Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:01, доклад
Международная миграция рабочей силы - представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
1.2 Основные направления международной миграции
Направления миграционных потоков
сравнительно устойчивы, причем зачастую
они пересекаются. Решающее значение
имеют экономические
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в развитые страны;
2) миграция в рамках развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);
5) миграция работников, квалифицированных
специалистов из промышленно
развитых стран в
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.
В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США – обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600– 800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами – членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах – импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.
Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).
Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических; стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва – около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский AО – 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО – 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство мигрантов – 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).
Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах – ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая
может возникнуть в области импорта
рабочей силы из стран ближнего зарубежья
к началу 2000 г., связана с волной
нелегальных трудящихся-
1.3 Миграционный закон на современном этапе
С 15 января 2007 г. вступило в силу новое
миграционное законодательство.
Это, во-первых, совершенно новые принципы
учета иностранных граждан, находящихся
в России. Принят ФЗ №109 «О миграционном
учете…», согласно которому наконец-то
создается единая база данных по иностранным
гражданам и лицам без гражданства и определяются
принципы ее формирования, что в идеале
должно положить конец или хотя бы значительно
уменьшить зависимость находящихся в
России иностранцев от субъективного
подхода и непрофессионализма чиновников
и сотрудников правоохранительных органов.
В
Законе упорядочены понятия место жительства
и место пребывания, а также регистрация
по месту жительства и регистрация по
месту пребывания. Введено новое понятие
– учет по месту пребывания. Определен
новый (уведомительный) порядок регистрации.
Однако, по сравнению с исходным вариантом
(принятым в первом чтении), в окончательной
редакции уведомление осуществляет-
влияет не иностранный гражданин, а принимающая
сторона (фирма, хозяйка квартиры, комендант
общежития ). Также изменяется форма и
содержание миграционной карты (за счет
увеличения количества сведений, фиксируемых
в ней) и повышается ее статус, как необходимого
документа для установления легитимности
нахождения иностранного гражданина в
Российской Федерации.
Второй закон (ФЗ № 110 «О внесении изменений
в Федеральный закон о правовом положении…»)
содержит много новых положений по отношению
к гражданам стран СНГ, с которыми у России
установлен безвизовый порядок въезда.
Разрешение на работу выдается лично иностранному
гражданину (а не через работодателя) с
правом последующего самостоятельного
устройства на работу уже на законном
основании. Срок оформления такого индивидуального
разрешения на право работать определен
законом в 10 дней, хотя в настоящее время
реально составляет от двух до четырех
недель.
По новым законам о миграции для работодателя
мало что изменилось. Правда, он получает
право напрямую нанимать на работу граждан
(имеющих разрешение) без оформления для
своей фирмы разрешения на привлечение
иностранной рабочей силы. Однако, вводится
понятие квоты не только на трудовую миграцию
из дальнего зарубежья, как раньше, но
и для безвизовых стран, правда, пока только
в виде заявки на последующий год, да и
то только от крупных потребителей ИРС.
Также работодателю вменяется в обязанность
уведомлять о приеме иностранцев на работу
миграционную службу и органы занятости
населения в течение 10 дней со дня оформления
иностранца на работу.
Также повышается роль налоговых органов.
Во-первых, ужесточается механизм проверки
фирм на предмет привлечения ИРС и уплаты
отчислений в бюджет. Изменениями в Кодексе
об административных нарушениях значительно
ужесточены штрафные санкции за нарушения
в области трудовой миграции. Во-вторых,
сами иностранные граждане должны будут
лично вставать на налоговый учет (в связи
с чем ожидаются изменения в Налоговом
кодексе РФ).
По разрешению на временное проживание
(РВП) закон отменял ежегодные квоты, однако
последние изменения отменяют эту отмену!
В Сочельник, 6-ого января 2007 , Президент
подписал новый Федеральный Закон, который
вносит изменения в Федеральный закон
№ 110, который вносил изменения в основной
Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации».
После принятия ФЗ № 110 казалось удивительным,
что вплоть до даты вступления этого закона
в силу, нет никаких нормативных документов
для работы по нему. Оказалось все проще:
основные его революционные положения
отменены, вернее, «подвешены» формулировками
«в отдельных случаях», «может быть установлено
с учетом особенностей» и т.п.
Важнейшим изменением законодательста
является и то, что лица, получившие Разрешение
на временное проживание (РВП), теперь
все равно должны будут получать разрешение
на работу.
Сохраняется внесенное ФЗ-110 право обжаловать
в судебном порядке отказ в выдаче разрешения
на временное проживание, чего в действовавшем
ранее законе не предусмотрено.