Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.

Задачи данной работы:

1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;

2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг

3. Выявить роль услуг в мировой экономике;

4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Файлы: 1 файл

курсовая по МЭО.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

      Введение

        Внешнеэкономические  связи  становятся  все  более  заметной  составной частью хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций. Возрастает интерес в экономическом,  производственном  и  научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.

     Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она  не  имеет  вещественной  формы,  а выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги, т.е. потребительские стоимости.

      Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.

      Задачи  данной работы:

      1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;

      2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг

      3. Выявить роль услуг в мировой  экономике;

      4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

      Объектом  данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.

     Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы услуг, такие как, деловые услуги, туристические, транспортные. 

1.  Понятие и характеристика услуг

1.1. Понятие и характеристика услуг

     Услуги  – это комплекс разнообразных  видов деятельности, в том числе  и предпринимательской, связанных  с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле. В широком смысле услуги – комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

      Услуги  составляют так называемый третичный  сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно. В 2000 году удельный вес услуг в Российской Федерации составлял 47,2 %. [1, 13]

      Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд  существенных отличий от товара в  его вещественном виде:

    • они, как правило, неосязаемы. Эта осязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;
    • услуги неотделимы от своего источника;
    • их производство и потребление происходит, как правило, одновременно;
    • для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

     Роль  услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

      Это объясняется следующими причинами:

  • научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
  • развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
  • повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

      Услуги  можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу их предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.

      Большинство видов услуг может быть объектами  международной торговли. Торговля услугами – нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу.

      Преобладает трансграничная торговля услугами, когда  производитель и потребитель  услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм – поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

      Возможны  варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

      Почти все виды услуг можно разделить  на две большие категории:

    1. персональные услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;
    2. деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

     Международная финансовая статистика, публикуемая  МВФ, группирует услуги по трем разделам:

  1. транспортные услуги;
  2. туризм;
  3. другие частные услуги.

     Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%. [3, 47]

     Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых стран. Их удельный вес в международном  экспорте услуг достигает 70%. Хотя он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.

     По  объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х годов вошли Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров – США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург.

     Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе  международного разделения труда. В развитых странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму.

     Возрастает  роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером  транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Географическое распределение и развитие торговли услугами

     Будучи  крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

     Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Как показывают данные Международного валютного  фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для  аналогичного увеличения объема экспорта товаров.

     Особенно  быстро растет доля услуг, предоставляемых  частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

     Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.

     Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

     На  мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля  первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. [3, 135]

Для развивающихся  стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

     Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют  морские  перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

     Если  говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют  туризм  и  транспорт.

     Самый большой в мире торговый флот принадлежит  Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки. [5]

     Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

  Из изложенных выше материалов можно сделать вывод, что ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост  – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. 
 
 

     2. Анализ мировых рынков услуг

     2.1 Международный туризм

     Международный туризм – один из важнейших секторов международной торговли услугами. В  то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса.

      Растущий  спрос на туристические услуги во всем мире объясняется прежде всего  социально-экономическими причинами.

     В настоящее время индустрия туризма  в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

     Если  в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2008г. в мире было зарегистрировано 922,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 944 млрд. долл. США.  Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны. [5]

Информация о работе Международный рынок услуг