Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:01, доклад

Описание работы

Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯЯ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические аспекты международной миграции рабочей силы

 

1.1 Сущность и виды  международной миграции рабочей  силы

 

Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией - понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

1) В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней – из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на:

-межконтинентальную;

-внутриконтинентальную.

2)  В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:

-постоянную, или безвозвратную(  имеет характер межконтинентальная                       миграция и миграция из села в город);

-временную, как правило, внутриконтинентальную;

-сезонную, связанную с ежегодными  поездками на зароботки или  кочевники;

-маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту роботы за -пределы своего населенного пункта.

3)  В зависимости от правового статуса миграция может быть– легальной и нелегальной.

Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.

 Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и не  иммигранты, легально допущенные  в страну. Для стран, которые  традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого  уровня иммиграции; - работники-мигранты  по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. По данным МОМ, на начало 2011 года в мире насчитывалось более 214 миллионов мигрантов.

- нелегальные иммигранты.  Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

- лица, просящие убежища.  До 80-х гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. На конец 2010 года по данным ООН их число составляет 837 500 . Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

-беженцы. Поданным ООН, в мире  на конец 2010 года  насчитывается  более 43.7 млн. беженцев (из них  около 4  млн. возвратившихся  в места прежнего проживания, но  находящиеся под патронажем  ООН). Большинство сегодняшних беженцев  живут в специальных лагерях.  Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По  оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

 

 

 

1.2 Экономических эффект  международной миграции.

 

 

Начнем с рассмотрения неинтегрированного экономического мира, а затем посмотрим, что произойдет при возможности международного перемещения рабочей силы.

Допустим, мы имеем мировую экономику, состоящую всего из двух стран  А (Home) и B (Foreign) с двумя факторами производства в каждой – землей и трудом. Предположим, что обе страны производят только один продукт, который просто будем рассматривать как "выпуск". Таким образом, нет возможности для нормальной торговли (обмена различными товарами) в этом мире. Один лишь путь для этих стран к экономической интеграции – посредством движения труда или земли. В большинстве случаев земля по определению не может перемещаться. Поэтому эта модель интеграции может функционировать только посредством международной миграции рабочей силы. При росте количества труда, привлекаемого для обработки ограниченного ресурса Е (земля), MPL (предельный продукт труда) будет уменьшаться, поскольку возрастает отношение труд/земля, а следовательно, снижается производительность труда. Это отражает закономерный случай: если страна на одном и том же участке земли пытается использовать больше работников, то для того, чтобы сохранить тот же уровень производительности, она должна применять технологии с возрастающей интенсивностью труда.

     

Рис. 8.2. Реальный продукт труда и распределение дохода

На рис. 8.2 показано, как предельный продукт труда зависит от занятости, а реальная зарплата, приходящаяся на каждую единицу труда, равна предельному  продукту труда. Известно, что общий выпуск может быть измерен как площадь под кривой предельного продукта. Из этого общего объема выпуска зарплата, получаемая рабочими, равна реальной ставке зарплаты, умноженной на число занятых в национальной экономике (заштрихованная площадь на рисунке). Остаток равен арендной плате, получаемой землевладельцами.

Предположим, что в национальной экономике и за рубежом одинаковая технология, но различное отношение  земля/труд. Если страна в изобилии наделена рабочей силой, рабочие  в ней будут получать меньше, чем за рубежом, а земля будет стоить дороже, чем за рубежом. Это очевидный факт, стимулирующий движение факторов производства. Работники будут стремиться за рубеж, иностранные землевладельцы – к перемещению земли в нашу страну, но, как мы предположили, последнее невозможно. Что же произойдет, если рабочим, проживающим в этих странах, будет разрешено свободно перемещаться?

     

Рис. 8.3. Эффект международной миграции рабочей силы

На рис. 8.3 показано, что горизонтальная ось отражает общую мировую рабочую силу. На вертикальной оси показан предельный продукт труда в каждой стране, который ограничивает использование мировых трудовых ресурсов в национальных экономиках двух стран (А и F). В первоначальный момент, когда никакого перемещения трудовых ресурсов между странами нет, мировой ресурс рабочей силы распределился между странами по горизонтальной оси в точке L1. При этом в стране А заработная плата находится на уровне W/P1, а в стране F – на уровне W*/P*1. Поскольку заработная плата за рубежом выше, то определенная часть рабочих из страны А будет эмигрировать за рубеж. Это движение уменьшит число занятых в ней, тем самым повысит зарплату до уровня W/P2, в то же время увеличит число занятых и уменьшит зарплату за рубежом до уровня W*/P*2.

При условии отсутствия ограничений  на движение рабочей силы этот процесс  будет продолжаться до тех пор, пока предельный продукт труда не сравняется в двух странах. Этот процесс изображен на рис. 8.3 в точке А.

Отметим три главных момента, касающихся рассмотренного процесса перераспределения  мировой рабочей силы.

1. Перераспределение приводит к выравниванию реальных ставок заработной платы (зарплата возрастает в стране А и падает за рубежом в стране F).

2. Увеличивается мировой выпуск в целом. Заграничный выпуск возрастает на величину под его кривой предельного продукта от точки L1 до L2, в то время как выпуск страны уменьшается на соответствующую площадь под его кривой предельного продукта. На рис. 8.3 показано, что заграничный выигрыш больше потерь страны на величину площади ABC.

3. Несмотря на этот выигрыш, некоторые группы получили реальный ущерб от таких изменений. Те, кто первоначально работали в стране, получили более высокую зарплату, но те, кто первоначально работали за рубежом, получили более низкую зарплату.

Землевладельцы за рубежом выигрывают от большего предложения труда, но положение  землевладельцев в стране А ухудшилось.

Таким образом, как и в случае выигрышей от международной торговли, международная миграция рабочей силы, позволяя в принципе каждому улучшить свое положение, приносит ущерб некоторым группам на практике.

Мобильность рабочей силы в нашем  простом примере, как и для  случая торговли, обусловлена международными различиями в ресурсах и выгодна в том смысле, что увеличивает общий мировой выпуск, хотя и ассоциируется с сильным эффектом распределения дохода, что делает такой выигрыш проблематичным.

Предположим теперь, что страны производят два продукта, один из которых более трудоемкий, чем второй. Мы знаем, что в этом случае торговля может служить альтернативой мобильности факторов: страна может экспортировать труд и импортировать землю путем экспорта трудоемких товаров и импорта товаров, требующих более интенсивного использования земли. В этом случае такая торговля приведет к выравниванию цен на факторы без необходимости перемещения самих факторов производства. В этом случае отпадает стимул к миграции рабочей силы за рубеж. Однако на практике торговля не всегда служит совершенным "заменителем" международного движения факторов, поскольку полное выравнивание цен на факторы не наблюдается в реальной действительности.

Причины:

·  страны очень сильно различаются на деленностью факторами, что не позволяет обмениваться ими по мировым ценам (мигранты из стран с высоким уровнем безработицы соглашаются работать за более низкую заработную плату);

·  существуют естественные и искусственные барьеры для перемещения факторов производства между странами, в том числе и трудовых ресурсов;

·  между странами существуют значительные качественные различия как в технологиях, так и качестве трудовых ресурсов.

А теперь зададимся вопросом: почему движение факторов не заменяет стимулов к международной торговле? Ответ  аналогичен: в то время как простая модель движения факторов может сделать международную торговлю товарами необязательной, в реальной жизни существуют значительные барьеры к свободному движению труда и других потенциально мобильных ресурсов. И некоторые ресурсы не могут быть доставлены вместе – канадские леса и карибское сияние солнца не могут мигрировать.

Таким образом, расширение простой  модели мобильности факторов не меняет фундаментальных положений. Основной вывод – торговля факторами в чисто экономическом смысле подобна торговле товарами – возникает в основном по тем же самым причинам и приводит к схожим результатам.

 

 

1.3 Миграционный закон  на современном этапе

 

С 15 января 2007 г. вступило в силу новое  миграционное законодательство. 
Это, во-первых, совершенно новые принципы учета иностранных граждан, находящихся в России. Принят ФЗ №109 «О миграционном учете…», согласно которому  создается единая база данных по иностранным гражданам и лицам без гражданства и определяются принципы ее формирования, что в идеале должно положить конец или хотя бы значительно уменьшить зависимость находящихся в России иностранцев от субъективного подхода и не профессионализма чиновников и сотрудников правоохранительных органов.  
В Законе упорядочены понятия место жительства и место пребывания, а также регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Введено новое понятие – учет по месту пребывания. Определен новый (уведомительный) порядок регистрации. Однако, по сравнению с исходным вариантом (принятым в первом чтении), в окончательной редакции уведомление осуществляет-  влияет не иностранный гражданин, а принимающая сторона (фирма, хозяйка квартиры, комендант общежития ). Также изменяется форма и содержание миграционной карты (за счет увеличения количества сведений, фиксируемых в ней) и повышается ее статус, как необходимого документа для установления легитимности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации.  
Второй закон (ФЗ № 110 «О внесении изменений в Федеральный закон о правовом положении…») содержит много новых положений по отношению к гражданам стран СНГ, с которыми у России установлен безвизовый порядок въезда. Разрешение на работу выдается лично иностранному гражданину (а не через работодателя) с правом последующего самостоятельного устройства на работу уже на законном основании. Срок оформления такого индивидуального разрешения на право работать определен законом в 10 дней, хотя в настоящее время реально составляет от двух до четырех недель.  
По новым законам о миграции для работодателя мало что изменилось. Правда, он получает право напрямую нанимать на работу граждан (имеющих разрешение) без оформления для своей фирмы разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Однако, вводится понятие квоты не только на трудовую миграцию из дальнего зарубежья, как раньше, но и для безвизовых стран, правда, пока только в виде заявки на последующий год, да и то только от крупных потребителей ИРС. Также работодателю вменяется в обязанность уведомлять о приеме иностранцев на работу миграционную службу и органы занятости населения в течение 10 дней со дня оформления иностранца на работу.  
Также повышается роль налоговых органов. Во-первых, ужесточается механизм проверки фирм на предмет привлечения ИРС и уплаты отчислений в бюджет. Изменениями в Кодексе об административных нарушениях значительно ужесточены штрафные санкции за нарушения в области трудовой миграции. Во-вторых, сами иностранные граждане должны будут лично вставать на налоговый учет (в связи с чем ожидаются изменения в Налоговом кодексе РФ).  
По разрешению на временное проживание (РВП) закон отменял ежегодные квоты, однако последние изменения отменяют эту отмену!  
В Сочельник, 6-ого января 2007 , Президент подписал новый Федеральный Закон, который вносит изменения в Федеральный закон № 110, который вносил изменения в основной Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».  
После принятия ФЗ № 110 казалось удивительным, что вплоть до даты вступления этого закона в силу, нет никаких нормативных документов для работы по нему. Оказалось все проще: основные его революционные положения отменены, вернее, «подвешены» формулировками «в отдельных случаях», «может быть установлено с учетом особенностей» и т.п.  
Важнейшим изменением законодательства является и то, что лица, получившие Разрешение на временное проживание (РВП), теперь все равно должны будут получать разрешение на работу. 
Сохраняется внесенное ФЗ-110 право обжаловать в судебном порядке отказ в выдаче разрешения на временное проживание, чего в действовавшем ранее законе не предусмотрено.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международная миграция на современном этапе.

 

1.1 Масштабы международной  миграции.

 

В глобальных масштабах численность  международных мигрантов в 2010 году оценивается на уровне 214 млн. человек по сравнению с 195 млн. в 2005 году. Женщины составляют 49 процентов общего их количества. Шесть из десяти международных мигрантов (128 млн.) сегодня проживают в развитых странах и большинство из них (74 млн.) являются выходцами из развивающихся стран. К развитым странам относятся все страны Европы, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки и Япония. Все другие страны относятся к категории развивающихся стран.  
Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 млн. человек в период 2000-2005 годов и на 10,5 млн. человек в период 2005-2010 годов. Растет число беженцев. К 2010 году в развивающихся странах проживало 86 млн. международных мигрантов, в том числе 14 млн. беженцев.  
Замедляются миграционные потоки. За период 2007-2008 годов количество долговременных иммигрантов, принятых государствами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сократилось на 6 процентов, и дальнейшее снижение ожидалось на протяжении 2009 года. Тем не менее приток мигрантов продолжается. Регистрируется разве что возвращение поляков из Исландии и Великобритании.  
Данных о влиянии кризиса на миграцию в развивающиеся страны немного. Имеются сведения о потере работы и возрастающих оттоках трудящихся-мигрантов из Объединенных Арабских Эмиратов в связи с приостановкой инфраструктурных проектов стоимостью 582 млрд. долларов, но некоторые из этих мигрантов нашли работу в других странах Залива.  
Сокращение потоков денежных переводов является косвенным отражением уменьшения потока эмигрантов, что свидетельствует о росте безработицы и возможном уменьшении количества мигрантов в последнее время. Потоки денежных переводов в страны с низким и средним уровнем дохода в 2009 году составили сумму в 316 млрд. долларов США, что на 336 млн. долларов США меньше по сравнению с 2008 годом. Тогда был зарегистрирован наивысший показатель. Самое значительное сокращение было зарегистрировано в странах Восточной Европы и Центральной Азии, где объем денежных переводов снизился на 21 процент по сравнению с уровнем 2008 года отчасти благодаря девальвации рубля по отношению к доллару.  
Одним из основных следствий экономического кризиса является рост безработицы в целом: с 5,7 процента мировых трудовых ресурсов в 2007 году до 6,6 процента в 2009 году, что означает рост числа безработных трудящихся со 178 до 212 млн. человек в общемировом масштабе. Однако между странами существуют значительные различия. В странах ОЭСР, например, средний рост безработицы составил 3 процентных пункта, в то время как в Соединенных Штатах он достиг 5, в Ирландии — 8,6, в Испании — 10 процентов.  
За исключением Великобритании, уровень безработицы среди иностранных рабочих во всех других странах рос более быстрыми темпами, чем среди местного населения. К концу 2009 года безработица среди иностранных трудящихся достигла 28,3 процента в Испании и превысила 15 процентов в Бельгии, Ирландии, Финляндии, Франции и Швеции. Рост безработицы среди иностранцев был отмечен также в Российской Федерации и в Объединенных Арабских Эмиратах.  
В результате кризиса снизилось также соотношение между работающими мигрантами и местным населением, и к концу 2009 года уровень занятости мигрантов был как минимум на 7 процентных пунктов ниже, чем среди местного населения в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Франции и Швеции. В Бельгии трудоустроены были только 53 процента экономически активных мигрантов, а в Испании и Франции работу имели только 58 процентов. В Соединенных Штатах занятость среди мигрантов снизилась на 1,4 млн. человек в период 2007-2009 годов, а в Испании в период 2008-2009 годов — почти на 300 тысяч человек.  
Большую озабоченность вызывает влияние кризиса на занятость среди молодежи. Уровень безработицы среди молодых людей, родившихся за рубежом, превышает соответствующие показатели в отношении местной молодежи. К 2009 году уровень безработицы среди молодых мигрантов достиг 15,3 процента в Соединенных Штатах, 20,2 процента — в Канаде и 24,1 процента — в среднем в 15 странах ЕС, при этом рекордно высокие показатели зарегистрированы в Испании (40,8 процента) и Швеции (35,7 процента). У молодых мигрантов больше вероятность потерять работу, поскольку они менее квалифицированны, чем местная молодежь.  
Рост безработицы, как правило, ведет к нагрузке в виде ограничения притока иностранных рабочих. Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Соединенные Штаты, Чешская Республика и Япония пересматривают сроки и условия трудоустройства, включая в них дополнительные меры по защите национальных рабочих и одновременной помощи безработным иностранцам, например позволяя лицам с истекающим сроком разрешения на работу остаться на какое-то время в поисках новой работы. Испания, Чешская Республика и Япония предложили финансовые стимулы для содействия возвращению безработных мигрантов, решивших вернуться в свои страны происхождения.  
Некоторые страны, испытывающие в настоящее время нехватку капитала, рассматривают возможность мобилизации поддержки своих мигрантов за рубежом путем выпуска "облигаций для диаспоры". К числу стран, которые выпустили или планируют выпустить "облигации для диаспоры", относятся Израиль, Индия, Непал, Руанда, Сальвадор, Филиппины, Эфиопия и Шри-Ланка.  
Несмотря на отмечавшееся ранее сокращение потоков денежных переводов, они оказались более устойчивы к воздействию экономического кризиса, чем другие виды финансовых потоков. Так, стабильность поступления денежных переводов в Филиппины позволила этой стране, несмотря на кризис, мобилизовать за счет облигаций 750 млн. долларов США. Аналогичным образом денежные переводы обеспечивают Бангладеш рейтинг, эквивалентный рейтингу многих формирующихся рынков.  
Среди потенциально неблагоприятных факторов воздействия международной миграции озабоченность развивающихся стран вызывает эмиграция высококвалифицированных кадров, особенно если она касается работников сферы здравоохранения. 74 процента врачей и 65 процентов медсестер, родившихся за рубежом, работающих в странах ОЭСР, были выходцами из стран, не являющихся членами этой организации. Для некоторых стран, лишившихся медицинского персонала в результате эмиграции, это имело катастрофические последствия. Применительно к Анголе, Антигуа и Барбуде, Гаити, Гайане, Гренаде, Доминике, Либерии, Мозамбику, Объединенной Республике Танзания и другим: более половины врачей, родившихся в каждой из этих стран, работают в странах ОЭСР. Для предотвращения оттока медицинского персонала из стран, испытывающих в нем серьезный дефицит, в мае 2010 года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла не являющийся обязательным кодекс практики международного набора медицинских кадров. Кодекс предлагает странам иммиграции воздержаться от найма в странах, испытывающих серьезный дефицит медиков.  
 

Информация о работе Миграция рабочей силы