Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что международный туризм играет важную роль в экономических отношениях и развитии культурных связей между странами.
Туристская индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристских услуг и товаров имеет сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели. Туристский рынок связан с экономико-географической характеристикой территории.
Туристский рынок, как и любой другой, только в исключительных случаях представляет собой компактную, закрытую и гомогенную единицу. Как правило, он состоит из множества частей или сегментов1.

Файлы: 1 файл

284757_mejdunarodnyiy_turizm.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Источник: построена автором  по данным ЮНВТО http://www.unwto.org

Что касается туристских потоков между регионами, то здесь  лидируют потоки между Америкой и  Европой. Это первенство является результатом  увеличения предложений перелетов  через Атлантику и снижения соответствующих  тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

Европа более других регионов привлекает к себе туристов, однако число их растет медленнее. Страны Европы принимают 60% гостей со всего мира, и только 50% всех поступлений от туризма в мире приходится на их долю.

Европейский регион является лидером по туристскому обмену. В  Западной Европе расположены страны-лидеры по количеству принятых туристов (табл. 2).

Таблица 2

Страны-лидеры международного туризма (2009-10гг.)8

Как видно из таблицы, лидером по количеству туристских прибитый является Франция - 76.8 млн. человек. Также  из стран Западной Европы в десятку  попали  Испания (52,7млн. чел.), Италия (43,6 млн. чел.), Великобритания (28,1 млн. чел.), Германия (26,9 млн. чел.). По доходам Испания и Франция занимают второе и третье место в мире.

 

 

Глава 3. Роль туризма в международной торговле

Динамика экспорта туристских услуг в мире в период 1980-2011гг. приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика экспорта туристских услуг в мире, 1980-2011гг. млн. долл. США9

Источник: построена автором  по данным UNCTAD http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

 

Как видно из статистических данных, в период 1980-2011гг. наблюдается рост экспорта туристских услуг в мире в 10 раз.  Локальный спад наблюдался в 2008-09гг. что связано с мировым финансовым кризисом.

Динамика экспорта туристских услуг на фоне других услуг в мире в период 2080-2011гг. приведена на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика экспорта туристских услуг на фоне других услуг в мире, 1980-2011гг. млн. долл. США10

Источник: построена автором  по данным UNCTAD http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

Как видно из статистических данных, в период 1980-2011гг. наблюдается рост экспорта всех услуг и рост экспорта туристских услуг в мире. Рост всех услуг составил 8 раз, в то время, как туризма в 10 раз, т.е. туризм показывает более высокие темпы роста по сравнению с другими секторами услуг. Динамика доли туристских услуг в мировом экспорте услуг в период 1980-2011гг. в млн. долл. США приведена на рисунке 6.

Рис. 6. Динамика доли туристских услуг в мировом экспорте услуг, 1980-2011гг. млн. долл. США11

Источник: построена автором  по данным UNCTAD http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

 

Как видно из статистических данных, в период 1980-2011гг. наблюдается  снижение доли экспорта туристских услуг  в мире на фоне повышения роли иных услуг.

 

Заключение

На основе рассмотренного материала можно сделать ряд  выводов о динамике и основных направлениях международного туризма.

В период с 2000 по 2010 гг. наблюдается  общий положительный тренд торговли услугами в мире. Только для 2009 года отмечен отрицательный прирост торговли услугами. Мировая торговля услугами возросла более, чем в 2 раза.

В мировом экспорте услуг  с 2000 года по 2009 год сократился удельный вес транспортных перевозок и  туризма, при этом возросла доля страховых  и финансовых услуг, а также компьютерных, информационных, коммуникационных и других коммерческих услуг. В условиях мирового экономического кризиса периода конец 2008-2009 годов в развитии международной торговли наблюдаются тенденции спада в 12%. В 2010 году отмечен рост рынка.

Развитые страны опережают  развивающиеся в мировой торговле услугами. В мировой географической структуре внешней торговли услугами (экспорт) на европейские страны приходится около 50% всего объема рынка. На развитые страны Северной Америки приходится около 20% мирового экспорта услуг. Развивающиеся страны Азии имеют также около 20% в мировом экспорте услуг. При этом отмечается тенденция увеличения доли Азии и уменьшения доли Северной Америки (США и Канады). Страны с переходной экономикой и развивающиеся страны имеют близкие показатели торговли услугами.

В пятерку мировых  лидеров среди экспортеров услуг  входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более.

Определено, что туризм является важным фактором регионального  развития. На сегодняшний день уровень развития туризма в разных странах и регионах мира в значительной степени отличается. Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

В настоящее время  на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных  туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Пространственная структура  международного туризма характеризуется  относительной стабильностью. На протяжении последнего десятилетия выделенные группы стран (их количество и состав) не изменились. Отмечалась перегруппировка стран внутри вычлененных таксонов, в частности улучшение позиций стран Центрально-Восточной Европы и России, а также новых индустриальных стран Азии.

Развитие международного туризма в 2000-е годы сопровождалось переходом отдельных стран (Египет, Китай, Таиланд, Турция и др.) в другие группы, в основном из «продвинутой» Периферии в Полупериферию мирового туристского пространства.

В процессе развития международного туризма увеличивается отрыв  США от остальных стран Центра мирового туристского пространства, сокращается разрыв между странами Центра и Полупериферии и увеличивается  между Полупериферией и Периферией.

 

 

Список использованных источников

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 464 с.
  2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма М.: Академия, 2005. - 192 с.
  3. Tourism Highlights. Edition 2009. World Tourism Organization, Madrid, 2011. Р. 11
  4. Сайт Всемирной туристической организации http://www.unwto.org
  5. http://statistics.unwto.org/sites/all/files/pdf/cordula.pdf
  6. Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации http://www.russiatourism.ru
  7. UNWTO World Tourism Barometer http://statistics.unwto.org/sites/all/files/pdf/cordula.pdf
  8. UNCTAD http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

1 Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма М.: Академия, 2005. -  с. 9

2 Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2004. – с. 13

3 Tourism Highlights. Edition 2009. World Tourism Organization, Madrid, 2011. Р. 11

4 Сайт Всемирной туристической организации http://www.unwto.org

5 http://statistics.unwto.org/sites/all/files/pdf/cordula.pdf

6 Tourism Highlights. Edition 2009. World Tourism Organization, Madrid, 2010. Р. 12

7 Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации http://www.russiatourism.ru

8 UNWTO World Tourism Barometer http://statistics.unwto.org/sites/all/files/pdf/cordula.pdf

9 http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

10 http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

11 http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

 


Информация о работе Международный туризм. Динамика и основные направления международного туризма