспорта и чистых зарубежных продаж, активов и процентов на них.

 

IM = X + NA + NR

              где IM – импорт;

      X – экспорт;

      NA – чистые продажи активов (разность стоимости активов, проданных иностранцам и купленных у них);

      NR – чистые платежи процентов (это разность стоимости процентов на вложенный капитал, полученных из-за рубежа и выплаченных иностранцам).

Чем больше продажа активов сегодня, тем выше будут платежи процентов по привлеченному капиталу в будущем. В соответствии с правилом Вальраса если экономика определена как набор сбалансированных рынков (товаров, услуг, капитала), в числе которых есть и рынок денег, то избыточный спрос на одном рынке должен обязательно сбалансироваться избыточным продолжением на другом так, чтобы сумма была равна нулю.

Платежный баланс страны состоит из двух основных частей:

 баланс текущих операций;

баланс движения капитала.

 В сумме они представляют ноль, т.е. сбалансированность.

 

 

 

 

Тема 6. Вопрос 1. Сформулируйте основные цели экономической интеграции

 

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму международных соглашений и согласовано-регулируемых международными органами (по Кирееву).

Экономическая интеграция – как процесс, предполагает стиранее различий между субъектами интеграции и как отношений предполагает отсутствие той или иной формы дискриминации иностранных партнеров каждой из национальных экономик.

Предпосылки экономической интеграции.

-близость уровней экономического развития и степени зрелости рыночных отношений;

-географическая близость, наличие общих границ и исторически сложившихся связей;

-общность экономических и иных проблем в области развития, финансирования, регулирования экономики и в области политического сотрудничества.

Цели экономической интеграции.

-использование преимуществ экономики масштаба за счет расширения размеров рынка и сокращение транснациональных издержек. Это цель преследуется при интеграции на микро экономическом уровне, когда фирмы отдельных стран вливаются в транснациональные корпорации;

-создание благоприятной внешней среды;

-решение задач торговой политики;

-содействие структурной перестройке экономики;

-поддержание молодых отраслей национальной промышленности.

В 30-е годы период депрессии, в мире преобладала политика изоляции стран и протекционизма торговли – это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и не тарифных инструментов торговой политики (есть с/х. и скрытый протекционизм). С/х. протекционизм – используют все развитые страны.

В результате этих действии перед второй мировой войны, в мире наблюдался хаос и глубокий экономический кризис. И только в 40-е годы появились настроение сотрудничества по вопросам разоружения. В 50-60 гг. экономическая интеграция определилась как процесс и как отношение.

 

Тема 7. Вопрос 4. Почему рухнула Бреттон-Вудская валютная система?

В США в 1944 году прошла Бреттон-Вудская конференция. Ее считают окончанием американо-британского соперничества. На конференции присутствовали две крупнейшие фигуры: Джон Мейнард Кейнс (Англия) и Гарри Декстер Уайт (США). Им удается создать и принять новый порядок развития мировой финансовой системы в сложившихся условиях.

Принятый на конференции устав МВФ определил следующие принципы Бреттон-Вудской валютной системы:

1. Был введен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов.

2. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота:
а) были сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ;
б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство;
в) США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты;
г) казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, исходя из золотого содержания доллара.

3. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Для девальвации более чем на 10% требовалось разрешение МВФ. Пределы отклонения рыночного курса от паритета были установлены в 1% по Уставу МВФ и 0,75% по Европейскому валютному соглашению. Задача соблюдения пределов колебаний курсов легла на центральные банки соответствующих стран, для чего они были обязаны осуществлять долларовые интервенции.

4. Были созданы международные валютно-кредитные организации - Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Основными задачами МВФ стали предоставление кредитов в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществление контроля за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы и обеспечение валютного сотрудничества стран.

В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для введения которых требовалось разрешение МВФ.

В конце 60-х годов наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара).

Причинами валютного кризиса стали:
1. Мировой циклический кризис, охвативший экономики различных стран с 1969 г.
2. Усиление инфляции и различия в ее темпах в разных странах оказывали влияние на динамику курсов валют и создавали условия для курсовых перекосов.
3. Хронический дефицит платежных балансов одних стран и активное сальдо других усиливали резкие колебания валют в соответствующих направлениях.

4. Валютная система, основанная преимущественно на одной национальной валюте - долларе, пришла в противоречие с интернационализацией и глобализацией мирового хозяйства. По мере ослабления экономических позиций США увеличивалось покрытие дефицита платежного баланса данной страны национальной валютой, приводящее к росту внешнего долга. В результате краткосрочная задолженность США возросла в 8,5 раз за 1949-1971 гг., а официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. В итоге была подорвана устойчивость основной резервной валюты. Положение усугублялось упорным отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту, а режим фиксированных паритетов и курсов усугублял курсовые перекосы.
5. Рынок евродолларов, первоначально поддерживавший позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, в начале 70-х годов стал источником "горячих" денег, которые, переливаясь из страны в страну, обостряли валютный кризис.
6. Сыграли свою дезорганизующую роль и крупные транснациональные корпорации. Обладая огромными активами в разных валютах они активно участвовали в валютных спекуляциях, придавая им грандиозный масштаб.

Кризис Бреттон-Вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 г., когда в его центре оказалась главная резервная валюта. Доллар США в массовом порядке конвертировался в золото и устойчивые валюты. Бесконтрольно кочующие евродоллары наводнили валютные рынки Западной Европы и Японии, вынуждая центральные банки скупать их для поддержания курсов в установленных МВФ пределах. Кризис доллара вызвал политические выступления против валютной политики США, особенно со стороны Франции. Меры, предпринятые для спасения Бреттон-Вудской системы, не дали желаемого результата. Введение "золотого эмбарго" и дополнительной 10%-ной импортной пошлины фактически означали начало торговой и валютной войн. Поиски выхода из кризиса завершились заключением Вашингтонского соглашения, которое предусматривало девальвацию доллара на 7,89%, повышение официальной цены золота на 8,57%, ревальвацию ряда валют, расширение пределов колебаний валютных курсов до 2,25% и установление центральных курсов вместо паритетов, отмену 10%-ной таможенной пошлины в США.

 

Тема 8. Вопрос 2. В чем состоят особенности евровалютного рынка?

Одной из особенностей современных валютных отношений является существование наряду с международной валютной системой замкнутой валютной группировки получившей название Европейской валютной системы. Она представляет собой определенные правила расчетов между группой стран, входящих в Европейское экономическое сообщество. В созданную в марте 1979г. группировку входят: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Дания и Ирландия. Во втором квартале 1989г. к ним присоединилась Испания.

Государства-члены ЕВС в расчетах между собой применяют фиксированные валютные курсы с заданным пределом колебаний. Относительно курсов прочих стран эти валюты находятся в состоянии независимого плавания. На взаимную торговлю между собой у стран данной группировки приходится от 55 до 70% их внешнеторгового оборота.

Центральным звеном ЕВС является собственная валютная единица корзинного типа - экю. Ее прообразом стали СДР. Схожим у них является принцип построения - валютная корзина. Правда, в отличие от СДР все страны, входящие в ЕВС, имеют в ней свою долю, рассчитанную, исходя из их веса в совокупной торговле. Вместе с тем отличительной особенностью экю является их материальное обеспечение. Эта валютная единица создавалась как параллельная валюта, опираясь на уже существующую международную ликвидность. Для создания экю центральные банки выделили 20% своих золотых запасов и 20% долларов активов. Под это обеспечение они получили специальные счета в экю.

Как и СДР, экю представляет собой специальную запись на счетах Европейского Фонда валютного сотрудничества, выполняющего по отношению к ЕВС роль Международного Валютного Фонда. Долларовые накопления, в свою очередь, образуют кредитный фонд Европейской валютной системы. Его объем составляет для краткосрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 11 млрд. экю. Участники ЕВС могут получить кредиты трех видов:

  1. краткосрочные сроком до 45 дней. Они предоставляются центральными банками в рамках соглашения "своп". Процентная ставка по этим кредитам определяется как средняя всех учетных ставок центральных банков стран-участников ЕВС;
  2. краткосрочные кредиты сроком на три месяца. Каждая страна имеет свою "дебиторную квоту" (наивысший объем полученных ею займов), "кредиторную квоту" (наибольший объем полученных ее кредитов). Этот кредит предоставляется из фонда краткосрочного кредитования ЕВФС; 3) среднесрочный кредит размером до 1 млрд. экю. Этот заем предоставляется равными долями в течение пяти лет из расчета 3% годовых. Специально оговорено, что данные кредиты должны использоваться для финансирования инфраструктурных проектов и не должны подрывать конку- рентные позиции стран сообщества.

Информация о работе Международные отношения