Международный кредит. Схемы предоставления международного кредита
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 11:25, курсовая работа
Описание работы
На сегодняшний день кредитные операции обслуживают многие виды внешнеэкономических связей – внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т. д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты. Кредитованием внешней торговли называется предоставление кредитных средств в денежной или товарной форме на определенный срок для осуществления внешнеторговых операций. Для национальных компаний кредитование часто выступает как средство повышения конкурентоспособности. Также оно укрепляет позиции финансовых организаций стран, способствует развитию внешней торговли, при этом увеличивая спрос на рынке для поддержания сложившейся коньюктуры.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Международный кредит. Сущность, функции и формы. 1.1. Международный кредит как экономическая категория…………5 1.2. Функции международного кредита………………………………...7 1.3. Формы международного кредита………………………………….12 Глава 2. Анализ предоставления международного кредита. 2.1. Платежные условия предоставления международного кредита..20 2.2 Россия - должник и кредитор………………………………………..26 Глава 3. Перспективы развития кредитного рынка в России. 3.1. Пути совершенствования кредитного рынка РФ…………………………33 Заключение……………………………………………………………………….36 Список используемой литературы……………………………………………...38
Таким образом, фактически по
всем долгам Советского Союза были достигнуты
соглашения. В России завершился этап
кризисного управления внешним долгом,
когда использовались такие методы, как
реструктуризация, рефинансирование,
секьюритизация, частичное списание долга.
Надежная статистика о размерах
частного внешнего долга отсутствует.
По оценке его сумма (предприятий и банков)
меньше, чем у российских заемщиков. Но
взрывоопасность частного долга заключается
в том, что в отношении его не выработано
столь же действенных мер урегулирования,
как это имеет место в отношении суверенного
долга. Особенно опасно краткосрочное
кредитование, которое широко используется
российскими частными заемщиками.
По данным МВФ, составленным
экспертами сайта «РИА рейтинг» на 30.05.2013,
существует одна страна, которая не имеет
государственного долга. Все остальные
страны имеют гос. долг из-за привлечения
заемных средств для финансирования государственных
расходов. Занимают как развитые страны,
так и развивающиеся.
Россия-кредитор. Крупнейшими должниками Российской
Федерации являются страны СНГ за поставки
энергоносителей и на другую российскую
продукцию.
Советский Союз, правопреемницей
которого по зарубежным финансовым активам
стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся
странам в основном по идеологическим,
политическим и военно-стратегическим
мотивам. В настоящее время Россией списано
большинство всех задолженностей. К 2002
году были урегулированы отношения со
многими странами-должниками. И, в результате
этих соглашений была списана огромная
часть долгов, в среднем от 65% до 95%. В ближайшем
будущем Россия планирует списать Кубе
90% долга в размере 29 млрд. долл. Общий размер
долга составляет 32 млрд долларов. Оставшиеся
10 % (3,2 млрд долларов) будут пущены на развитие
экономики Кубы.
В 2013 году президент Путин сообщил
о том, что Россия является лидером среди
стран G8 по объему списанных задолженностей.
Во время СССР странам-друзьям было предоставлено
большое количество кредитов, и сейчас
Россия списывает эти задолженности. Аналитики
и эксперты утверждают, что в тот период
для Советского Союза первоочередным
являлось поддержание дружественных отношений,
а не выплата задолженностей государствами-должниками,
поэтому СССР с самого начала не рассчитывали
на возврат денежных средств.
Задолженность Афганистана,
размером 11 млрд. долларов была реструктуризирована
РФ в 2006 году. Большую часть этого долга
составляли поставки советского оружия
в Афганистан. В том числе СССР строил
экономически важные объекты и оказывал
гуманитарную помощь стране-союзнику.
Одним из самых больших должников
России была Монголия. Её долг составлял
приблизительно 11 млрд. долл., а ВВП на
тот период оценивался в 5 млрд. долл., поэтому,
вернуть сумму, которая в два раза превышала
её годовой ВВП, Улан-Батор не мог. В 2003
году Россией было списано 98% задолженности
Монголии. В настоящий момент Улан-Батор
должен РФ приблизительно 180 миллионов.
В 2012 году Россия списала долг
Северной Кореи, который составлял 11 млрд.
долларов. Кроме этого кредита КНДР получал
от РФ технику, продукты и энергоресурсы
на льготных условиях. Кроме того, Россия
построила множество заводов на территории
Северной Кореи.
Вьетнам также должен был выплатить
России 11 млрд. долларов. Такой значительный
размер задолженности возник в результате
поставок во Вьетнам тысяч единиц военной
техники (15,7 млрд долларов), и строительства
117 военных объектов. Основная часть поставок
и строительства была оформлена в кредит,
поэтому образовалась столь внушительная
задолженность Ханоя перед Москвой.
Среди должников России по советским
кредитам находятся богатые нефтью и газом
государства, к которым относится Сирия.
СССР предоставил Дамаску щедрую помощь,
но в 2005 году задолженность по этому кредиту
превысила 13 млрд долларов. Несмотря на
выручку от продажи углеводородов, Сирия
не расплачивалась по кредиту. В 2005 году
Москва списала Сирии 10 млрд. долларов.
За это российским бизнесменам были обещаны
преференции.
Во время кризиса 2008 года Россия
списала ливийский долг в размере 4,6 млрд
долларов. В обмен на это была заключена
договоренность с РЖД о строительстве
железной дороги, стоимость которой составила
2,5 млрд долларов.
В 1992-2000 гг. Россия должна была
получить 96 млрд. долл. долговых платежей,
но фактически поступления составили
лишь около 15% этой суммы. Около 2/3 их приходилось
на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала
долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя
на некоторые уступки. Однако эффективность
кредитных отношений с Индией, помимо
прочего, была обусловлена тем, что за
счет кредитов Советский Союз оказал действенную
экономическую помощь этой стране.
Столкнувшись с описанной ситуацией
и будучи лишена возможности повлиять
на своих должников, Россия в 1997 г. вступила
в Парижский клуб в качестве страны-кредитора.
Многие станы были вынуждены вступить
в переговоры с Россией и заключить с ней
соглашения на условиях Парижского клуба.
Однако в числе стран наших должников
оказалось большое количество государств
с высоким уровнем задолженности и низким
уровнем развития. А согласно существующим
правилам Парижского клуба долги таких
стран подлежат списанию в пределах 70-90%,
а остальная сумма погашается с рассрочкой
в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно
кредитовал страны с низким уровнем развития,
то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из
первых мест в мире по показателю соотношения
списанных долгов к ВВП. Вступление России
в Парижский клуб не привело к росту долговых
платежей иностранных заемщиков. Значительную
часть долгов пришлось списывать, а другую
часть реструктурировать.
В 1992 г. долг развивающихся стран
России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г.
- 76,7 млрд. долл. Сокращение его произошло
главным образом в результате списания
долговых обязательств.
В настоящее время Россия превратилась
из государства - должника в государство
- кредитора. Россия становится активным
участником позитивных процессов международного
развития, в том числе применяя списание
задолженности беднейшим странам, а также,
что еще более важно, инвестируя в экономику
этих стран.
Глава 3. Перспективы развития
кредитного рынка в России
3.1. Пути совершенствования
кредитного рынка РФ
Бурное развитие кредитного
рынка России поставило общество перед
системой во многом инновационных для
него экономических отношений. Объемы
розничного кредитования таковы, что коммуникации
на оси "население-банки" из русла
чисто финансовых переросли в разряд социальных
отношений.
Кредитный рынок стал значительным
фактором формирования социального "самочувствия".
При благоприятных условиях один из его
сегментов - ипотечное кредитование - может
стать магистральным способом решения
актуальной для России жилищной проблемы.
В перспективе именно кредитный рынок
рассматривается и как один из основных
инструментов развития малого и среднего
предпринимательства в России и формирования
классической для развитых стран кредитной
модели экономики. Таким образом, кредитный
рынок имеет определяющее значение как
для экономического, так и для социального
развития общества.
При этом на бурно растущем
российском кредитном рынке наблюдается
целый ряд острых проблем.
Во-первых, значительный рост
числа невозвратов, неустоявшиеся отношения
заемщиков с банками порождает дороговизну
ряда кредитных продуктов.
Во-вторых, низкий уровень финансовой
грамотности населения снижает эффективность
работы кредитных механизмов.
В-третьих, несбалансированность
системы юридических и деловых взаимоотношений
заемщиков с банками порождает злоупотребления,
конфликтные ситуации и определенное
социальное напряжение вокруг процессов
кредитования.
С учетом социальных факторов
"кредитного бума" основной задачей
является способствование формированию
и развитию российского кредитного рынка,
отвечающему таким критериям как:
эффективность (обеспечение
успешного развития как кредитором, так и заемщиков),
добросовестность (качество),
прозрачность,
открытость.
В свою очередь, цели можно выделить
следующие:
объединение рынка кредитных
брокеров, оздоровление и развитие этого
рынка на основе саморегулирования, формирование стандартов работы участников
рынка кредитных брокеров и обеспечение их прозрачности и добросовестности;
повышение финансовой грамотности
населения, формирование в общественном
мнении адекватного и позитивного образа
кредитного брокера, пропаганда брокериджа в целом как инструмента кредитного рынка;
обеспечение условий, способствующих
формированию принципов открытого, ответственного
и качественного кредитования в России.
Для достижения данных целей
необходимо выполнение следующих задач:
Способствовать развитию технологий
работы кредитных брокеров, распространению
профессиональных знаний и обмену опытом
в этой сфере с тем, чтобы обеспечить повышение
качества кредитных портфелей российских
банков.
Сформировать стандарты работы
участников рынка кредитных брокерских
услуг и совместно с другими общественными
и государственными институтами создать
систему реализации данных стандартов
через процессы стандартизации требований
к участникам рынка.
Обеспечить открытость и "прозрачность"
рынка кредитных брокерских услуг и способствовать
выявлению "черных брокеров" и иных
недобросовестных участников рынка.
Участвовать в программах повышения
финансовой грамотности населения, в том
числе - пропагандировать понимание деловой
и социальной роли кредитных брокеров.
Обеспечить взаимодействие
кредитных брокеров с государственными
и общественными институтами, определяющими
условия развития российского кредитного
рынка, в том числе - с регулирующими и
законотворческими организациями, средствами
массовой информации и т.д.
Сформировать систему консультирования
и информирования населения, представителей
малого и среднего бизнеса по различным
вопросам кредитования.
Сформировать систему информационного
обмена между участниками рынка кредитных
брокеров, способствовать их активному
участию в общественных, законотворческих,
информационных и иных инициативах на
кредитном рынке России.
Заключение
Международный кредит традиционно
играл роль фактора, который, главным
образом, обслуживал внешнеторговые
связи между отдельными странами.
В настоящее время положение стало
меняться, и сейчас международный
рыночный механизм кредита уже фактически
сформировался. Он опосредует не только
сферу международной торговли товарами
и услугами, но и процессы
реальных инвестиций, регулирование
платежных балансов, обслуживание внешнего
долга стран-дебиторов.
Говоря о международном
кредите невозможно умолчать о
том, какую важную роль он играет в наше
время не только в развитии мировой экономики,
но и в развитии экономики России. С
одной стороны позволяет "залатать
дыры" в бюджете страны, а с другой
ведет к возрастающей экономической зависимости
от иностранных инвестиций и
займов. Тяжелое экономическое
положение РФ определяет
сложности с погашением внешних
долговых обязательств. В нашей стране
необходимо активно развивать новые
формы национального (внутреннего)
кредитования. Наряду с развитием
банковских форм кредита необходимо
уделять особое внимание внебанковским
формам, а также формам, которые
привлекают сбережения и накопления
населения и частных компаний
как в российские банки,
так и в российскую экономику.
Таким образом, решение проблемы
платежей по внешнему долгу во многом
зависит от восстановления доверия
к национальной денежной единице
и создания условий для внутреннего
инвестирования. И если экономическая
и денежная стабилизация будет проходить
активно, то и сложности с
выплатой внешних долгов будут преодолены.
Но, более чем в кредитах, Россия нуждается
в инвестициях, поскольку именно инвестиции
создают экономическую активность
и реальное богатство.
Анализируя все вышесказанное,
можно сделать вывод о том, что кредитная
система играет очень важную роль в экономическом
развитии каждой страны и мирового
воспроизводства в целом, обеспечивая
его непрерывность, повышая эффективность
капиталовложений и способствуя научно-техническому
прогрессу.
Грамотная кредитная
политика государства дает
возможность всем экономическим
субъектам этого государства экономического
процветания.
Список используемой
литературы
Вольский А. Условия совершенствования кредитного рынка России// Экономист. 2010.
Лысиков. А. Проблемы кредитования малого бизнеса., 2009.-с.22-23.
Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга
В. Денежная система России / Экономист.
2010.
Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник: 2009. с. 55-57
Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю. Финансы и кредит. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2009. – 285 с.