Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа
Работа содержит задания по "Международным отношениям" и ответы на них
Правительство связывало особые надежды с обложением вывозимой нефти, но мировые цены на нефть снизились почти до уровня себестоимости её добычи в России. К тому же влияние девальвации рубля на экспорт нефти ослабло из-за того, что значительная часть валютных доходов нефтяных компаний остаётся за границей: тратится на закупку иностранного оборудования и материалов, на погашение иностранных кредитов.
Другим направлением мероприятий в области регулирования экспорта стало усиление контроля за возвратом валютной выручки от экспортных операций в страну, недопущение незаконного перевода валюты за границу под фиктивные импортные контракты. В 1998 году размеры не поступившей экспортной валютной выручки и непогашенных импортных авансов составили более 9 млрд. долларов.
В сентябре 1998 года, после кризиса, ЦБ РФ ввёл жёсткие ограничения на формы расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям. Позже был ужесточён контроль над сроками зачисления валютной выручки. Фактически срок перевода валютной выручки был сокращён со 180-ти до 60-ти дней. 31 декабря 1998 года ЦБ РФ повысил норматив обязательной продажи валютной выручки экспортёрами на рынке с 50 до 75% и сократил срок её реализации с 14 до 7 дней.
В последние годы обострилась проблема доступа России на зарубежные рынки. В отношении российских товаров в разных странах действует 67 дискриминационных ограничений. Они, как правило, связаны с обвинениями в демпинге и подрыве рынков. В ЕС под такие ограничение попадают 13 товарных групп, поставки которых оцениваются в 250 млн. ЭКЮ и составляют около 10 % российского промышленного экспорта в страны ЕС.
23 января 1999 г. правительство приняло постановление, увязывающее уровень государственных сборов с нефтяных операций с изменением цен на мировых рынках. С экспорта нефти по цене от 9,5 до 12,5 долл. за баррель взимается пошлина 2,5 евро с тонны; сверх 12,5 долл. – 5 евро. Если же цена на нефть опустится ниже 9,5 долл. за баррель, то экспортная пошлина с нее не взимается, как это и случилось в марте 1999 года.
С начала 1999 года цена тонны нефти на мировом рынке увеличилась примерно на 100 долларов, этим обусловлено решение Правительства об увеличении экспортных пошлин на нефть с 23 сентября 1999 г. до 7,5 евро за тонну, а с 8 декабря - до 15 евро за тонну. Такое повышение экспортных пошлин позволит привлекать в бюджет дополнительно 1,8 млрд. руб. в месяц.
С 21 декабря 1999 г. введена экспортная пошлина на природный газ в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за тонну газа, вывозимого с территории РФ за пределы государств-участников Таможенного союза. Эта мера даст бюджету дополнительно 10 млрд. руб. доходов в год. Экспортная пошлина была введена в связи с тем, что цена на газ на мировом рынке поднялась с 52-53 долл. за 1000 м3 в начале 1999 года до примерно 90 долларов – в настоящее время. В случае изменения конъюнктуры мирового рынка размер экспортной пошлины может быть пересмотрен.
В течение года правительство постоянно расширяло номенклатуру товаров, облагаемых вывозными пошлинами: рыба, крабы, спирт этиловый, отходы и лом черных металлов, нитрат аммония, древесина и изделия из нее, бумага и картон и изделия из них, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, другие товары.
Экспортная политика занимает центральное место в общей системе государственных мероприятий по регулированию внешней торговли, а в рамках этой политики основное внимание приковано к проблеме определения «оптимального» (с точки зрения интересов государства и частного бизнеса) уровня экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Государственная поддержка экспорта
Государственная финансовая поддержка экспорта является одним из важнейших элементов не только внешнеэкономической, но и хозяйственной политики в целом во многих странах мира. Так, в США, являющихся, казалось бы, лидером мирового экономического либерализма, объем государственных программ по льготному финансированию экспорта, включая гарантирование и страхование экспортных кредитов, реализуемых одним только Экспортно-импортным банком, составлял в 1999 финансовом году около 13 млрд дол., с помощью которых был обеспечен экспорт (в подавляющей части – машинотехнических изделий, особенно самолетов) на сумму 17 млрд дол. Помимо этого экспортерам оказывалось содействие посредством налоговых льгот (форма скрытого субсидирования), составлявших около 4 млрд дол.; обширные программы финансовой и технической поддержки экспорта осуществлялись также министерствами сельского хозяйства и торговли и рядом других организаций.
К сожалению, в России, несмотря на ожидаемое сокращение экспорта и отсутствие каких-либо признаков «облагораживания» его структуры, этот элемент политики, как уже выше отмечалось, развития не получил. В последние годы неоднократно принимались программы и решения, направленные на создание механизмов государственного финансирования экспорта в первую очередь машинотехнической продукции, но они не были реализованы. Обычные ссылки на отсутствие финансовых средств вряд ли
применимы к 2000 г., когда у государства, благодаря перевыполнению бюджетного плана, образовались определенные финансовые резервы. Дело, видимо, в другом: прямая финансовая поддержка экспорта за счет госбюджета плохо вписывается в ту хозяйственную идеологию, которую, вопреки опыту последнего десятилетия, по-видимому, продолжает исповедовать российское правительство.