Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:57, реферат
В условиях расширения международного сотрудничества и углубления интеграционных процессов формированию международных транспортных коридоров (далее МТК) принадлежит ведущая роль в решении транспортных проблем, связанных с обеспечением межгосударственных экономических, культурных и иных связей. Именно международные отношения обусловили дальнейшее развитие логистических подходов к системам транспортировки, что привело к созданию транспортных коридоров на наиболее значимых направлениях движения потоков грузов и пассажиров.
Введение
1. Общие сведения о международных транспортных коридорах
1.1 Понятие "международный транспортный коридор"
2. Методика формирования международных транспортных коридоров
2.1 Задачи формирования МТК
2.2 Алгоритм создания МТК
3. Экологический аспект в развитии транспортных коридоров
3.1 Общие сведения о загрязнении окружающей среды транспортом
3.2 Транспортная система как источник экологической опасности
3.3 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
4. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России
4.1 Значения МТК для России с точки зрения национальной безопасности
4.2 Функции международных транспортных коридоров
4.3 Мероприятия необходимые для снижения влияния МТК на национальную безопасность
5. Значение международных транспортных коридоров для России
5.1 Экспорт транзитных услуг - национальный продукт России
5.2 Важность участия России в формировании МТК
Заключение
Библиография
3.3 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
Среди многоплановых
задач обеспечения
Нормативные акты должны определить схемы взаимодействия органов государственного контроля, уточнить тарифы и отработать порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды транспортом. На основе этих актов должны осуществляться сборы за проведение проверок транспортных средств на соответствие требованиям стандартов, а также отчисления в территориальные экологические фонды. Наконец, эти акты должны служить методической основой для проведения оценки эффективности предлагаемой системы контроля на индивидуальном автотранспорте, доля которого в крупных городах составляет около 80% от всего транспорта.
Для решения
этих проблем необходимо создание развитой
системы природоохранного управления
и системы информационного
Для решения экологической проблемы в структуру программы "Развитие международных транспортных коридоров" входит Подпрограмма "Безопасность транспортной деятельности", целью которой является снижение вредного воздействие на окружающую среду.
4. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России
4.1 Значения МТК для России с точки зрения национальной безопасности
Значение МТК оценивается не только с точки зрения коммерческой выгоды, но с более широких позиций национальной безопасности, таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая.
Доказательством необходимости комплексного подхода является и то, что международные транспортные коридоры проходят по участкам наиболее насыщенных национальных транспортных коридоров.
Это, с одной стороны, способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, но с другой - накладывает повышенные требования по синхронизации графика движения, соблюдению мер безопасности, а также определяет предел, который можно выделить для международных перевозок, не срывая внутреннего товарообмена, являющегося основой для любого государства.
Именно с этих системных позиций должна строиться государственная транспортная политика России в отношении международных транспортных коридоров, как собственных, так и коридоров, формируемых ее конкурентами. В этом позиция России не должна отличаться от позиций других стран, напористо и системно участвующих в интеграции в мировую экономику, в том числе в сфере транспорта, открыто ставящих перед собой цель - получить от этой интеграции наибольшую выгоду.
В настоящее время в мире сформировалось три мировых экономических полюса: Евросоюз; Северо-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Азия; Северная Америка.
Россия пока, к сожалению, в число экономических полюсов не входит, при наличии всех объективных предпосылок. Поэтому задача России состоит в том, чтобы изменить ситуацию, в том числе и использованием тех возможностей, которые дает глобализация мировой экономики и ее механизмы в виде международных транспортных коридоров.
4.2 Функции международных транспортных коридоров
Влияние международных транспортных коридоров на национальную безопас-ность страны зависит от функций, которые они выполняют.
Прямыми функциями международных транспортных коридоров являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Все остальные проявления являются мультипликативным эффектом при совместном воздействии международных и национальных транспортных коридоров на составляющие национальной безопасности.
Соседние государства никогда не испытывали проблему беспрепятственной связи. Для стран, не граничащих непосредственно, это условие является критичным. Поэтому отдаленные международные торговые партнеры стараются выбирать маршруты с минимальным количеством промежуточных стран, с их пограничными барьерами, разнообразием политической обстановки, денежными сборами.
Другой базовой функцией международных транспортных коридоров является обеспечение международного транзита. В настоящее время роль евроазиатского сухопутного транзита резко возросла. Это объясняется лавинообразным ростом объемов товарооборота между Европой и Азией.
При этом Европа к настоящему моменту фактически достигла предела в развитии своего промышленного потенциала в объемных показателях для удовлетворения внутреннего спроса. Дальнейшее развитие производства в Европе связано лишь с увеличением экспорта в другие регионы мира, в первую очередь в Азию.
Исходя из тех экономических выгод, которые дает обслуживание международного транзита, многие страны борются за то, чтобы международные транспортные коридоры проходили по их территориям. Однако, чем больше страна, чем сильнее развито ее промышленное производство, внутренняя производственная кооперация, чем более емким является внутренний рынок, тем меньшую долю составляют доходы от международного транзита по отношению к валовому внутреннему продукту.
Международные
транспортные коридоры так же влияют
на промышленную, продовольственную, демографическую,
военную и технологическую безо
Это связано
не только с глобализацией мировой
экономики и переводом
Возросшие требования к качеству транспортной инфраструктуры, транспортным средствам заставляют повышать качество изготовления транспортного оборудования.
Повышение требований
международной конкуренции
Гарантией технологического успеха азиатских стран была государственная технологическая политика, в результате которой отбирались для функционирования лишь те международные компании, которые ввозили в страну только самые передовые технологии. Поэтому есть все основания утверждать, что при верно выбранной государственной политике международные транспортные коридоры являются проводниками технологического прорыва.
Для России высокие
технологические требования международных
транспортных коридоров, емкий отечественный
спрос в сфере транспорта, верно
выбранная государственная
Военная безопасность напрямую связана с насыщенностью территории железными, автомобильными дорогами, внутренними водными путями, портами, аэропортами, другими объектами транспортного обслуживания, с самой конфигурацией железнодорожной и автомобильной сети.
Именно вопросы военной безопасности, сохранения территориальной целостности России были главными при строительстве Транссибирской магистрали.
Международные транспортные коридоры, как правило, становятся базовыми национальными коридорами, на основе которых формируется опорная транспортная сеть циклического типа, так называемая опорная транспортная решетка.
У Российской империи, Советского Союза, России имеются все природные возможности к интенсивному развитию, обеспечению национальной безопасности в сырьевой, промышленной, продовольственной, военной и транспортной сферах. Следует отметить, что фактор военной защиты являлся одним из определяющих при выборе ширины железнодорожной колеи в России, отличной от европейской.
Исчерпывающий ответ на обеспечение национальной безопасности дает "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года" своим ключевым проектом - строительством Северо-Сибирской магистрали.
Эта магистраль
является недостающим, центральным
звеном Северо-Российского
4.3 Мероприятия необходимые для снижения влияния МТК на национальную безопасность
Проведенная оценка влияния международных коридоров на национальную безопасность, их нынешнее состояние, а также вызовы глобализации позволяют сделать следующие выводы:
1. Необходима
динамичная, системная, подкрепленная
наукой государственная
2. Транссиб имеет перспективу развития, но не полностью решает проблему национальной безопасности и тем более задачу удвоения ВВП с поддержание набранного темпа в последующие периоды.
3. Ключевым, безальтернативным
международным транспортным
4. Решение проблема МТК "Север-Юг" зависит лишь от самой России, от государственной транспортной политики в этом регионе.
В России не используется
мировой опыт такого безотказного механизма
повышения эффективности МТК (их
перегрузочных узлов и
5. Значение международных транспортных коридоров для России
5.1 Экспорт транзитных услуг - национальный продукт России
На сегодняшний день Россия предлагает мировому сообществу, наряду с нефтью, газом и металлом, новый национальный продукт - экспорт транзитных транспортных услуг. Россия готова реализовывать этот продукт на взаимовыгодных условиях вместе с зарубежными партнерами. Немаловажно, что транзит через нашу страну осуществляется по единой таможенной территории, на которой действуют единые законы.
Экспорт транзитных транспортных услуг принесет выгоды России. Это, прежде всего, прямые денежные поступления в виде оплат транспортных и сопутствующих услуг. Кроме того, в транзитные страны направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, и они становятся полигонами внедрения современной транспортной техники и технологий, так как все участники сложившихся и функционирующих коридоров заинтересованы в его устойчивой работе и снижении логистических издержек. Все это, в свою очередь, создает условия для развития национальной внешней торговли и внутренних перевозок, а так же влечет за собой развитие тех регионов, по которым проходят транзитные коридоры. Так же транзит является надежным средством усиления влияния страны на международной арене.
5.2 Важность участия России в формировании МТК
Активное участие России в формировании международных транспортных коридоров стало в последние годы одной из первоочередных задач в области отечественного транспорта. Государственная важность этой задачи для Российской Федерации обуславливается тем, что максимальное использование преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в России экономической ситуации.
Благодаря развитию
международной электронной
Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей. Это станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом