Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что международный туризм играет важную роль в экономических отношениях и развитии культурных связей между странами.
Туристская индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристских услуг и товаров имеет сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели. Туристский рынок связан с экономико-географической характеристикой территории.
Туристский рынок, как и любой другой, только в исключительных случаях представляет собой компактную, закрытую и гомогенную единицу. Как правило, он состоит из множества частей или сегментов1.

Файлы: 1 файл

284757_mejdunarodnyiy_turizm.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма.

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что международный туризм играет важную роль в экономических отношениях и развитии культурных связей между странами.

Туристская индустрия  представляет собой целый межотраслевой  комплекс, а рынок туристских услуг  и товаров имеет сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели. Туристский рынок связан с экономико-географической характеристикой территории.

Туристский рынок, как  и любой другой, только в исключительных случаях представляет собой компактную, закрытую и гомогенную единицу. Как правило, он состоит из множества частей или сегментов1.

Объект изучения – международный туризм, предмет - динамика и основные направления международного туризма.

Целью написания реферата является изучение динамики и основных направлений международного туризма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие международного туризма;
  • Описать динамику туристских прибытий и доходов от туризма;
  • Рассмотреть географическое распределение туристских потоков;
  • Изучить роль туризма в международной торговле.

При написании реферата использовалась литература, статьи в научных журналах, статистические сборники, Интернет-сайты.

 

Глава 1. Динамика туристских прибытий и доходов от туризма

Существует много определений  индустрии туризма. Одна из первых дефиниций была дана Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г. Согласно ей индустрия туризма — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Международный туризм – это совокупность путешествий за пределами своего родного государства2.

Международный туризм оказывает  влияние на развитие как отдельных  стран, так и мировой экономики  в целом. По мере расширения международной  торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

В послевоенный период международный  туризм начал бурно развиваться  во всем мире (рис. 1).

Рис. 1. Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1950-2010 гг. 3

Источник: построена автором  по данным ЮНВТО http://www.unwto.org

По данным Всемирного совета по туризму, в 2010 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.

Особую роль в этом сыграли: рост численности населения  в индустриальных странах, увеличение оплачиваемых отпусков и повышение  доходов населения. В ответ на возросший спрос на туризм и отдых  предложения развивались в основном в форме стандартного массового пакедж-тура (туристского пакета), что, в свою очередь, стало возможным благодаря включению в него перелетов на реактивных воздушных лайнерах начиная с 1958 г. и дешевому горючему. Кроме того, развитию международного туризма способствовал существенный рост бизнес-путешествий.

 

 

Глава 2. Географическое распределение  туристских потоков

В 90-2000х гг. международный  туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой  рынок, в котором участвуют все  без исключения страны. В среднем  около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% -- на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл.1 приведены данные о международном туризме в 2000 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО)4.

Международные туристские прибытия по странам мира показаны на рисунке 2.

Рис. 2. Международные туристские прибытия по странам мира, 2009-2010гг.5

Источник: ЮНВТО http://www.unwto.org

Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в  высокоразвитых странах, являются экономические  и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

К субъективным причинам относится  деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Рис. 3. Международный туризм6

Источник: построена автором  по данным ЮНВТО http://www.unwto.org

Как видно из рисунка  в 2010-2011 гг. наблюдается рост международных  туристских прибытий в Европе, Южной Америке и Южной Азии. Наибольший рост показывают страны Восточной Европы.

Развитие международного туризма в странах, преимущественно  принимающих туристов, обусловлено  стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

По итогам специалистов туризм 2011г. претерпел значительные изменения по сравнению с предыдущим сезоном. Немалое влияние оказал мировой экономический кризис. Согласно итогам, количество туристических поездок в кризис сократилось на 20 – 25% по сравнению с предыдущим годом. То есть туризм 2008 года, стал довольно сложным периодом для различных туроператоров. По заявлениям представителей некоторых авиаперевозчиков, занимающихся чартерными полетами, их транспортный поток снизился почти на 50%.  Однако сложившаяся экономическая ситуация, оказала и некоторое положительное влияние на туризм 2009. Дело в том, что многие туроператоры были вынуждены пойти на существенное снижение ценовой политики, что в свою очередь добавило привлекательности турам. Плюс к этому, туроператоры, в борьбе за клиентов, вынуждены разрабатывать новые туры, осваивать поездки в экзотические страны. То есть говорить о том, что туризм 2009 терпит крах, не совсем объективно, тем более исходя из того, что большая часть летних путевок уже нашли своих покупателей. По прогнозу ВТО, долгосрочные проекты уже к 2020 г. позволят совершать туристские поездки в космос. Перспектива разработки космических туров стала реальной после того, как на Луне была найдена вода. Международная цепь отелей «Хилтон» планирует возвести на Луне отель. Проект обойдется корпорации в 6-12 млрд. долл. США. Согласно проекту отель будет представлять собой стальную конструкцию, покрытую материалами, которые используются при создании космических «челноков». Его клиентам будет предоставлен сервис на уровне пятизвездочного отеля. При отеле планируется пляж. Весь комплекс будет располагаться под огромным герметичным куполом. В рамках реализации проекта корпорация «Хилтон» уже израсходовала 200 тыс. долл. Таким образом, можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста мирового рынка туризма. Новые технологии во всех областях деятельности обеспечат стремительный рывок в развитии рынка международного туризма. XXI век объявлен веком сферы обслуживания. Политическая, социальная и финансовая интеграция в мире будет способствовать развитию и совершенствованию торговли, гостиничной и транспортной инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка, бережному использованию окружающей среды в целях туризма, гарантировать безопасность туристов как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах. Все это позволяет утверждать, что мировой туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно составлять перспективы его развития на первые десятилетия XXI века. Осознание человеком, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет к расширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision» провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI века:

1. Приключенческий туризм. В мире  остается все меньше не исследованных  туристами регионов. Настоящих романтиков  манят самые дальние точки  Земли, горные вершины и морские  глубины. Новые туристские потребности  вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта.

Будет продолжена организация походов  на самые высокие горные вершины  мира. С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46 подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовало более 2 млн. туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд. долл. США. В мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника».

Самая привлекательная точка края Земли - Антарктида. 10 тыс. туристов уже  посетили этот ледовый континент. Стоимость  тура в Антарктиду - от 10 до 16 тыс. долл. США. Вопрос о превращении трех своих  исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.

2. Круизы. Этот сектор туризма  развивается феноменально быстрыми  темпами. В мире строится 42 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250 тыс. тонн и вместимостью до 6200 пассажиров каждое.

З. Экотуризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды. Можно  организовывать как тематические ознакомительные  туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.

4. Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих  с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры.

В связи с повышением интереса к  познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристскими потоками.

5. Тематический туризм. Этот вид  туризма предусматривает повышенный  интерес к конкретному явлению, например, к климату местности, превалирующему над остальными туристскими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.

По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число  путешествующих в мире к 2020 г. приблизится  к 1,6 млрд. (в 1997 г. путешествовало 612 млн. человек).

 Согласно прогнозу  ЮНВТО, Китай к 2020 г. станет  ведущим туристским направлением  в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн. (табл. 1.2). Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем - Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн. прибытий). Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд. Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долл. в день.

Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная  иностранными туристами во время  их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд).

Таблица 1

Международный туризм в  регионах мира7

Основные страны - туристские центры региона

Основные генерирующие страны для регионов

Африка

Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд

Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Испания, Швейцария, Нидерланды

Америка

США, Пуэрто-Рико, Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Багамские острова, Аргентина, Бразилия

США, Великобритания, Канада, Германия, Мексика, Франция, Япония, Скандинавские  страны

ВАТ

Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия

Япония, Великобритания, США, Германия, Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия

Европа

Франция, Австрия, Испания, Великобритания, Италия, Германия, Венгрия, Швейцария

Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны, США, Бельгия

Ближний Восток

Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн

Египет, Иордания, США, Германия, Великобритания, Франция

Южная Азия

Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бангладеш, Иран

Великобритания, Индия, США, Германия, Франция, Япония, Италия

Информация о работе Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма